ТЕМА 2. АРХИТЕКТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА

ТЕМА 2. АРХИТЕКТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА

I. ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

История архитектуры западной Европы отчетливо делится на три периода. Типологические и стилистические особенности, отличавшие зодчество в каждый из этих периодов, имеют историческую обуслов­ленность в зависимости от этапов развития культуры средневековой Европы.

1. Дороманский период /У-Х вв/. Строительство предпринима­лось по инициативе епископов, монастырей, крупных сеньоров из "варваров". Церковные здания строятся в форме базилик в грубой каменной технике со строительными /деревянныеми/ перекрытиями.

2. Романский период /Х1-ХП вв/. Резкое ускорение формообра-зуюшего процесса, разработка нескольких типов церковных зданий, строительство замков. Замена деревянных перекрытий каменными в

особо важных зданиях.

3. Готический период /XIII - XV/. Расцвет и строительство городов. Высокие достижения строительной техники, виртуозное ма'с-терство резчиков по камню и скульпторов. Разработаны конструкции каменного каркаса и перекрытия. Применение карниза, в т.(ч. фасадного. Внимание к светской архитектуре: появление новых типов гражданских зданий - ратуши, цеховые дома, университеты и т. д.

 

 

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ /Дороманский период/

 

К концу III века н.э. границы разноплеменных территорий Рим­ской империи простерлись далеко за пределы бассейна Средиземного моря Многочисленные народы, обладавшие собственной высокой культурой, оказались покоренными и соединенными в огромное госу­дарство. Права римского гражданства были в 212 г. распространены на все население империи. Все богатство культурного наследия Сре­диземноморья оказалось Сосредоточеным в пределах римсокого мира.

Положение резко изменилось, когда над всеми восточными культами возобладало христианство, корнями своими уходившее в иу­дейский мономеизм. Христианство объявило империю Рима основным источником зла и сделало борьбу с "языческой" римской государ­ственностью одной из своих непосредственных задач.

В результате гражданской войны империю возглавил Константин /306-337 г.г./, продолжавший политику своего предшественника, но за одним важным исключением. Убедившись в том, что официальная религия Рима не импонировала Востоку, Константин узаконил /313 г/ христианство, и стал готовить превращение его в союзника власти. Этим актом Константина открылась первая страница новой эпохи в истории европейской архитектуры.

Легализация христианства создавала предпосылки для возникно­вения церковного здания как архитектурного типа, эволюция которр-го надолго стала определяющей для развития архитектуры христиан­ского мира.

Процесс сложения христианского культа и его обрядов уже в конце IV в позволил императору Феодосию I /379-395 г.г./ вовсе.

запретить язычество и объявить христианство государственной рели­гией, обязательной для всех /380-382 г.г./. В то же время обнару­жилась тенденция рассматривать малейшие отклонения от предписан­ной системы воззрений как государственное преступление.

 

Упадок римского строительного искусства, вызванный отсут­ствием сколько-нибудь крупных строительных предприятий, привел уже в V в к утрате прежних навыков обработки камня, - к вырождению каменных конструкций, особенно сводостроения. За исключением крайнего юга Галлии, деревянное зодчество с тем большей легкос­тью приходило на смену каменной архитектуре, что рядовое строи- тельство велось почти исключительно в сельских местностях.

Едва ли не самым стойким источником вдохновения средневеко­вых строителей на Западе было обращение к Формам и приемам дере­вянного зодчества, к наследию сесерной строительной культуры, традиции которой в массовом строительстве никогда не угасали.

В качестве первосвященников западного христианства римские епископы /папы/ уже в \Д-УП вв разработали целую систему догма­тических воззрений, которыми не только устанавливалась Форма ка­толического правоверия, но и присматривалась структура церковной организации, ее иепархия. Церковь, будучи сама крупнейшим Феода­лом, земельные владения которого не распылялись завещаниями и не утрачивались в войнах, а умножались новыми дарениями и относи­тельно прогрессивным хозяйствованием, употребляла все свое идео­логическое влияние для укрепления Феодальной системы. Если к сказанному добавить, что церковное здание, как и тя­готевшие к нему постройки, служила физическим и моральным убежи­щем в тревожные дни, было единственным залом общественных собра­ний и зрешищ, школой грамоты, больницей, трибуной небесного и земного правосудия, то монопольная общественная роль этого уни­версального здания в ранне-средневековый период станет еще более очевидной.

