ТЕМА 6. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГОТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА 2 страница

Периптер (греч.) – античный храм, окруженный со всех сторон колоннадой.

Перистиль (лат.) – 1) колоннада, обрамляющая площадь или двор дома или общественного здания; 2) сама площадь, окруженная колоннадой.

Пикностиль (греч.) – здание, храм с тесной расстановкой колонн, при которой интерколумнии (см.) не превышают 1,5 диаметра колонны.

Пилон – массивный устой, напр.: устой моста, столб, служащий одной из опор купола или крестового свода церкви и т.п.

Плинфа (гр. — плитка, кирпич), широкий и пло­ский обожженный кирпич. Имеет форму, близкую к квадрату (в среднем 40´30´3,5 см). Связующим веществом служил цемяночный раствор, ширина которого равнялась ширине кирпича. П. поя­вилась из византийской архитектуры. Но в постройках Киевской Руси уже с X в. полосы раствора были в 3 раза шире рядов кирпича. Так как ряды П. через 1 ряд углублялись внутрь стены для создания пере­вязки швов, а наружная пустота закрывалась раствором, отсюда тройная толщина швов и полосатость стен. В Византии кладка П. со скрытыми швами появилась только в конце XI в.

Портал (лат.) – архитектурный обработанный вход в общественное здание, дворец, церковь и т.п.

Постикум (лат. posticum — задняя дверь « posticus — на­ходящийся позади « post — сзади), латинское название опистодома (см.).

Пронаос (греч.) – полуоткрытая часть античного храма между входным портиком и наосом (целой).

Пропилеи (греч.) – монументальные ворота, вход на акрополь, в священную ограду теменос (см.) и т.п.

Простиль (греч.) – античный храм с выдвинутыми вперед колоннами (портиком) только на лицевом фасаде.

Раскреповка – небольшой выступ или излом линии фасада, антаблемента, карниза и т.п. по горизонтали.

Ретикулат (лат.) – сетчатая регулярная конструктивная облицовка бетона.

Ростра (лат. rostra — носы кораблей, мн. ч. « rostrum — нос корабля « rostum — ростр, корабельный клюв — подводный таран в носовой части корабля, обитый металлом для пробивания враже­ских кораблей). 1. Ораторская трибуна на форуме (см.) Др. Рима, украшенная носами вражеских кораблей, отнятых у побежденных антийцев. 2. Украшение в виде носовой части древнего судна, часто на колонне.

Ротонда (ит. rotonde « лат. rotundus — круглый), центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно перекрытая куполом (см.). По периметру нередко расположены колонны.

Своды могут быть подразделены на повышенные, пониженные и плоские: 1) повышенные – когда отношение стрелы свода (подъема) к пролету свода больше 1/2; 2) пониженные – когда отношение стрелы к пролету свода колеблется между 1/4 и 1/2; 3) плоские – когда отношение стрелы к пролету свода менее 1/4.

Свод ложный – образованный постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов кладки; не дает горизонтального распора.

клинчатый – выложенный из камней клинообразной формы; клинообразную форму могут иметь не камни, а швы между камнями. Такой свод дает горизонтальный распор.

цилиндрический – поверхность свода образована движением образующей прямой (остающейся параллельной самой себе) по плоской кривой направляющей или, наоборот, движением плоской кривой направляющей по прямой образующей.

По форме направляющей цилиндрические своды разделяются на: 1) круговые или полуциркульные; 2) коробковые, эллиптические и параболические; 3) стрельчатые;

свод круговой или полуциркульный – с направляющей, которая представляет собой по­луокружность;

коробовый – с направляющей, которая представляет собой коробовую, эллиптическую или параболическую кривую;

стрельчатый – с направляющей, которая представляет собой две дуги круга, пересекающиеся в шелыге (см.);

бочарный – образованный движением плоской кривой образующей по кривой направляющей;

