ТЕМА 2. АРХИТЕКТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
ТЕМА 2. АРХИТЕКТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА
I. ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
История архитектуры западной Европы отчетливо делится на три периода. Типологические и стилистические особенности, отличавшие зодчество в каждый из этих периодов, имеют историческую обусловленность в зависимости от этапов развития культуры средневековой Европы.
1. Дороманский период /У-Х вв/. Строительство предпринималось по инициативе епископов, монастырей, крупных сеньоров из "варваров". Церковные здания строятся в форме базилик в грубой каменной технике со строительными /деревянныеми/ перекрытиями.
2. Романский период /Х1-ХП вв/. Резкое ускорение формообра-зуюшего процесса, разработка нескольких типов церковных зданий, строительство замков. Замена деревянных перекрытий каменными в
особо важных зданиях.
3. Готический период /XIII - XV/. Расцвет и строительство городов. Высокие достижения строительной техники, виртуозное ма'с-терство резчиков по камню и скульпторов. Разработаны конструкции каменного каркаса и перекрытия. Применение карниза, в т.(ч. фасадного. Внимание к светской архитектуре: появление новых типов гражданских зданий - ратуши, цеховые дома, университеты и т. д.
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ /Дороманский период/
К концу III века н.э. границы разноплеменных территорий Римской империи простерлись далеко за пределы бассейна Средиземного моря Многочисленные народы, обладавшие собственной высокой культурой, оказались покоренными и соединенными в огромное государство. Права римского гражданства были в 212 г. распространены на все население империи. Все богатство культурного наследия Средиземноморья оказалось Сосредоточеным в пределах римсокого мира.
Положение резко изменилось, когда над всеми восточными культами возобладало христианство, корнями своими уходившее в иудейский мономеизм. Христианство объявило империю Рима основным источником зла и сделало борьбу с "языческой" римской государственностью одной из своих непосредственных задач.
В результате гражданской войны империю возглавил Константин /306-337 г.г./, продолжавший политику своего предшественника, но за одним важным исключением. Убедившись в том, что официальная религия Рима не импонировала Востоку, Константин узаконил /313 г/ христианство, и стал готовить превращение его в союзника власти. Этим актом Константина открылась первая страница новой эпохи в истории европейской архитектуры.
Легализация христианства создавала предпосылки для возникновения церковного здания как архитектурного типа, эволюция которр-го надолго стала определяющей для развития архитектуры христианского мира.
Процесс сложения христианского культа и его обрядов уже в конце IV в позволил императору Феодосию I /379-395 г.г./ вовсе.
запретить язычество и объявить христианство государственной религией, обязательной для всех /380-382 г.г./. В то же время обнаружилась тенденция рассматривать малейшие отклонения от предписанной системы воззрений как государственное преступление.
Упадок римского строительного искусства, вызванный отсутствием сколько-нибудь крупных строительных предприятий, привел уже в V в к утрате прежних навыков обработки камня, - к вырождению каменных конструкций, особенно сводостроения. За исключением крайнего юга Галлии, деревянное зодчество с тем большей легкостью приходило на смену каменной архитектуре, что рядовое строи- тельство велось почти исключительно в сельских местностях.
Едва ли не самым стойким источником вдохновения средневековых строителей на Западе было обращение к Формам и приемам деревянного зодчества, к наследию сесерной строительной культуры, традиции которой в массовом строительстве никогда не угасали.
В качестве первосвященников западного христианства римские епископы /папы/ уже в \Д-УП вв разработали целую систему догматических воззрений, которыми не только устанавливалась Форма католического правоверия, но и присматривалась структура церковной организации, ее иепархия. Церковь, будучи сама крупнейшим Феодалом, земельные владения которого не распылялись завещаниями и не утрачивались в войнах, а умножались новыми дарениями и относительно прогрессивным хозяйствованием, употребляла все свое идеологическое влияние для укрепления Феодальной системы. Если к сказанному добавить, что церковное здание, как и тяготевшие к нему постройки, служила физическим и моральным убежищем в тревожные дни, было единственным залом общественных собраний и зрешищ, школой грамоты, больницей, трибуной небесного и земного правосудия, то монопольная общественная роль этого универсального здания в ранне-средневековый период станет еще более очевидной.