В У-1Х вв в Западной Европе центр тяжести храмостроения ле­жал в монастырском строительстве.

Обязательный труд, хорошо организованный в условиях нату­рального хозяйства обогащал монастырские хозяйства. Земельный Фонд и число крепостных росли благодаря частым дарениям ,и. завещанияниям. Число монахов пополнялось не только за счет знатных, но и людей скромного происхождения.

 

Хотя само строительство церквей и осуществлялось, главным образом, мастерами из мирян, манастырское руководство сказыва­лось как на композиции плана церковного здания, так и на характе­ре убранства. Так, в X в сложилась традиционная схема трехнефной базилики и планом в. Форме латинского креста,.с трансептом и тре­мя апсидами, из которых центральная достаточно удлинена, чтобы вместить хор монахов.

Боковые апсиды отделялись от центральной аркадами. Западный конец церкви, где помещался вход для мирян, обычно флинкировался двумя башнями. Вход для монахов предусматривался в южном плече трансепта.

Важнейшее значение имел восточный конец, где почти непрерыв­но шло богослужение и монахи проводили большую часть своего вре­мени.

С теми или иными отклонениями этот тип монастырской церкви повторялся к концу первого тысячелетия н. э. во всей Западной Европе.

Есть все основания предполагать, что до узаконения новой ре­лигии не существовало предустановленного плана церковного здания, композиционная схема которого могла бы быть исходной для разви­тия архитектуры христианского храма. Учения о "таинствах" еще не существовало, а потому и не было ритуальных действий.

 

Процессу замещения античных зданий Рима христианскими церквами особенно благоприятствовала широкая практика вторичного
примененеия демонтируемых элементов античных зданий, и в первую
очередь колонн, при возведении раннехристианских базилик, где
мраморные колонны служили не столько украшением, сколько основой всей конструкции.

В провинциях нужда в большом числе церковных помещений выз­вала приспособление языческих храмов к особенностям христианско­го культа. В дорическом периптере храма Афины в Сиракузах /нынеш­ний собор/ интерколумнии были заполнены кладкой, а в боковых сте­нах целы, превращенной в неф, пробили арочные проемы, чтобы обес­печить сообщение с перистилем и создать, таким образом, боковые нефы.

 

Обращение языческих храпов в христианские церкви практикова­лось не только в провинциях, но и в самом Риме. В начале VII в Пантеон был по пример!/ афинского Парфенона обращен в храм Богома­тери и всех мучеников /Сан Мариа ден Мартири/, одно из помещений

библиотеки Форума Мира становится церковью Космы и Дамиана, а в базилике Юлия Цезаря разместилась часовня.

Но основная масса раннехристианских базилик была выстроена заново из деталей и конструкций римских античных храмов. Поэтому художественная их характеристика определялась ценностью материа­ла колонн, облицовки стен, вымостки полов.

Выделяются 5 главных базилик Рима:

- Вероятно по инициативе Константина сооружена первая цер­ковь римской общины - епископальная базилика в Латеране /IV в/ 5-нефная с трансептом и круглой абсидой.

- Основание обширной базилики св. Петра тоже приписывается Константину, хотя построена она предположительно позже. Известна по обмерам и описаниям, т. к. на ее месте в ХУ-ХУ1 вв сооружен со­бор св. Петра, Базилика '5-неФная с очень широким центральным не-

Фом. Трансепт с абсидой ориентирован на запад. С востока примыкает атрий. Перекрытие стропильное, абсида перекрыта конхой. В XII в крыша покрыта золоченой бронзовой черепицей с базилики Мак-сенция-Константина и с храма Ромы и Венеры.