крестовый – состоит из четырех распалубок (см.): применяется для перекрытия квадратных и прямоугольных в плане помещений; давление крестового свода сосредоточено на четырех углах;

сомкнутый – свод из четырех (или большего числа) лотков (см.); применяется для перекрытия квадратных (прямоугольных и многоугольных) помещений; давление сомкнутого свода передается на все протяжение опорных стен (не только на углы, как в крестовом своде);

зеркальный – сомкнутый свод, верх которого срезан горизонтальной плоскостью (или очень плоским сводом); оставшиеся боковые цилиндрические части сомкнутого свода назы­ваются падугами (см.); средняя горизонтальная плоскость — зеркалом; зеркало обычно отделяется от падуги четкой рамой и часто используется для живописи;

крещатый – сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест цилиндрическими сводами, на пересечении которых стоит световой барабан;

ступенчатый – тип свода, применяемый для перекрытия небольших помещений при помощи системы поперечных арок, расположенных ступенями, на которые опираются ступенчатые арочки, расположенные в продольном направлении, образуя в центре открытый квадрат, иногда завершаемый световым барабаном;

балхи – сооружается над прямоугольными, близкими к квадрату помещениями: его кладка начинается из углов арочками под 45° к стенам, соединяясь в елку у середины каждой из стен помещения (Средняя Азия);

купольный – см. купол, конха;

парусный – свод на парусах (см. парус и ср. купол на парусах);

свод нервюрный – на каркасе из нервюр, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры; см. нервюра;

звездчатый – одна из форм крестового готического (нервюрного) свода, в котором введен ряд дополнительных (вспомогательных) ребер; в тонком каркасе звездчатого свода четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода;

сетчатый – в известной мере сходный со звездчатым, однако без диагональных ребер крестового свода; на месте диагональных ребер расположены четыре сферических паруса;

веерный – нервюры своды, исходящие из одного угла, имеют одинаковую кривизну, составляют равные между собой углы и расходятся наподобие веера, образуя воронкообразную поверхность (английская готика);

сотовый – особая разновидность готических сводов со сложным рисунком ребер (часто без нервюрного каркаса) и с пирамидальными углублениями между ними.

Сигнин – бетон с примесью кирпичной крошки.

Систиль (греч.) – античный храм, в котором интерколумний равняется диаметру колонны.

Скуфья (позднегреч. « древнегреч. — чашка, чаша, на которую похожа С), верхняя часть некоторых сводов (см.), обыкновенно имеющая форму шарового сегмента. В пра­вильном парусном своде при одном радиусе сферической поверхно­сти паруса и С. сливаются в единую форму. Иногда С. придают возвышенную форму купола (см.) меньшего радиуса, чем радиус парусов.

Стоя (стоа) (греч.) – греческое название портика.

Стук, стукко, штук (ит.) – высший сорт облицовочной штукатурки, обладающий большой прочностью и способный принимать после полировки вид мрамора. В состав стука входят известь, гипс, или толченый мрамор.

Субструкция (лат.) – конструкция, служащая основанием сооружения.

Таберна (лат.) – торговое и ремесленное помещение, лавка менял в Древнем Риме.

Таблиниум, таблинум (лат. tablinum « tabula — доска), помещение рим. дома, расположенное на противоположной входу стороне атрия (см.), открытое с двух противоположных строи, при необходимости могло отделяться от окружающих помещений легкими ширмами или занавесями. Рядом с Т. или с двух его сто­рон имелся коридор (fauces), который делал Т. изолированным при необходимости прохода из атриума в перистиль (см.) дома. Т. предназначался для деловых занятий хозяина, здесь хранились его документы и семейный архив. Как и атрий, Т. отделывали по возможности богато — полы и стены украшались мрамором и мо­заикой.

