Предмет психологии и ее основные задачи
Тема 1. Предмет, задачи и методологические основы психологии
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Вопросы:
1. Предмет психологии и ее основные задачи.
2. Связь психологии с другими отраслями научных знаний.
3. Общая методология психологии и ее основные принципы.
Литература:
Основная – 8,с.5-85;18,с.5-28;13,с.5-44.
Дополнительная – 1,9,17,21,27,30,31.
Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире чело-
века, о том, что часто называют его душевной жизнью.
Специфической особенностью человека является наличие у него как бы
двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, ин-
тимной, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит,
определяет цели, составляет планы, ведет внутренний диалог с самим собой.
Внешне наблюдаемая жизнь проявляется в актах поведения (словах, действиях,
поступках).
Внутренний мир человека сложно организован, он безграничен в про-
странстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, бу-
дущее и даже – вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день,
строить планы, мечтать о будущем, выстраивать перспективу своей жизни, со-
хранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.
Сам термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche –ду-
ша, психика; logos --знание, осмысление, изучение. Следовательно, в букваль-
ном значении «психология» -- это знание о психике, наука, изучающая ее.
Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском
богословии, в науку оно было введено в ХУIII в. немецким ученым Христианом
Вольфом.
Психика – есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъек-
тивное отражение объективной реальности, необходимое человеку (а также жи-
вотным) для активной деятельности и управления своим поведением.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и
проявления психики и сознания человека.
Объектом исследования в психологии является человек (люди), а предме-
том – явления, закономерности и механизмы психики.
Слово «психология» имеет и другое значение, которое является даже наи-
более распространенным. Оно используется для обозначения психической,
«душевной» жизни, представляющей собой особую реальность. Если свойства
психики обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии –
конкретного человека. При этом психология проявляется как совокупность ти-
пичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, по-
знания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера и др.
Людей всегда интересовали проявления их внутренней жизни, и они пыта-
лись дать этому объяснение, поэтому история психологического знания доста-
точно длительна. В ней можно выделить несколько основных этапов, которым
соответствовали определенные представления о предмете психологии:
1-й этап –психология как наука о душе, когда (более 2-х тысяч лет назад)
мыслители того времени все непонятные явления пытались объяснить наличи-
ем души. Например, Аристотельвыделял растительную, животную и разум-
ную душу, материалист Демокритсчитал, что душа состоит из особых более
тонких чем физические тела атомов, идеалист Платонсчитал, что душа иде-
альна и не имеет ничего общего с материей.
2-й этап(начался с ХУII в.) – психология как наука о сознании. При этом
под сознанием понималась способность думать, чувствовать, желать. Видней-
шими представителями этого этапа были западноевропейские ученые Р. Де-
карт, Д. Локки др.
3-й этап( начался в ХХ в.) – психология как наука о поведении. При этом
задачей психологии является наблюдение за тем, что можно увидеть, т.е. пове-
дение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, при этом
не учитывались. Основоположниками данного этапа были американские уче-
ные Д. Уотсон, Э. Торндайки др.
4-й этап( современный) – психология как наука, изучающая факты (явле-
ния), закономерности и механизмы психики, основывающаяся на базе материа-
листического взгляда на мир.
Особенности психологии как науки состоят в том, что она изучает самый
сложный предмет – свойство высокоорганизованной материи, называемое пси-
хикой, при этом мысль как бы совершает поворот на себя( в психологии слива-
ются объект и субъект познания), кроме того, психология имеет уникальное
практическое значение для любого человека, так как позволяет:
а) глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя;
б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и
всем своим поведением;
в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.
Научная психология существенно отличается от житейской, при этом их
соотношение проявляется в следующем:
• житейские знания более конкретны, они приурочены, как правило, к
конкретным ситуациям, научная же психология стремится к обобщениям, по-
зволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы;
• житейские психологические знания обычно носят интуитивный харак-
тер, приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные – более
рационально, осознанно и целенаправленно;
• житейская психология в отличие от научной имеет ограниченные воз-
можности для передачи информации, так как житейский опыт -- конкретный и
интуитивный;
• научная психология располагает уникальным фактическим материалом,
не доступным ни одному носителю житейской психологии;
• в научной психологии в отличие от житейской используется более
фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения знаний.
Основные задачи психологии – это:
1) качественное изучение психических явлений;
2) анализ формирования и развития психических явлений;
3) изучение физиологических механизмов психических явлений;
4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и
деятельности людей.
История развития психологии как самостоятельной науки представляет со-
бой поиск своего предмета исследования, то есть, того главного и основного,
что определяет внутренний мир человека и его «душевную жизнь». Будучи тес-
но связанной с другими областями знаний: философией, естественными наука-
ми и др., психология оказалась под их влиянием в решении этой важнейшей за-
дачи. В результате предметом психологии в разное время являлись разные аб-
страктно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявле-
ния, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры,
личность, индивидуальность, деятельность и др.
Эти отдельные проекции целостной психологии человека использовались в
качестве базовых категорий, на основе которых оформлялись отдельные науч-
ные школы и направления. При этом каждая научная школа на основе своей ка-
тегории и одностороннего представления о природе психического создавала
собственное представление о человеке.
Важнейшими из таких направлений являются следующие:
бихевиоризм(от англ. behaviour – поведение), – при котором базовой ка-
тегорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакци-
ям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции,
внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому на-
блюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рас-
сматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воз-
действия. Основателями данного направления были Д. Уотсон, К. Лешли, Б.