- Пространственная характеристика больших раннехристианских базилик выражена в .церкви Сан Паоло фуориле мура /св. Павла "за стенами", заново восстановленная после пожара в 1823 г. Колонные соединены арками, что придает интерьеру торжественность и дина­мичность. Получила уже восточную ориентацию обсиды.

- Сайта Мария Маджоре, /432-440 г. г. / интерьер из АО Ионичес­ких колонн, архитрав, над ним - стена, прорезанная большими окнами.

- Пятая из главных церквей Рима-Сан Лоренцо. фуори ле мура ,-сложное и нетипичное сооружение, возникшее в результате пристрой­ки /1216-1227 г.г./ нефа к архаичной западной абсиде раннего мар-тирия. Мартирий был воздвигнут в виде двухъярусного балдахина над могилой св. Лаврентия. Древняя часть служит хором новой церкви. Существует ныне.

 

Кроме базиликальных церквей строятся центричные – мавзолей Елены и Констрантина диам. 22.5 м. перекрыт куполом, который опи­рается на 24 сдвоенных колонны. Крупнейшая центрическая церковь в Риме /диам. 65 м/ - Сан Стефано Ротондо /468-483 г.г./ имела дере­вянное перекрытие.

РАННЯЯ АРХИТЕКТУРА РАВЕННЫ - новой столицы Италии

В начале V в материальная и духовная культура обеих частей империи не разделялась, поэтому установилась тесная связь между I Константинополем и Ровенной. Транспортные связи с Константинопо­лем были удобнее, чем с Римом. Болотистая местность р.По.

Раннесредневековые памятники Равенны возникли в бедной архи­тектурной среде.

Именно поэтому архитектура Равенны У-УШ вв представляет большой интерес.

Историю этой архитектуры делят на 3 периода» 1/ строи­тельство времени Гонония /402-476 г.г./, 2/ архитектура остготов /493-539 г.г./, 3/ архитектура времени византийского экзарха /555-751 г. г./.

Важнейшие постройки 1 периода:

- Мовзолей Галлы Плакидии /название ошибочно/ 440 г. В пла­не - укороченный латинский крест /12, 75x10, 25м/. Приближается 1с центрическим зданиям. Центр перекрыт куполом на парусах. В ин­терьере - лучшая из ранних мозаик. Фасады, впервые в христиан­ском храмостроении, получили функциональный тектонический декор -лопатки, соединенные глухими арками.

- "Баптистерий православных" /ок.450/ - октогон, перекрытый сравнительно лоским куполом из пустотелой керамики.

- Гигантский дворцовый комплекс Теодориха, превосходящий об­ширностью и великолепием дворец Диоклеткана в Сплите. Сохранился лишь мавзолей. Сложен из хорошо отесанных блоков известняка /в отличие от кирпичных зданий Равенны/. На массивные стены десятигранника водружен полый цилиндр меньшего диаметра, покрытый моно­литным плоским куполом.

 

- Важнейшей культовой постройкой времени Теодориха был .сто­личный собор остготов /с VI в - базилика св. Мартина ныне Оант Аполлинаре Нуово/ Сооружена в начале VI в, в 1950 г. реставриро­вана. 3-х нефная базилика без трансепта. Широкий средний неФ с 24 с колоннами, соединенными арками типичен для Равенны Византий­ское влияние выражается в форме колонны /без энтазиса, на наличие трапециальной "подушки" - кульваны - между капителью и пятой арки, также в характере богатых - на золотом фоне мозаик.

В 539 г. Равинна захвачена Византией.

- Сайт Аполлинаре ин Классе 536-549 г. г. - хорошо; сохранив­шаяся 3-неФная базилика без трансепта /характерно для Равенны/, со сложным нартексом. На фасадах - лопатки с.пристенными арками. Многогранная абсида с пристроенными по бокам абсидолами.

- Сан Витало /между 526 и 547 г.г./ - октогон. Снабжен в ин-
терьере 2-х ярусным кольцевым обходом. Перекрыт куполом диам. 16 м из керамических сосудов. Византийские капители колонн нижнего яруса имеют кубическую форму и кружевную резьбу. Здание служило дворцовой церковью.