Табулариум (лат. tabularium — архив, сборник документов « tabulae — доска, дощечка для письма, все роды документов), здание государственного архива в Др. Риме. Кроме того, так назы­вались архивы в отдельных городах и для отдельных светских и духовных корпораций (жрецов, авгуров и т.д.). Первоначально за­коны в Риме выставлялись на форуме (см.) и потребность в Т. по­явилась, когда число государственных актов значительно увеличи­лось. В Т. хранились списки граждан, здесь же проверяли правиль­ность мер и весов.

Театрон (греч.) – места для зрителей в театрах Древней Греции.

Теменос (греч.) – огражденный священный участок (Др.Греция и Др.Восток).

Термы (лат.) – общественные бани в Др.Риме, являющиеся также местом для занятий спортом, собраний, увеселений. Термы наряду с собственно банями включали спортивные залы, залы для собраний, экседры для бесед и пр.

Тетрапилы – триумфальные арки.

Тимпан – внутреннее поле треугольного фронтона.

Трибуналия – места для почетных зрителей в римском театре.

Триклиний (лат. triclinium « гр. — три и — за­столье ложе, кровать). 1. Обеденное место, состоящее из квадрат­ного стола (mensa), окруженного с трех сторон обеденными кушет­ками (lectulus), на каждой из которых возлежали во время еды 3 человека. С четвертой стороны стола подавали еду. Каменные Т. устраивались на открытом воздухе у храмов, колодцев, могил. 2. В древнеримском доме Т., — столовая, богато украшенная. В доме могло быть несколько Т. в зависимости от времени года.

Тромп (фр. trompe — охотничий рог, trumba — труба), разновидность паруса (см.), по форме — часть конуса. Устраивался в углах сходящихся стен, обеспечивая пере­ход от квадрата (прямоугольника) основания к многоугольному или круглому очертанию венчающей части. Получил распростра­нение в архитектуре многих стран, в русской архитектуре преимущественно с XVII в.

Тумулус – тип этрусской гробницы, конический земляной холм, окруженный у основания каменной стеной, предохранявшей его от осыпания. Внутри холма одна или несколько сложенных из камня погребальных камер, обычно перекрытых ложным куполом или сводом.

Фолос (греч.) – круглое в плане здание.

Форум (лат. forum), в Др. Риме — открытая площадка в центре города (соответствует греч. агоре). Служила как рынком, так и местом для общественных собраний, политических действий и т.д. В ранние времена там же проводились и состязания, перенесеннные впоследствии при императорах в амфитеатры. Ф. обычно окружали портиками, колоннадами (см.), общественными соо­ружениями: храмами, базиликами, дворцами сената, торговыми лавками и украшали какими-либо памятниками и статуями вели­ких людей. Ф. первоначально называлась рыночная площадь, ле­жавшая вне городской черты, с ростом города включенная в его состав. В крупных городах строилось несколько Ф. с определенны­ми функциями: для торговли скотом, вином, овощами и т.д. Для общественно-политической жизни города существовал т.н. "гражданский" Ф.

Фригидарий (лат. frigidarium (-us) « frigida — холодная вода), холодная баня с бассейном в рим. термах (см.). Иногда Ф. служил одновременно и аподитерием (см.).

Целла (лат.) – внутреннее культовое помещение античного храма.

Цитадель (ит.) – укрепление, стоящее отдельно или расположенное обычно внутри крепости, являющееся последним укрытием при обороне.

Эдикула (лат. – «зданьице») – 1) в своей наиболее характерной форме – ниша, обрамленная парой колонн или пилястр, опирающихся на подножие и увенчанных фронтоном; 2) в эллинистический период в Риме были широко распространены эдикулы в виде самостоятельных небольших культовых зданий; 3) эдикулы получили широкое применение в Греции при оформлении надгробий и особых вместилищ для изображений богов в храмах, общественных зданиях и частных домах.

Эдилы (лат.) – в Древнем Риме – выборные должностные лица, наблюдавшие за общественными зданиями и храмами, за снабжением города продовольствием, за общественным порядком и т.п.

