Сознание человека
Сознание– высший уровень развития психики, это высшая, свойственная
человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и
закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней
модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразова-
ние окружающей действительности. Функция сознания заключается в форми-
ровании целей деятельности, в предварительном мысленном построении дейст-
вий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование
поведения и деятельности человека.
Сознание человека обеспечивает:
а) знание об окружающем мире через познавательные процессы: ощуще-
ние, восприятие, память, мышление, воображение и внимание;
б) различение субъекта и объекта (выделение «Я» и «НЕ-Я») – самосозна-
ние;
в) осуществление целеполагающей деятельности;
г) появление определенных отношений (чувств, эмоциональных отноше-
ний).
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных вы-
ше специфических качеств сознания является язык.
Сознание – это высшая интегрирующая форма психики, результат общест-
венно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности
при постоянном общении с другими людьми, это единство всех психических
процессов, состояний и свойств человека как личности. Можно сказать, что
сознание человека рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие.
Основными функциями сознания являются следующие:
• отражательная,позволяющая адекватно отражать окружающий мир,
условия жизни и деятельности человека;
• регулятивно-оценочная,обеспечивающая регулирование и оценку
результатов деятельности;
• рефлексивная,позволяющая человеку осуществлять самопознание, т.е.
осознавать свои внутренние психические акты и состояния;
• порождающая (творчески-креативная),дающая возможность созда-
вать новое, оригинальное.
Сознание человека имеет следующие особенности:
• категоричность –отражение мира через призму общечеловеческих
знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;
• отражение существенных взаимосвязей,наиболее значимых в данной
ситуации;
• осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе
общечеловеческих понятий и представлений;
• обусловленность индивидуального сознания общественными фор-