Вторжение Лангобардов погрузило страну в хаос безвременья. Однако уже к VI в в архитектуре Рима и Равенны фактически созда­ны композиционные приемы и тектонические элементы церковного здания, которые составили в дальнейшем тип средневекового храма.

ТрехнеФная базилика с трансептом и нартексом, 3-х абсидное завершение ее восточного конца, кольцеовой обход вокруг алтаря, план в форме латинского креста, второй ярус /галереи/, симметрич­ность западного Фасада с 3-х пролетным порталом, аркатурная гале­рея, башни Равенны, тектонический декор, сводчатые и купольные перекрытия.

 

VII. ГАЛЛИЯ И ГОСУДАРСТВО

КАРОЛИНГОВ

АРХИТЕКТУРА ВРЕМЕНИ НЕРОВИНГОВ

В конце V в один из вождей германского племени франков -современник Геодориха - Хлодвиг /481-511 г.г./ захватил террито­рию Галлии. При Меровингах - преемниках Хлодвига - государство Франков простиралось на территории современных Франции, Бельгии, и Нидерландов. И этому государству суждено было стать колыбелью ро­манского и готического периодов.

Крещение Хлодвига в 496 г. по католическому обряду обеспечи­ло ему и Франкам поддержку официальной церкви.

Местом своего пребывания франки избрали города, пришедшие в упадок с крушением Римской империи. Все же некоторые города были и в раннем средневековье центрами культуры: Суассон, Орлеан, Па­риж, Руан. Реймс, Майнц, Трир.

Но культура Западной Европы сложилась не в городах, т. к. основная масса населения Западной Европы жили в мелких поселениях, тяготевших к своей сельскохозяйственной округе.

Города разрушались, с уменьшением численности их населения -окрестности и окраины перепахивались или превращались в пастбища. Весь город Арль поместился в древнеримском амфитеатре.

В этот период стены возводятся в бутобетонной технике /об­ломки стен, галька/ валуны скрепленные раствором/, впоследствии облицовывались. Перекрытия, деревянные, иногда тоже в бутобетон­ной технике.

При каролингах по римской традиции стали перемежать иррегу­лярную кладку рядами регулярной.

Все, что строилось в камне при Хлодвиге и его преемниках. Финансировалось епископами, которыми часто оказывались выходцы- с Востока - иудеи и сирийцы, рано обосновавшиеся в Зап. Европе, еще во II в.

Это период создания легенд /смешение восточных сказаний и местного Фольклора/, в это время кладбища Прованса заполняются воображаемыми останками евангельских персонажей. С III в по VI в совершаются поломничества /полома-пальмовая ветвь/ в Паметину/ С У1-УП в. в. в Зап. Европе появляются собственные центры паломн-и-чества, куда прокладываются дороги.

Это период мелких поселений, изолированных усадеб. Монасты­ри еще не играют такой важной роли в жизни Зап. Европы, как в ро­манский период.

В культовой архитектуре ведущим типом здания являются мел­кие церкви, размеры которых определялись количеством населения города или округи и баптистерии.

 

Три провансальских баптистерии мало отличаются от ранних крещален Италии используются античные колонны. Арки и купол из камня. Менее типичен баптистерий в Пуатье /существует в наст, время/ VII в.

Высокое качество кладки, багатство тектонического декора.

"Великолепие" меровингских церквей достигается не средства­ми строительного искусства, а украшением голых и грубых интерьеров пестрой росписью, позолотой, драгоценными тканями с Востока. Даже окна прикрывались тканями. Существует мнение, что первые цветные витражи - результат переноса на остекление декоративного рисунка тканей.

Деревянное перекрытие было правилом даже для небольших ка­менных зданий.

Запас деталей и конструкций античности истощался и с VII в
строительство ведется из камня. В Пиренеях существовали мастер­ские, которые изготавливали из местного мрамора капители и др.
детали по античным образцам.

