ТЕМА 3. АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ РОМАНСКОГО ПЕРИОДА
VIII. РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Термин "романская архитектура" введен в научный обиход в 1925 г. Французским архитектором Арциссом де Комон, как определение западноевропейского зодчества, предшествующего готике. "Романской" эта архитектура названа потому, что в ней прослеживается возрождение некоторых римских конструкций и форм /цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, бутобетонное ядро стен с облицовкой камней/.
Но сходство приемов не делает романскую архитектуру произ-водной от римской /напомнить эпоху Каролингов/. Скорее романская архитектура - производное симбиоза деревянного зодчества варваров со строительной традицией античности.
Важнейшим признаком начала романского периода в архитектуре считается появление каменных перекрытий композиционное и конструктивное многообразие романской архитектуры допускает лишь общую характеристику ее как тектонической системы.
Внезапное ускорение темпов эволюции архитектуры в XI в и создание на протяжении жизни 3-х поколений целостной архитектурной системы объяснялась историками XIX в резким подъемом религиозного энтузиазма масс в связи с критическим тысячным годом. ,
Господство натурального хозяйства в 1Х-Х вв исключало обра
зование экономической базы, способной обеспечить жизнеспособ
ность разноплеменной и находящейся на разных ступенях культурного развития империи Карла Великого. Поэтому в I половине IX в. распри среди наследников закончились разделом его империи /843 г/ на три больших Феодальных объекдинения» к западу от Рейна /будущую Францию/ к востоку от него /будущую Германию/ и собственную "империю", включавшую в себя Италию и территорию по течению Рейна и Роны до Атлантики. Но и эти объединения дробились на множество независимых от центральной власти больших и малых княжеств и графств. Этим объясняется многообразие объемно-пространственных Форм романской орхитектуры при единстве строительных приемов.
В 911 г. опасные скандинавы получили от последнего каролин-га Нормандию и распространили свое влияние на Англию, отказавшись от набегов в на Зап. Европу.
1000 г. – обращена в христианство Дания.
1002 г. - смерть арабского полководца Альмансора облегчила задачу освобождения христианских княжеств по ту сторону Пиренеев /Испания/
1005 г. - берберийские сарацины разбиты флотами Генуи и Пизы.
Наступивший мир обусловил повышение экономического благосостояния Зап. Европы, что и вызвало резкое развитие культуры и архитектуры.
Вслед за установлением «божьего мира» укрепляется идеологическое влияние церкви.
ТЕМА 5. ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ( ХІІ ст. - ХІV ст )
АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ
Жилища. Невозможно разделить историю средневекового жилища на "романский" и "готический" периоды.
План И конструкция жилого дома складывались в различных районах Европы применительно к местной традиции.
Наиболее древние из сохранившихся каменных жилиц Франции
встречаются к югу от Луары. Типичный крестьянский дом» стены массивные из камня или гранитных блоков с небольшими окнами. Фронтон также из камня, перекрытия строительные, крыша из сланца.
Низкий цоколь служит погребом, складом, курятником. Дверь на высоте 1-2 м от земли, лестница и крыльцо каменные.
Жилые дома, построенные невдалеке от монастырей, выполнены тщательно - влияние монастырской строительной культуры.
К северу от Луары деревянные дома к XI в заменяются фахверковыми на каменном цоколе.
На востоке сельские дома рубленые, с крутым наклоном крыши, покрытие из черепицы. В нижнем этаже 3 помещения, в зале - очаг. На втором этаже 4 комнаты. Цоколь из массивных иррегулярных блоков из песчаника на растворе.
Дома горожан меньше зависели от местных условий, различия только в материалах и конструкциях.
К северу от Луары - фахверковые, к югу - массивные каменные
стены и опоры. Над цокольным этажом - цилиндрические или кресто
вые своды перекрытия верхних этажей строительные, кровли - сла
нец или черепица.
Изменился тип галло - римского дома. Атрий потерял свое значение, дом обращен к улице города, перестав быть замкнутым.