В У-1Х вв в Западной Европе центр тяжести храмостроения лежал в монастырском строительстве.
Обязательный труд, хорошо организованный в условиях натурального хозяйства обогащал монастырские хозяйства. Земельный Фонд и число крепостных росли благодаря частым дарениям ,и. завещанияниям. Число монахов пополнялось не только за счет знатных, но и людей скромного происхождения.
Хотя само строительство церквей и осуществлялось, главным образом, мастерами из мирян, манастырское руководство сказывалось как на композиции плана церковного здания, так и на характере убранства. Так, в X в сложилась традиционная схема трехнефной базилики и планом в. Форме латинского креста,.с трансептом и тремя апсидами, из которых центральная достаточно удлинена, чтобы вместить хор монахов.
Боковые апсиды отделялись от центральной аркадами. Западный конец церкви, где помещался вход для мирян, обычно флинкировался двумя башнями. Вход для монахов предусматривался в южном плече трансепта.
Важнейшее значение имел восточный конец, где почти непрерывно шло богослужение и монахи проводили большую часть своего времени.
С теми или иными отклонениями этот тип монастырской церкви повторялся к концу первого тысячелетия н. э. во всей Западной Европе.
Есть все основания предполагать, что до узаконения новой религии не существовало предустановленного плана церковного здания, композиционная схема которого могла бы быть исходной для развития архитектуры христианского храма. Учения о "таинствах" еще не существовало, а потому и не было ритуальных действий.
Процессу замещения античных зданий Рима христианскими церквами особенно благоприятствовала широкая практика вторичного
примененеия демонтируемых элементов античных зданий, и в первую
очередь колонн, при возведении раннехристианских базилик, где
мраморные колонны служили не столько украшением, сколько основой всей конструкции.
В провинциях нужда в большом числе церковных помещений вызвала приспособление языческих храмов к особенностям христианского культа. В дорическом периптере храма Афины в Сиракузах /нынешний собор/ интерколумнии были заполнены кладкой, а в боковых стенах целы, превращенной в неф, пробили арочные проемы, чтобы обеспечить сообщение с перистилем и создать, таким образом, боковые нефы.
Обращение языческих храпов в христианские церкви практиковалось не только в провинциях, но и в самом Риме. В начале VII в Пантеон был по пример!/ афинского Парфенона обращен в храм Богоматери и всех мучеников /Сан Мариа ден Мартири/, одно из помещений
библиотеки Форума Мира становится церковью Космы и Дамиана, а в базилике Юлия Цезаря разместилась часовня.
Но основная масса раннехристианских базилик была выстроена заново из деталей и конструкций римских античных храмов. Поэтому художественная их характеристика определялась ценностью материала колонн, облицовки стен, вымостки полов.
Выделяются 5 главных базилик Рима:
- Вероятно по инициативе Константина сооружена первая церковь римской общины - епископальная базилика в Латеране /IV в/ 5-нефная с трансептом и круглой абсидой.
- Основание обширной базилики св. Петра тоже приписывается Константину, хотя построена она предположительно позже. Известна по обмерам и описаниям, т. к. на ее месте в ХУ-ХУ1 вв сооружен собор св. Петра, Базилика '5-неФная с очень широким центральным не-
Фом. Трансепт с абсидой ориентирован на запад. С востока примыкает атрий. Перекрытие стропильное, абсида перекрыта конхой. В XII в крыша покрыта золоченой бронзовой черепицей с базилики Мак-сенция-Константина и с храма Ромы и Венеры.
