ТЕМА 3. АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ РОМАНСКОГО ПЕРИОДА

VIII. РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Термин "романская архитектура" введен в научный обиход в 1925 г. Французским архитектором Арциссом де Комон, как определе­ние западноевропейского зодчества, предшествующего готике. "Ро­манской" эта архитектура названа потому, что в ней прослеживает­ся возрождение некоторых римских конструкций и форм /цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, бутобетонное ядро стен с облицовкой камней/.

Но сходство приемов не делает романскую архитектуру произ-водной от римской /напомнить эпоху Каролингов/. Скорее романская архитектура - производное симбиоза деревянного зодчества варва­ров со строительной традицией античности.

Важнейшим признаком начала романского периода в архитектуре считается появление каменных перекрытий композиционное и кон­структивное многообразие романской архитектуры допускает лишь общую характеристику ее как тектонической системы.

Внезапное ускорение темпов эволюции архитектуры в XI в и создание на протяжении жизни 3-х поколений целостной архитектур­ной системы объяснялась историками XIX в резким подъемом рели­гиозного энтузиазма масс в связи с критическим тысячным годом. ,

Господство натурального хозяйства в 1Х-Х вв исключало обра­
зование экономической базы, способной обеспечить жизнеспособ­
ность разноплеменной и находящейся на разных ступенях культурно­го развития империи Карла Великого. Поэтому в I половине IX в. распри среди наследников закончились разделом его империи /843 г/ на три больших Феодальных объекдинения» к западу от Рейна /буду­щую Францию/ к востоку от него /будущую Германию/ и собственную "империю", включавшую в себя Италию и территорию по течению Рей­на и Роны до Атлантики. Но и эти объединения дробились на множество независимых от центральной власти больших и малых кня­жеств и графств. Этим объясняется многообразие объемно-простран­ственных Форм романской орхитектуры при единстве строительных приемов.

В 911 г. опасные скандинавы получили от последнего каролин-га Нормандию и распространили свое влияние на Англию, отказав­шись от набегов в на Зап. Европу.

1000 г. – обращена в христиан­ство Дания.

1002 г. - смерть арабского полководца Альмансора об­легчила задачу освобождения христианских княжеств по ту сторону Пиренеев /Испания/

1005 г. - берберийские сарацины разбиты фло­тами Генуи и Пизы.

Наступивший мир обусловил повышение экономического благосос­тояния Зап. Европы, что и вызвало резкое развитие культуры и ар­хитектуры.

 

Вслед за установлением «божьего мира» укрепляется идеологическое влияние церкви.

 

ТЕМА 5. ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ( ХІІ ст. - ХІV ст )

АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ

Жилища. Невозможно разделить историю средневекового жилища на "романский" и "готический" периоды.

План И конструкция жилого дома складывались в различных ра­йонах Европы применительно к местной традиции.

Наиболее древние из сохранившихся каменных жилиц Франции
встречаются к югу от Луары. Типичный крестьянский дом» стены массивные из камня или гранитных блоков с небольшими окнами. Фрон­тон также из камня, перекрытия строительные, крыша из сланца.
Низкий цоколь служит погребом, складом, курятником. Дверь на вы­соте 1-2 м от земли, лестница и крыльцо каменные.

Жилые дома, построенные невдалеке от монастырей, выполнены тщательно - влияние монастырской строительной культуры.

К северу от Луары деревянные дома к XI в заменяются фахвер­ковыми на каменном цоколе.

На востоке сельские дома рубленые, с крутым наклоном крыши, покрытие из черепицы. В нижнем этаже 3 помещения, в зале - очаг. На втором этаже 4 комнаты. Цоколь из массивных иррегулярных бло­ков из песчаника на растворе.

Дома горожан меньше зависели от местных условий, различия только в материалах и конструкциях.

К северу от Луары - фахверковые, к югу - массивные каменные
стены и опоры. Над цокольным этажом - цилиндрические или кресто­
вые своды перекрытия верхних этажей строительные, кровли - сла­
нец или черепица.

Изменился тип галло - римского дома. Атрий потерял свое зна­чение, дом обращен к улице города, перестав быть замкнутым.