Экседра (греч.) – 1) полукруглое полуоткрытое или открытое сооружение, обстроенная стенами глубокая ниша. Экседра встраивалась в общественное здание или сооружалась в виде отдельного павильона и служила местом собеседования или отдыха (Греция, Рим). 2) парадное помещение богатого античного дома, открывавшееся в перистиль.

Экус – парадный зал патрицианского дома с внутренней колоннадой, включаемый в восстав помещений атрия и в состав перистиля.

Югер – древнеримская мера площади, которой были кратны размеры кварталов в римских городах, римский югер равен 120×240 футов (36×72 м). Первоначально югер был сельскохозяйственной единицей измерения. Эта мера той площади, которую крестьянин с парой волов мог вспахать за день.


СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

(Западная Европа V-XV вв.)

Арка (ит. аrсо « лат. arcus — дуга, изгиб), криволинейное перекрытие проема в стене; пространства между двумя опорами или конструкция, несущая свод (см.). Опорные части А. называются пятами, расстояние между ними называется пролетом А., центральный клинообразный камень — замком (см.). Расстояние между пятой и замком называется стрелой подъема. Впервые А. (каменные) появились в арх-ре Др. Востока. Далее широкое применение получили в арх-ре античного Рима.

Арка диагональная, нервюра, гурт, ожива, А. в крестовом своде, идущая по диагонали прямоугольника или квадрата, несущая распалубки, благодаря ей имеющие меньшую толщину.

Арка килевидная, по форме напоминающая опрокинутое сечение лодки.

Арка клинчатая, выложена из камней клинчатой формы или из прямоугольных камней, но с клинообразными швами, создающая распор.

Арка круговая плоская (лучковая), одноцентровая, имеющая менее половины окружности.

Арка круговая пологая (сжатая), описанная по полуокружности из центра, расположенного ниже пят (см.).

Арка лежачая, А., имеющая горизонтальный средний участок.

Арка ложная, А., выложенная путем постепенного напуска горизонтальных рядов кладки, не дающая бокового распора.

 

Виды арок

1 — полукруглая; 2 — полукруглая возвышенная; 3 — круговая плоская (лучковая); 4 — круговая пологая (сжатая); 5, 6 — подковообразная; 7 — подвесная; 8 — килевидная; 9 стрельчатая равносторонняя; 10 — стрельчатая возвышенная (ланцетовидная); 11 — ползучая; 12 — стрельчатая сжатая; 13 коробовая; 14 — лежачая; 15 — "тюдор"; 16, 17, 18 — трехлопастная; 19 — стрельчатая зубчатая

Арка мемориальная, возведенная по случаю какого-либо события: заключения мира, пожалования городу привилегий, постройка моста и т.д. A.M. — это и А. триумфальная (см.). A.M. разнообразны по своей композиции, но ведущим элементом в них почти всегда является покрытый аркой большой проезд в сочетали с ордером (см.).

Арка многолопостная (стрельчатая зубчатая), состоящая из нескольких меньших арочек.

Арка овальная (коробовая), описанная различными радиусами из 3, 5, 7 центров и т.д., в средней части имеет менее 1/2 окружности.

Арка перспективная (концентрическая), уходящая внутрь стены уступами, уменьшающихся радиусов.

Арка подвесная, состоит из 2 дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины А.

Арка подковообразная (мавританская), с повышенным центром построения.

Арка подпружная (упорная), укрепляющая или поддерживающая свод в различных типах сводчатых конструкций. А., укрепляющая цилиндрический свод в виде утолщений; расположенная под опорным кольцом купола, барабана, парусов; арки в крестовом своде, расположенные но сторонам прямоугольника его плана; аркбутаны, (см.).

Арка ползучая,с пятами на разных уровнях. Может быть стрельчатой, полуциркульной и т.д.

Арка полукруглая(полуциркульная) возвышенная(приподнятая), описанная по полуокружности из центра, расположенного выше пят, (см.).

Арка полуциркульная(полукруглая), описанная по полуокружности из центра, расположенного на уровне пят (см.).

