ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

 

III. АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

В конце I в до н. э. в Римской республике обострилась борьба сословий, участились восстания рабов, гражданские войны. И в 27 г. до н. э. к власти приходит первый император Октавиан, титуло­ванный августом.

Предпринимаются грандиозные работы по "приданию столичного блеска Риму". По свидетельству Светония Август сказал: я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным". Прежде всего он расширил Фо­рум, восстановил на нем некоторые здания /базилику Юлия и т.д./, построил театр Марцелла /14 г. до н.э./ - крупнейший из театров Древнего Рима. Строятся новые, восстанавливаются старые храмы, триумфальные арки, форумы.

Строительные материалы - обожженный кирпич, облицовка мрамо­ром, которые завозят в основном из Греции, украшаются мозаикой полы не только в храмах, но и жилых домах из естественных камней. Разработана техника мозаики из смальты.

Дальнейшее развитие получает свод.

Применяются бетонные цилиндрические своды, бетонные ку­польные своды с ребрами из кирпича. Развивается ордерная, систе­ма. Коринфский композитный ордер все чаше становится украшением интерьеров, теряя свою тектоническую функцию.

В эпоху империи расширяются и приобретают особое величие Фо­румы. Каждый император сооружает Форум своего имени.

К востоку от форума Романум, примыкая к форуму Цезаря строится сеть Императорских форумов. И, начиная с обожествления Октавиана. храмы на форумах посвящают императорам. Самым гран­диозным был форум Траяна /109-113 г.г./, построенный архитекто­ром Аполлодором. Его площадь 116x95 м. Его ансамбль представляет собой несколько симметрично организованных по продольной оси пространств. Перистильный двор с конной статуей императора замы­кается с северо-запада огромной базиликой Ульпия, с примыкающими к ней библиотеками-с латинскими и греческими рукописями. Между ними располагается колонна Траяна, существующая по сей день. Соз­дана в честь победоносных походов в Дакию. Украшена цветным рельефом, спирально обвивающим ствол. Ствол из 17 барабанов H = около 40 м. Внутри - винтовая лестница. Колонна завершалась брон­зовой статуей Траяна, которцю в XVI в заменили статуей апостола Петра. После смерти императора урну с его прахом поместили в основание колонны. Завершает композицию форума Храм гению Траяна.

Неотъемлемым сооружением форумов являлись базилики, где про­ходила немалая часть общественной жизни римлян. Базилики увеличи­ваются в размерах, не меняясь конструктивно. Увеличивается коли­чество нефов 3,5. Центральный неф выше боковых. Базилика Максен-ция - Константина в Риме 312 г. Центральный неф перекрыт крест. сводами.

К форумам сходились все основные дороги империи. На дорогах в честь полководцев устраивались Триумфальные арки. Выработано несколько Форм тр.А от простого объема стены с одним арочным проемом, до помпезных 3-х пролетных сооружений. Самая крупная в Риме - арка Константина 11=21,5 м /IV век/ /Показать и описать несколько арок/.

Продолжают строиться храмы, посвященные богам. На форумах храмы, посвященные императорам. Ведущим типом храма был псевдопериптер - в одном из рядов колонн заложены кирпичом интерколумнии. Храмы располагаются на высоких подиумах, которые служили иногда трибунами для императоров или сенаторов. Распространены круглые храмы /храм Весты/. Перечислить и показать наиболее интересные в архитектурном отношении храмы, дата, описание.

При Адриане возведен в 118-125 г. знаменитейший памятник римской архитектуры Пантеон - храм всех богов. Впервые решено со­четание круглого и прямоугольного объемов. Высота 42,7 м, перек­рыт куполом 43.2 м в диаметре. Оставался самым большим до XIX в. Экстерьер Пантеона украшает портик коринфского ордера с колонна­ми, основное внимание уделено интерьеру. Отделка относится к Шв. Пол выложен мрамором. Стена разделена на 2 яруса, в нижнем глубокие ниши, в которых стояли статуи богов, кроме того ниши об­легчают массу стены. Интерьер Пантеона гармоничен и соразмерен: диаметр равен высоте храма, высота стен, на которые опирается ку­пол составляет 1/2'высоты всего здания. Пять рядов кессонов сок­ращаются к центру купола, к отверстию диаметром 9 м, "глаз Пан­теона".

