ТЕМА 4. ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ВИЗАНТИИ

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ

Становление архитектуры Европы на ранних этапах феодализма и создания централизованных государств происходило неравномерно из-за разницы уровней культуры в целом. Молодые государства под­ражали Византии. Через религиозный мост византийские достижения в архитектуре быстро проникали в соседние страны.

Византийские литераторы стремились восстановить территорию великой Римской империи. Вкладываются громадные средства в строи­тельство и укрепление Константинополя - сталицы Византии, с тем, чтобы затмить блеск Рима.

Наивысшего могущества и культурного расцвета Византия дос- тигла в VI веке при императоре Гостиниане, который утвердил государство Константинополя на всем Средиземноморье.

В архитектуре ^Византии прослеживаются этапы накопления и слияния строительных приемов римской и восточной школ.

 

3 этапа развития:

-ранневизантийский /У-УП вв/

-средневизантийский /УН-ХШ вв/

- поздневизантийский /Х1П-ХУ вв/

Также четко прослеживаются 3 архитектурных школы: константинопольская, греческая и школа восточных провинций.

Константинополь всегда был центром архитектурной деятельности. Расположен на полуострове, ограниченным бухтой Золотой рог и Мраморным морем. Окружен мощными кре-постными стенами с суши и с моря /V в/.

Великолепна архитектура башен, при въездах в город, мостов, укрепленных гаваней. От главных Золотых ворот ведет улица Меей, заканчиваясь площадью Августион, расположенной на мысу. К площади примыкает иподром, на ней расположен Большой дворец императоров и в 532-537 г.г. построен Собор святой Софии - "цент мира",

Собор Софии должен был затмить своим великолепием Пантеон в Риме.

Кроме этого архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Троля, была впервые решена конструктивная задача перехода от квадрата к кругу. Некоторые исследователи считают, что прототипами конструк­ций Софии были базилика Максенция и купол Пантеона.

Собор представляет себой в плане укороченную базилику 75x72 м, перекрытую куполом Ь до верха купола 57 м, диам. 32. Конструк­тивный переход от квадратного основания к полусфере совершен с помощью боковых полукуполов - "парусов". 2 больших, 5 малых и один цилиндрический свод распределяют боковой распор.

Впервые было построено центричное купольное здание, впослед­ствии распространившееся в постройках православных церквей.

Фасады Софии константинопольской просты и суровы. Главное внимание - интерьеру. Использовался мрамор, мозаичные картины на стенах, боковые нефы отделаны колоннами в ордере. Особое внима­ние следует обратить на освещение, которое осуществляется через арочные окна купола /"световой оргайн"/. Громадный купол кажется парящим в воздухе. В интерьере преобладают вертикальные линии, переходящие в закругления - арки.

Купольная базилика - церковь Ирины 532,564,740 г /перестраи­вается/, церковь Апостолов - в Константинополе, Мартирии.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И КОНСТРУКЦИИ

Утрачена техника обжига кирпича. Применяется константино­польская кладка. Слой плинфы /70x70x5 см/ перелаживается толстым слоем известково-глиняного раствора разного цвета, придавая зда­ниям горизонтальное членение. В соборе Софии и других важных культовых зданий в опорные столбы закладывали пластины или арма­туру из свинца.

В перекрытиях применяется 6 типов сводов: 1/ римский кресто­вый,

2/ вспарушенный на 4-х опорах, 3/ вспарушенный на 8 опорах, 4/ купол на парусах, 5/ купол на парусах с погашением распора бо­ковыми полукуполами, 6/ крестовокупольная система перекрытия.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

градостроительстве развивается центричная система плани-[Г По типу плана Константинополя строятся Царицын Град.

Юстиниана-Прима /Югосл. /. В центре круглой площади с колоннадой -статуя Юстиниана.

Стоби 479 г. Византийские стены, улица - колоннада.

Филинни в Македонии. В центре - римский Форум, в VI веке ' на
нем построена купольная базилика Диреклер.

АРХИТЕКТУРА ПРОВИНЦИИ

Строительные материалы: великолепно отесанный камень, прд
влиянием Константинополя - проникновение на восток кирпича-плин-
фы. Кладка: слой камня, раствор, слой плинфы и т. д.