Арка разгрузочная,заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей здания на опоры или, наоборот, от отдельных опор на стенку фундамента.

Арка стрельчатая возвышенная(ланцетовидная), состоит из 2 дуг, пересекающихся под углом. Имеет различные формы: стрельчатая равносторонняя, стрельчатая сжатая, стрельчатая плоская.

Арка стрельчатая плоская,состоящая из 2, пересекающиеся под углом дуг, центры которых находятся ниже пят А.

Арка стрельчатая равносторонняя,состоящая из 2, пересекающихся под углом дуг, центры которых находятся в пятахА.

Арка стрельчатая сжатая,состоящая из 2, пересекающихся под углом дуг, центры которых находятся на горизонтальной линии, проходящей через пяты А.

Арка ступенчатая,система арок, ступенями поднимающихся друг над другом, снаружи представляющая собой ярусазакомар (см).

Арка трехлопастная,состоящая из 3 меньших арочек.

Арка триумфальная,см. А. мемориальная, временное или постоянное сооружение, возводимое в честь триумфа полководца (в Др. Риме — торжественный въезд победителя), какого-либо торжественного события: постройка нового моста, установление границы области, заслуги (гражданские, военные) какой-либо семьи и т.д. А.Т. строилась с одно-, двух-, трехарочными пролетами, иногда с 2 взаимно пересекающимися проездами (тетрапилон). Над антаблементом (см.) А.Т. возводился аттик (см.), на котором помещалась мемориальная посвятительная надпись. Часто А.Т. украшалась аллегорической живописью, скульптурой. Временные А.Т. выполнялись из дерева. Некоторые из них затем заменялись постоянными, каменными с мраморными статуями, рельефами.

Арка "тюдор",с небольшой остроконечностью, прямолинейными частями и закруглениями у опор.

Арка щековая,подпружная боковая А. крестового свода (см.), расположенная по сторонам прямоугольника его плана.

Аркада(фр.arcade), ряд одинаковых по форме и размеру арок (см.), опирающихся на колонны (см.) или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей (см.).

Аркада ордерная,ряд арочных проемов в стене, оформленных в ордерной арх-ре, причем ордер (см.) целиком или частично, теряет свое конструктивное значение: колонна (см.) превращается в полуколонну, перестает быть несущей опорой, антаблемент (см.), входя в состав стены, перестает быть балочным перекрытием проема. Применялась как средство декоративного и масштабного оформления стены и являлась важнейшей композиционной формой рим. арх-ры. Была широко распространена во времена Республики.

Аркада по колоннам,художественно оформленная стоечно-арочная конструкция. Арки опираются на колонны (см.), причем применяются 2 варианта опор: арка ложится или непосред­ственно на капители (см.), или на соответствующие отрезки антаблемента (см.) над ними. Подобная А. в отличие от ордерной является реальным конструктивным приемом. Данная аркада — создание римско-италийской арх-ры. Имела меньшее распространение во времена Республики и наиболее значительное во времена Империи.

Аркатура (нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок), ряд ложных декоративных арок на фасаде здания или на стенах внут­ренних помещений. А. бывает непрерывной или расчлененной. В отдельных случаях между А. и стеной находится малое (непрохо­димое) пространство. В русской храмовой арх-ре А. применяется иногда в виде фриза (см.). Используется усложненный аркатурный фриз — с колоннами (см.), опирающимися на кронштейны.

Аркатура слепая,лишь пластически наложенная на поверхность стены.

Аркбутан – наружная подпорная арка, передающая подпор свода на устои (контрфорсы), помещенные снаружи здания.

Баптистерий (от гр. «купель») – в христианском храме помещение для крещения.

Бергфрид, бургфрид, в нем. средневек. замке — четырехугольная, круглая, реже многоугольная в плане башня, подобная французскому донжону (см.).