При Флавиях, императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 г. пос­троен амфитеатр Колизей /со1оssеит/, по типу которого впослед­ствии строятся стадионы. В плане эллипс /188x156/, высота стены 50 м, фасад разделен на 4 яруса. Нижний решен в дорическом орде­ре, II - в ионическом, III - в коринфском, IV ярус - глухой, с окнами и пилястрами. Сохранились кронштейны для натягивания тен­та. Оси фундаментов - субструкции из бетона, сходятся в 12 цен­тров. Амфитеатр расчитан на 50 тыс. зрителей и 3000 пар гладиато­ров. При этом решена проблема разделения потоков зрителей: каж­дым из выходов пользовались не более 600 чел. Под ареной, кото­рую можно было заливать водой, устраивались морские бои /качес­твенная гидроизоляция/, располагались помещения для гладиаторов и клетки для зверей. Основные материалы: бетон, кирпич, мрамор, травертин. Основные конструкции: арки, цилиндрические и кресто­вые своды. Плохая сохранность колизея объясняется тем, что в средние века /до XV в/ использовался как каменоломня.

В 79 г. от извержения Везувия погибли несколько городов: Помпеи, Стабиш, Геркуланум. В XVIII в начались раскопки Помпея, 20 тыс. жителей, которые продолжаются по настоящее время. Под слоем пепла прекрасно сохранились здания, сооружения, интерьеры.

Широкие улицы, административные здания, торговая площадь, школа гладиаторов, храмы, жилые здания.

Жилые дома в городе одно-двухэтажные из кирпича или бетона, с черепичными крышами. Дома двухчастные. Официальный центр - ат­риум с бассейном посредине. Крыша над бассейном, поддерживающая­ся 4 столбами, имела отверстие - для стока воды в бассейн и для освещения. Подобная планировка заимствована у этрусков. Во вто­рой части дома проходила частная жизнь римлян. Представляет со­бой; перистильный греческий дом - двор прямоугольной формы, укра­шенный фонтанами,<статуями. Вокруг атриума и перистила располага­лись жилые и хозяйственные помещения.

Интерьеры украшались росписями, мозаикой, фресками. Росписи включают арх. детали ~ колонны, пилястры, капители.

В Риме и крупных городах строятся многоэтажные жилые дома инсулы, предназначенные для небогатых граждан и ремесленников. Квартиры -. кубикулы - невелики, однако каждая имеет ванну. I эта­жи заняты торговыми помещениями и мастерскими.

Благоустройство городов: водопровод, канализация, тротуары, иногда имеющие перекрытия на колоннах.

Неотъемлемым атрибутом жизни римлянина были загородные вил­лы. Дело в том, что каждый римлянин - сенатор, гражданин – имели собственные латифундии и успешно совмещали общественную жизнь в городе с хозяйственной деятельностью. Виллы также были 2-х час­тные, в 2-3 этажа. I этаж, выходящий фасадом на улицу был занят таберной, где продавали получаемые с латифундий.

"Вилла мистерий" близ Помпеи, вилла Адриана в Тибуре, "Золо­той дом Нерона".

Последнего взлета римские архитектура и строительство дости­гает в грандиозных сооружениях - термах, самых сложных в кон­структивном и технологическом отношении сооружениях античности.

Термы - не только бани. Это сложный комплекс взаимоувязан­ных помещений. Была четко продумана система прохождения посетите­лями Залов: фригидарий, тепидарий, кальдарий, массажная. Здесь находились залы для занятий спортом, комната отдыха и т.д. Разра­ботана система подогрева пола и стен.

Чтобы избежать ассиметрии построения здания и технологии, строят термы для 2 параллельных потоков посетителей.

Самые крупные термы Каракаллы в Риме, 216 г. /размер двора 363x535 м, 11 га/, термы Диоклетиана в Риме вмещали одновременно 3000 чел.

В конце III в император Диоклетиан отходит от государствен­ных дел. Империя разделена на 4 части, что административно закре­пило распад государства.

Для императора строят дворец в Силите. При сохранении в его планировке регулярности римского военного лагеря уже намечается :образ средневекового Феодального замка - с глухими стенами, бас­тионами, хорошо укрепленными воротами.

Развитие римской архитектуры тесно связано с историей рас­цвета и укадка рабовладельческого общества в зоне Средиземно-мотья, охватывая начальный период становления феодализма.