Плоские каменные перекрытия в культовых зданиях заменяются
на купольные.

Ансамбль в Каср-ибы-Вардане.

"Кипящая кровля" - система мелких куполов по всей крыше.

Церковь Успения в Ники /Турция VIII в/.

Собор Софии в Фессалониках - Греция VIII в - переход от ку­польной базилики к 5-нефной крестовокупольной церкви. Неустойчи­вость концов креста, дополнительные нефы.

 

СООРУЖЕНИЯ

Отсутствие воды - строительство цистерн под землей. Архитек­тура крепостных стен и ворот.
Монастыри.

Жилье из камня или плинфы. Укрепленное. Обычно 2х-3х этаж­ные, вход со II этажа.

Дворцы с переходами в церкви. Заметно влияние дворцовой ар­
хитектуры на архитектуру культовых зданий.

В ранневизантиискии период - основное внимание интерьеру. Контраст между суровым замкнутым Фасадом, украшенным лишь арочны­ми завершениями проемов и пышным интерьером с богатой отделкой.

 

V. СРЕДНЕВИЗАНТИИСКИИ ПЕРИОД

VIII-ХIII вв.

Крестовые походы, нашествие славян /конец VI в/, война с Ираном /нач. VII в/, восстание арабов подрывают могущество Визан­тии. Сокращаются территориально зоны влияния. Земли между Эгрй-ским морем и Дунаем - славяне, на восток от Средиземного моря турки, север африки -владения арабов.

В результате вынужденная реорганизация империи. Империя де­лится на Фемы - военные округа. Крупнейшими землевладельцами . яв­ляются монастыри и церковная верхушка. Следовательно они и есть - главные заказчики в архитектуре, искусстве, строительстве.

 

Главные города - Константинополь, на западе - Фессалоники,на востоке - Трапезунд.

Общий объем строительства сокращается. Застраиваются преиму­щественно столицы и центры Фемов. После периода иконоборчества 726-842 г. г. положение в империи стабилизируется. Усиление круп­ных Феодальных земельных собственников. Большее внимание уделяет­ся гражданскому строительству, хотя, как и в ранневизантийский период религиозная и общественная жизнь нераздельны.

В этот период наиболее широкое распространение получают крестовокупольные храмы. Впервые разработана группировка прос­транственных ячеек.

3-х нефные - основа квадратная ячейка.

5-ти нефные - дополнительные нефы с 3-х сторон. Встречаются
промежуточные формы 3-х нефные - 2-х. 4-х и 6-опорные конструк­ции. Иногда нартекс - 2-х нефный.

Центр храма - по-прежнему купол на парусах. С востока храм
замыкал алтарь с одной или тремя абсидами.

Перестильный тип церкви существует одновременно с крестоцо-купольным и базиликальным.

В 1054 г. произошел раздел христианского учения на католи­ческое и православное. Католическое распространилось в Западной Европе.

Православное - на территории Византии и в славянских землях. Католики склоняются к постройке базиликальных церквей и соборов.

В православном мире строят крестовокупольные храмы.

Базиликальный тип храма также 3-х,5-ти нефные помещения, из­редка однонеФные, перекрытые куполом с тромпами, обычно с 3-х дольным алтарем.

Строительные материалы и конструкции существенно не меняются.

С XII в в константинополькой кладке швы становятся в 3 р. выше, чем плинфа. что создает еще более резкое горизонтальное членение Фасадов, создается впечатление воздушности.

Еще более значительное внимание отдается интерьеру. Большую роль Фреска, мозаика, стены и столбы облицовываются мрамором. Де­коративная резьба по камню.

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА

 

Рядовая жилая застройка и дворцы не сохранились. Близка по стилю к средневизантиискому архитектура Равенны, дворцы, ,в Вене­ции /дворец Дожей/..

Подражание константинопольской школе - дворец Фондако леи Турки. По описаниям историков, дворцы образовывали сплошной ряд колонн с аркадами вдоль улиц. Оси аркад верхних этажей не совпа-дали с осями нижних аркад - миниатюрнее, ниже, создавая ритмичес­кие ряды по вертикали и горизонтали.