- Пространственная характеристика больших раннехристианских базилик выражена в .церкви Сан Паоло фуориле мура /св. Павла "за стенами", заново восстановленная после пожара в 1823 г. Колонные соединены арками, что придает интерьеру торжественность и динамичность. Получила уже восточную ориентацию обсиды.
- Сайта Мария Маджоре, /432-440 г. г. / интерьер из АО Ионических колонн, архитрав, над ним - стена, прорезанная большими окнами.
- Пятая из главных церквей Рима-Сан Лоренцо. фуори ле мура ,-сложное и нетипичное сооружение, возникшее в результате пристройки /1216-1227 г.г./ нефа к архаичной западной абсиде раннего мар-тирия. Мартирий был воздвигнут в виде двухъярусного балдахина над могилой св. Лаврентия. Древняя часть служит хором новой церкви. Существует ныне.
Кроме базиликальных церквей строятся центричные – мавзолей Елены и Констрантина диам. 22.5 м. перекрыт куполом, который опирается на 24 сдвоенных колонны. Крупнейшая центрическая церковь в Риме /диам. 65 м/ - Сан Стефано Ротондо /468-483 г.г./ имела деревянное перекрытие.
РАННЯЯ АРХИТЕКТУРА РАВЕННЫ - новой столицы Италии
В начале V в материальная и духовная культура обеих частей империи не разделялась, поэтому установилась тесная связь между I Константинополем и Ровенной. Транспортные связи с Константинополем были удобнее, чем с Римом. Болотистая местность р.По.
Раннесредневековые памятники Равенны возникли в бедной архитектурной среде.
Именно поэтому архитектура Равенны У-УШ вв представляет большой интерес.
Историю этой архитектуры делят на 3 периода» 1/ строительство времени Гонония /402-476 г.г./, 2/ архитектура остготов /493-539 г.г./, 3/ архитектура времени византийского экзарха /555-751 г. г./.
Важнейшие постройки 1 периода:
- Мовзолей Галлы Плакидии /название ошибочно/ 440 г. В плане - укороченный латинский крест /12, 75x10, 25м/. Приближается 1с центрическим зданиям. Центр перекрыт куполом на парусах. В интерьере - лучшая из ранних мозаик. Фасады, впервые в христианском храмостроении, получили функциональный тектонический декор -лопатки, соединенные глухими арками.
- "Баптистерий православных" /ок.450/ - октогон, перекрытый сравнительно лоским куполом из пустотелой керамики.
- Гигантский дворцовый комплекс Теодориха, превосходящий обширностью и великолепием дворец Диоклеткана в Сплите. Сохранился лишь мавзолей. Сложен из хорошо отесанных блоков известняка /в отличие от кирпичных зданий Равенны/. На массивные стены десятигранника водружен полый цилиндр меньшего диаметра, покрытый монолитным плоским куполом.
- Важнейшей культовой постройкой времени Теодориха был .столичный собор остготов /с VI в - базилика св. Мартина ныне Оант Аполлинаре Нуово/ Сооружена в начале VI в, в 1950 г. реставрирована. 3-х нефная базилика без трансепта. Широкий средний неФ с 24 с колоннами, соединенными арками типичен для Равенны Византийское влияние выражается в форме колонны /без энтазиса, на наличие трапециальной "подушки" - кульваны - между капителью и пятой арки, также в характере богатых - на золотом фоне мозаик.
В 539 г. Равинна захвачена Византией.
- Сайт Аполлинаре ин Классе 536-549 г. г. - хорошо; сохранившаяся 3-неФная базилика без трансепта /характерно для Равенны/, со сложным нартексом. На фасадах - лопатки с.пристенными арками. Многогранная абсида с пристроенными по бокам абсидолами.
- Сан Витало /между 526 и 547 г.г./ - октогон. Снабжен в ин-
терьере 2-х ярусным кольцевым обходом. Перекрыт куполом диам. 16 м из керамических сосудов. Византийские капители колонн нижнего яруса имеют кубическую форму и кружевную резьбу. Здание служило дворцовой церковью.