История возникновения первых христианских храмов в Галлии запутана:

Первой называют церковь в Иссуаре /овернь/, освященную в 318г. /не достоверно/;

- Перестроен десятигранный купольный храм Аполлона в Тулузе и церковь Дорода /золотой Фон мозаик/. Пристроен небольшой неф. Первая в Галлиии комбинация центрического сооружения и прямоу­гольного в плане объема.

- Важнейший храп христианской Галлии - базилика Сен Мартен в тур& /470 г. /.

3-х нефная базилика с трансептом имела 2 башни, расположен-, ные по продольной оси - на западном фасаде и над трансептом. Баш­ни имели оборонительную функцию.

Первый, но в последствии распространившийся на всю Зап. европу, опыт сочетания прямоугольных объемов разной высоты. »

- Монастырская церковь в Отене /Бургундия/ 589-600 г.г./. Базилика - сочетание восточных влияний и новых объемно-пространственных решений.

Время Меровинго - это "темные века". Характеризуется ис­пользованием ранее существующих архитектурных и строительных приемов и традиций.

Только с приходом к власти Карла Мартелла /715-741 г.г./ удалось вернуть к повиновению области, разбить арабов.

Карл Великий /768-814 г.г./ становится императором в 800 г.,
коронован в Риме, объединил варварский мир. Это была первая по­
пытка объекдинения материального и духовного наследия античности и варварской культуры. /Объяснить, привести примеры/.

Цивилизация эта с течением времени достигнет своего расцве­та в городах Зап. Европы, но зародилась она в поместьях, селах и монастырях империи каролингов.

 

АРХИТЕКТУРА ВРЕМЕНИ КАРОЛИНГОВ

 

В VIII в центр экономической, политической и культурной жиз-, ни государства Франков переместился в Австразию - обширную обл. в низовьях Рейна. Это случилось в результате христианизации племен к востоку от Рейна и к северу от Дуная.

В Австразии господствовала сельскохозяйственная основа со­циально-политической системы. Преобладание сельского населения.

Деревни 11-111 вв н.э. Дома деревянные, прямоугольные в плане, крыши под углом 45" и более, крыты соломой. Хозяйственные постройки - "трехнефные" халле. Общественных зданий и сооружений не обнаружено.

В 1949 г. около Вильгельмсхафена вскрыто несколько культур­ных слоев, оказалось, что на протяжении VII-IX вв планы домов не менялись. С ростом благосостояния владельца - "халле" увеличива­лись в размерах. Поэтому "трехнефные халле" считаются типом зла-ния, переходного к средневековому. Тип "трехнефный халле" распространен в Скандинавии, Швеции. Встречаются постройки различ­ных конструкций: "мачтовые", фахверковые, зального типа или'квад­ратные. В скандинавском поселении Хайтабу подобные "халле" строи­лись и в XI в.

 

Отсутствие фортификационного строительства. Еще Тацит отме­чал неприязнь варваров к ограждениям поселений, превращающих их в "могилу свободы". Во время опасности жители вместе со своим ко­том прятались в "бургах" - специальных участках, защищенных рвами. на естественных или насыпных холмах.

Следующим типом поселения являются "пФальцы".

Пример Альтенбурга ок. 800 г. - стена славянского типа, в 100- г. удлинена,- построена часовня, а в 1150 г. между двумя хол­мами расположился имперский "пфальц" - укрепленная резиденция правителя области.

 

Возводились бурги как точки опоры в экспансии на восток -гарнизонные стоянки.

С приходом к власти Каролингов, центр общественной жизни переместился из городов в поместья.

В VIII в - столицей империи становится Ахен. Карл Великий в
769-780 г.г. отделал ее с подобающей пышностью. Отчетливо разли­
чаются 2 центра: дворцовый и церковный /впоследствии подобный тип города распространился по всей Зап. Европе/, соединенные по за­ падной стороне парадного двора двухъярусным переходом из тронно­го зала в дворцовую капеллу. Основные постройки пфальца Ахен соо­ружены в бутобетонной технике с облицовкой тесаным камнем, ин­терьеры украшены колоннами и мрамором, вывезенными из Рима и , Равенны.