Беффруа,отдельно стоящая, а позже вошедшая в состав ратуши (см.) башня средневек. зап.-евр. города. Первоначально роль Б. выполняли башни готического собора. На раннем этапе Б. несла функцию сторожевой башни, где висел набатный колокол. Отсюда и значение Б. как символа свободы городской коммуны, поскольку город обладал правом независимости. Постепенно постройка стала включать в себя зал заседаний, арсенал, архив, где хранились печати, хартии и казна, тюрьму, торговые помещения. Здание превращается в ратушу, включающую Б. как составную часть. Б. почти не сохранились, т.к. в XV в. города выполнили роль союзников королей в борьбе за централизованную власть и Б. были разрушены как носящие "дух вольности".

Бифорий(лат. bi... — дву), готическое двухчастное окно с колоннами или пилястрой (см.) посередине.

Бург(нем. Burg, англ. borgough, ит. borgo, в лат. источниках — burgus), укрепленный пункт в средневек. Зап.Европе. Первоначально Б. укрепления военных лагерей распавшейся Римской империи, используемые населением при осадах. Планировка укрепленного замка представляла собой крепостные стены с расположенными вдоль них строениями (жилой дом - "палас", капелла, башня, хозяйственные постройки) и незастроенным центральным двором. Со временем деревянные стены заменяли каменными. Подобная планировка была широко распространена в средневек. Германии.

Вестверк(нем. Westwerk), в зап.-евр. церквях времен Каролингов и в романской арх-ре — западная поперечная пристройка в несколько ярусов, открытая в неф галереями и капеллами на хорах (см.). 2-3 больших В. завершались шатровыми покрытиями. Мощные В. широко распространялись в Сев. Германии.

Ветвь креста. См. крыло трансепта.

Вимперг (нем. Wimperg « Windberg — защита от ветра), в готической арх-ре — высокий остроконечный фронтон (см.) над входными порталами (см.) и оконными проемами. Поле В. выполнялось с ажурной резьбой или украшалось рельефами (см.). Наружные края обрамлялись краббами (см.), завершался В. крестоцветами (см.).

Галерея королей, горизонтальные ярусы на фасадах французских готических храмов со статуями библейских царей, считавшихся предками Богоматери и Христа. Так, архитектурный мотив, примененный в Соборе Парижской Богоматери, имел исключительное значение в период борьбы за объединение Франции. Впоследствии этих царей стали отождествлять с королями Франции, что послужило причиной массового уничтожения статуй во время буржуазной революции кон. XVIII в.

Гаргулья, в средневек. арх-ре — выступающий каменный желоб-водомет для стока воды с крыши. Г. часто высекались в виде какого-либо чудовища.

Донжон (фр. donjon — башня), в средневек. укрепленном замке — главная башня, стоящая внутри крепостных стен и не связанная с ними. Д. был сторожевой башней в системе обороны крепости, последним пунктом обороны при осаде и одновременно жилищем феодала. Несколько ярусов Д. имели различное назначение: в подземелье находилась тюрьма, на 1 этаже - хозяйственные помещения, на 2 — хозяйские покои (одновременно зал, столовая и спальня), на 3 этаже — комнаты для слуг, на плоской кровле с парапетом - сторожевой пункт. Единственный вход был расположен высоко над землей, внутрь попадали по приставным лестницам. Междуэтажные перекрытия были либо деревянными с деревянными же лестницами с этажа на этаж, либо сводчатыми, тогда каменные лестницы устраивались в пристройке к башне.

Зальная церковь (нем. Hallenkirche, Saalkirche). 1. Ц. несколько вытянутая в плане, с 2-3 нефами (см.) одинаковой высоты. 2. Ц. трехнефная, с более высоким, без окон, средним нефом, т.н. псевдобазилика. 3. Однонефная Ц. без трансепта с апсидой (см.). Иногда боковые нефы имеют второй ярус — эмпоры (см.). Встречаются купольные З.Ц. В зап.-евр. арх-ре известны с XI в. В XIII-XV вв. З.Ц. строятся как приходские, реже — в качестве соборов. В эпоху Возрождения З.Ц. почти не строят.