Вторжение Лангобардов погрузило страну в хаос безвременья. Однако уже к VI в в архитектуре Рима и Равенны фактически созданы композиционные приемы и тектонические элементы церковного здания, которые составили в дальнейшем тип средневекового храма.
ТрехнеФная базилика с трансептом и нартексом, 3-х абсидное завершение ее восточного конца, кольцеовой обход вокруг алтаря, план в форме латинского креста, второй ярус /галереи/, симметричность западного Фасада с 3-х пролетным порталом, аркатурная галерея, башни Равенны, тектонический декор, сводчатые и купольные перекрытия.
VII. ГАЛЛИЯ И ГОСУДАРСТВО
КАРОЛИНГОВ
АРХИТЕКТУРА ВРЕМЕНИ НЕРОВИНГОВ
В конце V в один из вождей германского племени франков -современник Геодориха - Хлодвиг /481-511 г.г./ захватил территорию Галлии. При Меровингах - преемниках Хлодвига - государство Франков простиралось на территории современных Франции, Бельгии, и Нидерландов. И этому государству суждено было стать колыбелью романского и готического периодов.
Крещение Хлодвига в 496 г. по католическому обряду обеспечило ему и Франкам поддержку официальной церкви.
Местом своего пребывания франки избрали города, пришедшие в упадок с крушением Римской империи. Все же некоторые города были и в раннем средневековье центрами культуры: Суассон, Орлеан, Париж, Руан. Реймс, Майнц, Трир.
Но культура Западной Европы сложилась не в городах, т. к. основная масса населения Западной Европы жили в мелких поселениях, тяготевших к своей сельскохозяйственной округе.
Города разрушались, с уменьшением численности их населения -окрестности и окраины перепахивались или превращались в пастбища. Весь город Арль поместился в древнеримском амфитеатре.
В этот период стены возводятся в бутобетонной технике /обломки стен, галька/ валуны скрепленные раствором/, впоследствии облицовывались. Перекрытия, деревянные, иногда тоже в бутобетонной технике.
При каролингах по римской традиции стали перемежать иррегулярную кладку рядами регулярной.
Все, что строилось в камне при Хлодвиге и его преемниках. Финансировалось епископами, которыми часто оказывались выходцы- с Востока - иудеи и сирийцы, рано обосновавшиеся в Зап. Европе, еще во II в.
Это период создания легенд /смешение восточных сказаний и местного Фольклора/, в это время кладбища Прованса заполняются воображаемыми останками евангельских персонажей. С III в по VI в совершаются поломничества /полома-пальмовая ветвь/ в Паметину/ С У1-УП в. в. в Зап. Европе появляются собственные центры паломн-и-чества, куда прокладываются дороги.
Это период мелких поселений, изолированных усадеб. Монастыри еще не играют такой важной роли в жизни Зап. Европы, как в романский период.
В культовой архитектуре ведущим типом здания являются мелкие церкви, размеры которых определялись количеством населения города или округи и баптистерии.
Три провансальских баптистерии мало отличаются от ранних крещален Италии используются античные колонны. Арки и купол из камня. Менее типичен баптистерий в Пуатье /существует в наст, время/ VII в.
Высокое качество кладки, багатство тектонического декора.
"Великолепие" меровингских церквей достигается не средствами строительного искусства, а украшением голых и грубых интерьеров пестрой росписью, позолотой, драгоценными тканями с Востока. Даже окна прикрывались тканями. Существует мнение, что первые цветные витражи - результат переноса на остекление декоративного рисунка тканей.
Деревянное перекрытие было правилом даже для небольших каменных зданий.
Запас деталей и конструкций античности истощался и с VII в
строительство ведется из камня. В Пиренеях существовали мастерские, которые изготавливали из местного мрамора капители и др.
детали по античным образцам.