Римлянами были;разработаны рациональные приемы организации строительства, арсенал арочных и сводчатых к-ций, экономичная бе­тонная техника. Римской архитектурой введены новые художествен­ные принципы тектонического сочетания ордеров и арочно-сводчатых конструкций. Разработана Витрувием теория архитектуры и: заложены осно­вы регулярных композиций гражданских и инженерных ансамблей /1С книг об архитектуре/.

В возведении инженерных сооружений, гражданских и культурных зданий римляне достигли такого технического и художественно­го уровня, который долгое время оставался недоступным византий­ским и европейским архитекторам и строителям.

 

РАЗДЕЛ 2. АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

I V. РАННЕХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД

В середине III века варвары вторглисть в римские провинции, с востока наступали персы. Города гибли от эпидемий голода, зем­летрясений. Вместе с империей погибала античность. Мистические, культы, сложные теологические учения, распространившиеся в про­винциях и в Риме, нашли отражения в искусстве и архитектуре. Но главные изменения приносила новая религия - христианство. С 1 ве­ка по 313 г. - неофициальная религия.

Согласно античному мировоззрению, человек - игрушка рока, игрушка в руках богов, но он же - мера всех вещей, достойный предмет искусства, античные здания и сооружения соразмерны чело­веку.

Христианство проповедует презрение к земной жизни, .к челове­ческому телу - как к сосуду греха и соблазнов.

В 395 году произошел .раздел Римской империи на Западную » Восточную. В 476 г. Западная империя пала.

V век принято считать началом новой эпохи - Феодальной фор­мации, названной средневековым и охватывающей по времени тысяче­летие - по XV век - эпохи Ренессанса.

Мостом между архитектурой собственно средневековья и антич-

V ••'••*"

ностью явился раннехристианский период, когда христианство неле­гально существовало в языческой Римской империи. Изучение этого периода началось в эпоху Высокого Ренессанса в XVI в, когда были обнаружены подземные христианские кладбища II-IV вв, которые служили также убежищем и местом сбора христианской общины. Их назва­ли катакомбами, т.к. одно из кладбищ находилось возле местечка Катакумб. Первые христиане верили в скорое падение ненавистной Римской империи, в пришествие Христа, который установит на земле справедливость. Со временем дух первоначальных идей спасения под­меняется призывом к терпению. Христианская церковь из религии ра­бов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных народов, покорен­ных Римской империи превращается в активного помощника государ­ства.

В 313 г. Эдиктом Константина христианство признано государ­ственной религией.

Строятся первые христианские храмы-базилики. От базилик за­пад-восток, вход с запада, алтарь - на вост'оке. Базилики 3-х, 5-ти неФные /неФ-карабль/. При входе располагался поперечный неф-нартекс, предназначенный для оглашенных - тех, кто готовился принять христианство. Ритм колонн направлял взгляд на алтарь, расположенный в абсиде. Первые базилики перекрывались плоским пе­рекрытием с двускатной крышей и односкатными над боковыми нефами. С развитием христианства между пространством церкви и алтарем ус­траивается поперечный неф-трансент.

Возле церквей строятся колокольни. Епископские церкви - со­боры имеют отдельное здание для крещения - баптистерии.

Примером древних базилик может служить несохранившаяся. но обмеренная при сносе базилика св. Петра в Риме /330 г/ на ее мес­те в наст, время знаменитый сбор св. Петра.

Церковь Мария Маджо ре в Риме /432-440г. г. /, церковь св. Пав­ла - Сан Паоло Фьори ле мура построенная при Константине, цер-' ковь; Сан Лорёнцо Фьори ле-Мура.

Помимо базилик существует другой вид храмов - центрического типа; круглые /ротонды/,- мавзолей св. Констанцы в Риме /IV в/, мовзблёй Галлы Плакидии в Равинне /V в./; многоугольные - дворцо­вая капелла в Аахеме; крестообразные в плане,

Раннехристианские церкви скромны по наружному убранству, но роскошны в интерьере. Колонны ионического и коринского ордера /и-ногда перенесенные прямо из языческих храмов/, наборные полы из цветного камня; мозаика, размещенная в простенках между окнами, составленная из смальты, драгоценная утварь, златотканные облаче­ния священников.