Замок, укрепленное жилище феодала. Представляет собой комплекс жилых, хозяйственных, культовых построек (казармы для гарнизона, большая галерея, служившая местом для суда, собраний, залом для празднеств, капелла, тюрьма). Первоначально укрепления представляли собой палисады, валы, рвы, затем — массивные стены с башней посреди комплекса — донжоном (см.). Со временем донжон уступает место дворцовым постройкам. Но удобства жилья долгое время приносились в жертву необходимости обороны. План здания был усложнен, жилые помещения тесны, узкие окна выходили во двор, каждая часть З. обособлена. Вся территория З. окружалась рвом, который мог быть затоплен водой. Единственным входом служили ворота, установленные в башне с подъемным мостом (см.), который иногда при подъеме закрывал ворота, имеющие к тому же и герсу (см.). Стены З., завершенные зубцами, с внутренней стороны имели деревянный настил, служивший местом для стрельбы. Вначале система обороны была пассивной, но после крестовых походов уже в XII в. стали появляться выступающие из толщи стен башни, а также машикули (см.), и оборона приобрела активный характер. В процессе колонизации у рыцарских орденов сложился особый тип З., рассчитанный не на семью отдельного феодала, а на размещение воинского отряда ордена. С развитием артиллерии З. утрачивает значение крепости. Соединение функций жилого дома и крепости постепенно распадается и к сер. XV в. главную роль начинает играть дворцовое здание, развиваясь в дворцовый, затем и дворцово-парковый ансамбль (см.). Прототипом новых зданий служил фр. З. Большие ансамбли располагались почти всегда вокруг двух дворов: внешнего (basse cour) и внутреннего (cour d'honneur), вокруг которого с 3 или 4 сторон группировались крылья З. В XVI в. З. как крепость вообще теряет свое значение.

Кампанила – в ит. арх-ре средних веков и эпохи возрождения – колокольня, обычно в виде четырехгранной (иногда круглой) башни, стоящая, как правило, отдельно от храма.

Клуатр (фр. cloitre — монастырь, лат. claustrum), в зап.-евр. монастыре (см.) — прямоугольный или квадратный двор, окруженный с 4 сторон галереями (см.), которые открывались во двор аркадами (см.). В середине каждой стороны имелся выход во двор, в центре которого находился фонтан (см.) или крест (в некоторых странах бассейн был в одном из углов К.). К. примыкал к церковному зданию с южной стороны (в монастырях) или с северной (при соборах) и сообщался с церковью через портал в соответствующем плече трансепта (см.). С противоположной стороны к К. примыкала трапезная (см.), с востока — зал капитула с дормиторием (см.)на втором этаже. Другие монастырские помещения так или иначе примыкали к К.

Контрлиерны (лат. contrа — против), поперечные нервюры (см.) связывающие между собой основные – оживы, лиерны и тьерсероны (см.).

Контрфорс (фр. contrefort — сильный выступ, contre force — противодействующая сила; англ. contrefort « лат. contra — против), вертикальная конструкция, являющаяся или выступающей частью стены, или отдельно стоящей, соединенной с ней аркбутаном (см.). Способствует устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов (см.). В античной и визант. арх-ре К. помещали внутри здания, в средневек. — снаружи. Внешняя поверхность К. могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основа­нию. Для предотвращения сдвигающих усилий в месте примыка­ния аркбутана к К. вершину К. нагружали пинаклем (см.). В XIII в. появляются К., расчлененные на внутреннюю часть, образую­щую опорный столб, и внешнюю, — собственно К. В прорезанной толще часто устраивались обслуживающие галереи (см.). Угловые К. с XII в. до нач. XV в. представляли собой соответствующие про­должения обеих стен. В период поздней котики, начиная с XV в., два угловых К. заменяли одним, находящимся под 45° к продолже­ниям стен.