История возникновения первых христианских храмов в Галлии запутана:
Первой называют церковь в Иссуаре /овернь/, освященную в 318г. /не достоверно/;
- Перестроен десятигранный купольный храм Аполлона в Тулузе и церковь Дорода /золотой Фон мозаик/. Пристроен небольшой неф. Первая в Галлиии комбинация центрического сооружения и прямоугольного в плане объема.
- Важнейший храп христианской Галлии - базилика Сен Мартен в тур& /470 г. /.
3-х нефная базилика с трансептом имела 2 башни, расположен-, ные по продольной оси - на западном фасаде и над трансептом. Башни имели оборонительную функцию.
Первый, но в последствии распространившийся на всю Зап. европу, опыт сочетания прямоугольных объемов разной высоты. »
- Монастырская церковь в Отене /Бургундия/ 589-600 г.г./. Базилика - сочетание восточных влияний и новых объемно-пространственных решений.
Время Меровинго - это "темные века". Характеризуется использованием ранее существующих архитектурных и строительных приемов и традиций.
Только с приходом к власти Карла Мартелла /715-741 г.г./ удалось вернуть к повиновению области, разбить арабов.
Карл Великий /768-814 г.г./ становится императором в 800 г.,
коронован в Риме, объединил варварский мир. Это была первая по
пытка объекдинения материального и духовного наследия античности и варварской культуры. /Объяснить, привести примеры/.
Цивилизация эта с течением времени достигнет своего расцвета в городах Зап. Европы, но зародилась она в поместьях, селах и монастырях империи каролингов.
АРХИТЕКТУРА ВРЕМЕНИ КАРОЛИНГОВ
В VIII в центр экономической, политической и культурной жиз-, ни государства Франков переместился в Австразию - обширную обл. в низовьях Рейна. Это случилось в результате христианизации племен к востоку от Рейна и к северу от Дуная.
В Австразии господствовала сельскохозяйственная основа социально-политической системы. Преобладание сельского населения.
Деревни 11-111 вв н.э. Дома деревянные, прямоугольные в плане, крыши под углом 45" и более, крыты соломой. Хозяйственные постройки - "трехнефные" халле. Общественных зданий и сооружений не обнаружено.
В 1949 г. около Вильгельмсхафена вскрыто несколько культурных слоев, оказалось, что на протяжении VII-IX вв планы домов не менялись. С ростом благосостояния владельца - "халле" увеличивались в размерах. Поэтому "трехнефные халле" считаются типом зла-ния, переходного к средневековому. Тип "трехнефный халле" распространен в Скандинавии, Швеции. Встречаются постройки различных конструкций: "мачтовые", фахверковые, зального типа или'квадратные. В скандинавском поселении Хайтабу подобные "халле" строились и в XI в.
Отсутствие фортификационного строительства. Еще Тацит отмечал неприязнь варваров к ограждениям поселений, превращающих их в "могилу свободы". Во время опасности жители вместе со своим котом прятались в "бургах" - специальных участках, защищенных рвами. на естественных или насыпных холмах.
Следующим типом поселения являются "пФальцы".
Пример Альтенбурга ок. 800 г. - стена славянского типа, в 100- г. удлинена,- построена часовня, а в 1150 г. между двумя холмами расположился имперский "пфальц" - укрепленная резиденция правителя области.
Возводились бурги как точки опоры в экспансии на восток -гарнизонные стоянки.
С приходом к власти Каролингов, центр общественной жизни переместился из городов в поместья.
В VIII в - столицей империи становится Ахен. Карл Великий в
769-780 г.г. отделал ее с подобающей пышностью. Отчетливо разли
чаются 2 центра: дворцовый и церковный /впоследствии подобный тип города распространился по всей Зап. Европе/, соединенные по за падной стороне парадного двора двухъярусным переходом из тронного зала в дворцовую капеллу. Основные постройки пфальца Ахен сооружены в бутобетонной технике с облицовкой тесаным камнем, интерьеры украшены колоннами и мрамором, вывезенными из Рима и , Равенны.