В ансамбль каждого пфальца входила дворцовая капелла. Один из величайших памятников архитектуры Каролингов - капелла в Ахе-не. В 805 г. освещена, получила ранг кафедрального собора /описа-ние объемно-планировочного решения, диамерт купола 14,5, высота к основанию купола 31.7. конструкций и интерьера/. Архитектура не­типична для времени Каролингов.

Конфликт Рима с Византией в VIII в. Император Лев III запре­тил в 726 году религиозные изображения /иконоборчество/. Иконо­борчество отвергалось Римом по причине интенсивной в то время христианизации племен, не знающих латыни и не имеющих восприни­мать абстракции.

- Церковь Сайта Проссере. построенная в Риме в I четверти IX в свидетельствует о прямом отходе от восточного типа базилик и возврате к раннехристианской архитектурной традиции. 3-х нефная, трансент. одна абсида, атрий. Кирпичная кладка. Но усилилось в5Ц-зантийское влияние на иконопись и технику мозаик, фресок и миниа­тюр /массовая имиграция греческих мастеров в связи с иконоборчес­твом/.

Карл активно /идеологически и материально/ поддерживает цер­ковь.

Строительство монастырей.

- Аббатство Сен-Дени.

- Монастырь в Фульде /744 г./. В 817-819 г.г. малую' церковь заменили новой, равной по размерам римской базилике св. Петра. Западная ориентация, широкая полукруглая абсида, гигантский, тран-сит, в интерьере - на колоннах с композитными капителями покоил­ся архитрав - пространственный эффект римских базилик. В плане латинский крест.

- Бенедикт Аньянский /умер в 822 г. / Бенедиктинские монасты­ри - передовые методы хозяйствования /в отличие от восточных 'мо­нахов, проводивших время в молитвах и чтении/.

Знаменитый пергамент, составленный в 820 г. и хранящийся в библиотеке Санкт Галлен - отказ от преемственности архитектурных

типов в пользу функционально организованной композиции монастырского двора, церкви и построек.

- План монастыря Санкт-Галлен. Постройки Фахверковых, за ис­ключением дормитория, трапезной и церкви. Хоровое пение монахов -важная часть литургии - появление прямоугольника хора между траи-сектом и абсидой. Складывается отчетривый план в Форме 'латинско­го креста. Влияние схемы плана Санкт Галлен на градостроительство.

- Монастырь Лорш. Сохранились лишь фундаменты, и в отличном состоянии."Надвратный зал" - постройка неизвестного назначения. В XII в - часовня св. Михаила.

 

- В Пикардии в последнем десятилетии VIII в завершена перес­тройка церкви Центула крупнейшего монастыря Сен Рикье.

Сооружение утрачено, изучается по реконструкции Эффмана и исследованиям Дюрана. Важнейшей ластью этой трехнефной базилики с трансептом составлял, вестверк. фасад которого был первым выразительно расчлененным фасадом раннего средневековья. Второй ярус завершался цилиндрическим барабаном со штилем. Аналогично - над средокрестием. Стены - каменная кладка, барабан и перекрытия де­ревянные стропильные.

- Кольцевой обход /объяснить значение и историю появления / впервые в законченной Форме создан во второй церкви Сен-Мартен в Туре /913-918/ /некоторые исследователи считают ошибочными/.

Иные считают, что подлинный кольцевой обход, возник в Гал­лии, в Оверни. Собор в клермоне /946 г. - освящен/.

Итог. Новые Формы поселений, совершенствование Фахверковых зданий и сооружений.

Ведущим, как культовым, так и архитектурным типом являются

монастырские церкви.

Развитие культа мощей и реликвий, поиски новых пространствен­ных схем - кольцевой обход.

Найдены пластические средства для выражения монументальнос­ти вместо пространственных /базилики Рима/.

Проблема сводов. Ближе всего к решению проблемы огнестойких
перекрытий и тектонического декора - строители юга с его древни- ми традициями каменной архитектуры.