Поселения. В Х1-ХП вв города застраиваются хаотично, подчи­няясь лишь рельефу и природным особенностям местности, но уже в романский период четко намечен центр города: соборная площадь, неподалеку рыночная. Если возводилась городская стена, то в готический период она становится Фактором ограничения размеров города.

С середины XII в собор или церковь были единственными общес­твенно-политическими центрами городов. Только редкие города мог­ли позволить постройку ратуши. Не сохранились.

В Сент Антонене сохранился жилой дом XI1-го века перестроен­ный под ратушу. Пристроена башня с машикули. Аркада цокольного этажа сообщалась с рыночной площадью.

В Ла Реоле - романская ратуша конца XII в. Нижний этаж перекрыт сводами на круглых столбах, украшенных грубыми капителями. Над ним зал для собраний освещенный небольшими романскими окнами. Планировка ратуш осталась неизменной до эпохи Ренессанса, маня-лись лишь материалы и конструкции. Обязательным элементом явля­лась дозорная башня - беффруа, с колоколом. В башне помещалась тюрьма, хранились харшин, казна и печать.

Особое значение в градостроительстве романского периода име­ли поселки вблизи монастырей. В них жили ремесленники, обученные монахами.

Монастыри. В Романский период крупные монастыри были центра­ми передового хозяйствования, образования, лечения, науки. Клюни, Везлэ, Конк, Шарлье, Поншиньи, Фонтене и др.

Первые попытки рациональной организации пространства - Санкт Галлен и др. Вокруг монастырского центра - клуатра - функцио­нально группировались административные, жилые, хозяйственные постройки.

Планировочная структура монастырей оказывала прямое воздей­ствие на градостроительную схему тех городов, на окраинах кото­рых они строились. Одна из сторон монастыря открывалась в 'его' владения. Со временем монастыри оказались поглощенными городской застройкой.

В Париже - монастырь Тампль.

К кафедральным соборам также тяготело множество зданий /шко­лы, больницы, общежития и др./. К собору Нотр Дам де-Пари отно­сится 37 построек, спускаясь до Сены.

В Х1-ХИ вв монастырь имел 2 ограждения. В пределах внешней ограды: привратницкая, альмонарий /раздача милостыни/, странноп­риимный дом. конюшни, мельницы, кузницы, пекарни, склады.

 

В пределы внутреннего ограждения допускаются только монахи.

Клуатр - центральный двор, примыкая к церковному зданию, окружен с 4-х сторон галереями с аркадами. Галереи перекрыты деревом.
С противоположной стороны примыкала трапезная, с восточной – зал капитула с дормидорием /спальня/. Другие монастырские помещения также примыкают к клуатру.

Мосты. В начале XII в впервые возникла полумонашеская ассоциация "братьев мостостроителей". Дорожное строительство способствовало паломничеству и Финансировалось крупными соборами и мо­настырями. В сооружениях мостов повторяются римские традиции - полуциркульные арки на массивных опорах, ширина мостов. 5 м, в середине - часовня. Сохранился мост в Авиньоне /1177-1185 г.г./имени братьев Бенеза. Мост в Эвро - 11 арок.

Замки. Являются беспрецедентными зданиями - сооружениями, существующими лишь в Западной Европе. Жилице - Фортификационное сооружение /объяснение причин/.

Эволюция крепостной архитектуры плохо поддается периодиза­ции /объяснить/. Тип укрепленного жилища очень устройчив и мало меняется с переходом от строительства из дерева - к камню.

Феодальная крепостная архитектура возникла в конце XI в. Первые замки просты: ров. крепостная стена с подъемным мостом, внутри - башня - донжон. Вход со II этажа по приставной, лестнице ведет в помещение владельца и его семьи, нижний ярус забит бал­ластом, второй - темный - служил складом, третий - жилой с оча-гом. На крыше дозорная площадка. Стены - бутобетонная техника, облицовка мелким камнем, перекрытия деревянные.

Старейший - донжон в Ланже /994 г. / цилиндрическая башня замка Фретеваль окруженная тройной стеной. Диаметр башни 15 м, высота 30 м. толщина стен у основания 2.5 м. Деревянные перекрытия делят башню на 4 этажа. Датируется 1040 г. Хорошо сохранились укрепления замка Лош.