В ансамбль каждого пфальца входила дворцовая капелла. Один из величайших памятников архитектуры Каролингов - капелла в Ахе-не. В 805 г. освещена, получила ранг кафедрального собора /описа-ние объемно-планировочного решения, диамерт купола 14,5, высота к основанию купола 31.7. конструкций и интерьера/. Архитектура нетипична для времени Каролингов.
Конфликт Рима с Византией в VIII в. Император Лев III запретил в 726 году религиозные изображения /иконоборчество/. Иконоборчество отвергалось Римом по причине интенсивной в то время христианизации племен, не знающих латыни и не имеющих воспринимать абстракции.
- Церковь Сайта Проссере. построенная в Риме в I четверти IX в свидетельствует о прямом отходе от восточного типа базилик и возврате к раннехристианской архитектурной традиции. 3-х нефная, трансент. одна абсида, атрий. Кирпичная кладка. Но усилилось в5Ц-зантийское влияние на иконопись и технику мозаик, фресок и миниатюр /массовая имиграция греческих мастеров в связи с иконоборчеством/.
Карл активно /идеологически и материально/ поддерживает церковь.
Строительство монастырей.
- Аббатство Сен-Дени.
- Монастырь в Фульде /744 г./. В 817-819 г.г. малую' церковь заменили новой, равной по размерам римской базилике св. Петра. Западная ориентация, широкая полукруглая абсида, гигантский, тран-сит, в интерьере - на колоннах с композитными капителями покоился архитрав - пространственный эффект римских базилик. В плане латинский крест.
- Бенедикт Аньянский /умер в 822 г. / Бенедиктинские монастыри - передовые методы хозяйствования /в отличие от восточных 'монахов, проводивших время в молитвах и чтении/.
Знаменитый пергамент, составленный в 820 г. и хранящийся в библиотеке Санкт Галлен - отказ от преемственности архитектурных
типов в пользу функционально организованной композиции монастырского двора, церкви и построек.
- План монастыря Санкт-Галлен. Постройки Фахверковых, за исключением дормитория, трапезной и церкви. Хоровое пение монахов -важная часть литургии - появление прямоугольника хора между траи-сектом и абсидой. Складывается отчетривый план в Форме 'латинского креста. Влияние схемы плана Санкт Галлен на градостроительство.
- Монастырь Лорш. Сохранились лишь фундаменты, и в отличном состоянии."Надвратный зал" - постройка неизвестного назначения. В XII в - часовня св. Михаила.
- В Пикардии в последнем десятилетии VIII в завершена перестройка церкви Центула крупнейшего монастыря Сен Рикье.
Сооружение утрачено, изучается по реконструкции Эффмана и исследованиям Дюрана. Важнейшей ластью этой трехнефной базилики с трансептом составлял, вестверк. фасад которого был первым выразительно расчлененным фасадом раннего средневековья. Второй ярус завершался цилиндрическим барабаном со штилем. Аналогично - над средокрестием. Стены - каменная кладка, барабан и перекрытия деревянные стропильные.
- Кольцевой обход /объяснить значение и историю появления / впервые в законченной Форме создан во второй церкви Сен-Мартен в Туре /913-918/ /некоторые исследователи считают ошибочными/.
Иные считают, что подлинный кольцевой обход, возник в Галлии, в Оверни. Собор в клермоне /946 г. - освящен/.
Итог. Новые Формы поселений, совершенствование Фахверковых зданий и сооружений.
Ведущим, как культовым, так и архитектурным типом являются
монастырские церкви.
Развитие культа мощей и реликвий, поиски новых пространственных схем - кольцевой обход.
Найдены пластические средства для выражения монументальности вместо пространственных /базилики Рима/.
Проблема сводов. Ближе всего к решению проблемы огнестойких
перекрытий и тектонического декора - строители юга с его древни- ми традициями каменной архитектуры.