Поселения. В Х1-ХП вв города застраиваются хаотично, подчиняясь лишь рельефу и природным особенностям местности, но уже в романский период четко намечен центр города: соборная площадь, неподалеку рыночная. Если возводилась городская стена, то в готический период она становится Фактором ограничения размеров города.
С середины XII в собор или церковь были единственными общественно-политическими центрами городов. Только редкие города могли позволить постройку ратуши. Не сохранились.
В Сент Антонене сохранился жилой дом XI1-го века перестроенный под ратушу. Пристроена башня с машикули. Аркада цокольного этажа сообщалась с рыночной площадью.
В Ла Реоле - романская ратуша конца XII в. Нижний этаж перекрыт сводами на круглых столбах, украшенных грубыми капителями. Над ним зал для собраний освещенный небольшими романскими окнами. Планировка ратуш осталась неизменной до эпохи Ренессанса, маня-лись лишь материалы и конструкции. Обязательным элементом являлась дозорная башня - беффруа, с колоколом. В башне помещалась тюрьма, хранились харшин, казна и печать.
Особое значение в градостроительстве романского периода имели поселки вблизи монастырей. В них жили ремесленники, обученные монахами.
Монастыри. В Романский период крупные монастыри были центрами передового хозяйствования, образования, лечения, науки. Клюни, Везлэ, Конк, Шарлье, Поншиньи, Фонтене и др.
Первые попытки рациональной организации пространства - Санкт Галлен и др. Вокруг монастырского центра - клуатра - функционально группировались административные, жилые, хозяйственные постройки.
Планировочная структура монастырей оказывала прямое воздействие на градостроительную схему тех городов, на окраинах которых они строились. Одна из сторон монастыря открывалась в 'его' владения. Со временем монастыри оказались поглощенными городской застройкой.
В Париже - монастырь Тампль.
К кафедральным соборам также тяготело множество зданий /школы, больницы, общежития и др./. К собору Нотр Дам де-Пари относится 37 построек, спускаясь до Сены.
В Х1-ХИ вв монастырь имел 2 ограждения. В пределах внешней ограды: привратницкая, альмонарий /раздача милостыни/, странноприимный дом. конюшни, мельницы, кузницы, пекарни, склады.
В пределы внутреннего ограждения допускаются только монахи.
Клуатр - центральный двор, примыкая к церковному зданию, окружен с 4-х сторон галереями с аркадами. Галереи перекрыты деревом.
С противоположной стороны примыкала трапезная, с восточной – зал капитула с дормидорием /спальня/. Другие монастырские помещения также примыкают к клуатру.
Мосты. В начале XII в впервые возникла полумонашеская ассоциация "братьев мостостроителей". Дорожное строительство способствовало паломничеству и Финансировалось крупными соборами и монастырями. В сооружениях мостов повторяются римские традиции - полуциркульные арки на массивных опорах, ширина мостов. 5 м, в середине - часовня. Сохранился мост в Авиньоне /1177-1185 г.г./имени братьев Бенеза. Мост в Эвро - 11 арок.
Замки. Являются беспрецедентными зданиями - сооружениями, существующими лишь в Западной Европе. Жилице - Фортификационное сооружение /объяснение причин/.
Эволюция крепостной архитектуры плохо поддается периодизации /объяснить/. Тип укрепленного жилища очень устройчив и мало меняется с переходом от строительства из дерева - к камню.
Феодальная крепостная архитектура возникла в конце XI в. Первые замки просты: ров. крепостная стена с подъемным мостом, внутри - башня - донжон. Вход со II этажа по приставной, лестнице ведет в помещение владельца и его семьи, нижний ярус забит балластом, второй - темный - служил складом, третий - жилой с оча-гом. На крыше дозорная площадка. Стены - бутобетонная техника, облицовка мелким камнем, перекрытия деревянные.
Старейший - донжон в Ланже /994 г. / цилиндрическая башня замка Фретеваль окруженная тройной стеной. Диаметр башни 15 м, высота 30 м. толщина стен у основания 2.5 м. Деревянные перекрытия делят башню на 4 этажа. Датируется 1040 г. Хорошо сохранились укрепления замка Лош.