 

Сохранившиеся церкви в настоящее время перестроены в мечети
с добавлением куполов и минаретов.

В IX в построены церкви Аттик и Календер /850 г./ Аттик -простой 5-неФный крестовокупольный храм с нартексом. Восточная часть креста укорочена. Каменная кладка правильными рядами - вос­точно-византийская, чередуется с кирпичной константинопольской

/6-7 камней. 4-5 - плинфа/. Распор цилиндрических сводов погашается массивными стенами. Диаметр купола 5м. В боковых нефах устроены индивидуальные молельни для богатых - тенденция станет правилом в поздневизантийский период.

Календер. Диаметр купола -8м. Сплошной 5-неФный крестово­купольный храм. В плане - симметричный греческий крест.

В X в построена церковь монастыря Липса /908 г./ /ныне - ме­четь Фенари-исса/ характерный для Константинополя 5-неФный крес-тово-купольный храм. Сильно выраженное центрическое начало: план строится, подчиняясь центральному расположению купола. Миниатюр­ность архитектурных форм является закорченным типом 5-нефной крестовокупольной церкви.

В 920-944 г.г. строится погребальная церковь императора Ро­мана Лекапина /ныне мечеть Будрум/. Является законченный тмпом ЗГ-лг нефной хрестовохупольной церхвм. Кладка из кирпича.

В XII в строится комплекс 3-х церквей монастыря Пантократо-ра. Южная и северная - 3-х нефные крестовокупольные, между ними -5-нефная крестовокупольная - усыпальница Мануила Компина.

Завершение периода - постройка собора Сан Марко в Венеции. Типологическая схема - группировка пяти-крестовокупольных ячеек. Справа - кампанилла XV в. В XV в купола приобретают современную

"луковичную" форму.

 

Общее развитие константинопольской архитектуры 1Х-ХП вв тенденция к уменьшению объема зданий, увеличению проемов, замена стен каркасом столбов, усложнение профилей деталей, общее из­мельчение и дробление архитектурных Форм.

С разделом христианской церкви на католическую ' /западная Европа/ и провославную /восточную/ в 1054 г. и углублением разли­чий в церковных церемониях запада и востока Европы /появление второго после алтаря центра храма-алевона/ наибольшее распростра-нение получают: на западе-базилика и купольная базилика, кресто-вокупольный храм в России с четко определенным местом купола.

ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИИ ПЕРИОД

К середине XIV в Византия сохранила за собой только Балкан­ский полуостров и последней этап развития ее архитектуры связан с Южной Грецией. Монументальность сменяется миниатюризацией. Возве­дение миниатюрных построек по отработанной крестово-купольной системе не представляет конструктивных и строительных проблем, поэтому внимание зодчих сосредоточилось на решении композицион-

 

ных и декоративных задач. Фасады украшают декоративной кладкой из кирпича или тесаного камня. Тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписаны Фресками и отделаны мозаикой церковь Парагоритиса. Интерьер с готическими деталями.

Однако, хотя в малых масштабах ведется строительство в за­падной Азии.

XIV в - Влахернский дворец /ныне Текфурсерай/. Кладка: 3 слоя кирпича. 3 слоя желто-красного камня. Насыщенность, декора­тивность фасада. Оси проемов сдвинуты относительно друг-друга.

Церковь монастыря Хора Х1Н-нач.Х1У вв /ныне керхис - Джими/. Ассимметрия трех куполов, дополнительный поперечный неф -эксонартекс входной неф/, каменно-кирпичкая кладка.

Церковь комплекса Фетис -Джими - миниатюризация.

Почти все крупные постройки реставрированы в восточном стиле.

В 1453 г. Константинополь завоеван турками. Росписи и мозаи­ки на библейские темы заменены арабской вязью текстов из Корина. К собору Софии пристроены минареты.

Византийская архитектура оказала влияние на формирование ар­хитектуры Западной Европы, Сербии. Болгарии, России, Грузии. Армении. Османской империи.