Сознание человека

Сознание– высший уровень развития психики, это высшая, свойственная

человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и

закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней

модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразова-

ние окружающей действительности. Функция сознания заключается в форми-

ровании целей деятельности, в предварительном мысленном построении дейст-

вий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование

поведения и деятельности человека.

Сознание человека обеспечивает:

а) знание об окружающем мире через познавательные процессы: ощуще-

ние, восприятие, память, мышление, воображение и внимание;

б) различение субъекта и объекта (выделение «Я» и «НЕ-Я») – самосозна-

ние;

в) осуществление целеполагающей деятельности;

г) появление определенных отношений (чувств, эмоциональных отноше-

ний).

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных вы-

ше специфических качеств сознания является язык.

Сознание – это высшая интегрирующая форма психики, результат общест-

венно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности

при постоянном общении с другими людьми, это единство всех психических

процессов, состояний и свойств человека как личности. Можно сказать, что

сознание человека рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие.

Основными функциями сознания являются следующие:

отражательная,позволяющая адекватно отражать окружающий мир,

условия жизни и деятельности человека;

регулятивно-оценочная,обеспечивающая регулирование и оценку

результатов деятельности;

рефлексивная,позволяющая человеку осуществлять самопознание, т.е.

осознавать свои внутренние психические акты и состояния;

порождающая (творчески-креативная),дающая возможность созда-

вать новое, оригинальное.

Сознание человека имеет следующие особенности:

категоричность –отражение мира через призму общечеловеческих

знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;

отражение существенных взаимосвязей,наиболее значимых в данной

ситуации;

осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе

общечеловеческих понятий и представлений;

обусловленность индивидуального сознания общественными фор-