Сервисы Internet

Обычно пользователи идентифицируют Internet со службой WWW (World WideWeb — Всемирная паутина). Но это далеко не так, ибо WWW — одна из многочисленных служб Internet. По аналогии Internet можно сравнить с системой транспортных магистралей, а виды сервисов Internet – с различными службами доставки.

В число наиболее часто используемых служб Internet входят электронная почта, WWW, служба новостей Internet, передача файлов по протоколу FTP, терминальныйдоступ по протоколу Telnet и ряд других служб.

Электронная почта. Электронная почта возникла раньше, чем Internet, однако она не только не устарела, но, напротив, является наиболее массовой службой Сети и постоянно приобретает новых пользователей. Электронное письмо, как и обычное, содержит адреса отправителя и получателя. В него можно вложить графическое изображение или иной файл — точно так же, как в конверт с письмом можно положить открытку или фотографию. На него можно поставить электронную подпись, которая играет ту же роль, что и подпись в обычном письме. Однако служба e-mail давно обошла по популярности традиционную почту: ежегодно в мире рассылается более 600 млрд. электронных писем. Чем же вызвана такая популярность? Для ответа на этот вопрос перечислим достоинства электронной почты.

В отличие от телефонного звонка электронная почта может быть прочитана вудобное время, что особенно важно с учетом разницы во времени между часовыми поясами. Следует также отметить демократичность электронной почты: отправляя электронное письмо хоть самому президенту, вы не рискуете отвлечь его от текущих дел. К удобствам электронной почты следует также отнести возможность рассылки писем сразу большому количеству получателей, высокую скорость доставки, удобство пересылки вложенных файлов. Хранение писем в базе данных почтового клиента позволяет осуществлять быстрый поиск и сортировку почтовых отправлений. Кроме того, электронная почта в несколько сот раз дешевле обычной почтовой рассылки.

Обычно в момент регистрации доступа в Internet сервис-провайдер предоставляет пользователю дисковое пространство под почтовый ящик. Адрес этого почтового ящика (E-mail Account Address), имя пользователя (E-mail Account Login Name) и пароль (E-mail Account Password). Пароль для доступа предоставляется в целях предотвращения несанкционированного доступа к почте. Адрес электронной почты имеет формат: имя_пользователя @ имя_домена, например Ivanov@abc.rst.ru.

Часть слева от значка @ — это имя почтового ящика (E-mail Account Name) на сервере, из которого владелец этого адреса забирает письма (в данном примере — Ivanov). Как правило, имя пользователя совпадает с именем почтового ящика.

Часть справа от значка @ называется доменом и указывает на местонахождение этого почтового ящика. Нужно отметить, что носителем адреса электронной почты является вовсе не конечный пункт доставки, то есть не адрес вашего домашнего компьютера, а адрес сервера, на котором вы будете получать почту.

Электронная почта построена по принципу клиент-серверной архитектуры. Пользователь общается с клиентской программой, которая, в свою очередь, общается с почтовым сервером. Очевидно, что процедуры отправки и получения почты требуют разной степени идентификации личности, поэтому существуют и два разных протокола – на отправку и на прием писем.

Для передачи писем используются протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol – простой протокол пересылки почты) и соответственно SMTP-серверы. Чаще всего отправка почты происходит с почтового сервера вашего Internet-провайдера, хотя, в принципе, это не обязательно. Обычно SMTP-серверы не требуют идентификации, поэтому вы можете отправить письмо с любого такого сервера. Для приема почтовых сообщений в настоящее время наиболее часто используется протокол POP3 (Post Office Protocol — протокол почтового офиса), который контролирует право пользователя забирать почту из ящика и поэтому требует предоставления имени пользователя и пароля.

Рассмотрим конкретный пример работы почты. Пусть некий владелец электронного ящика с адресом petya@abc.ru на почтовом сервере abc.ru пишет письмо владельцу почтового ящика с адресом vasya@xyz.com на сервере xyz.com.

Для того чтобы подготовить письмо, он вызывает клиентскую программу, создает текст сообщения и в графе Кому указывает адрес получателя vasya@xyz.com. Если отправитель не имеет постоянного подключения к Internet, то после нажатия кнопки Отправить он устанавливает сеанс связи с провайдером и начинает получать накопившуюся почту и отправлять подготовленные письма. Порядок приема почты обычно зависит от текущих настроек почтовой программы. Нередко письма складываются в определенную папку и отправляются другой командой после установки связи с провайдером. Процесс загрузки на локальный компьютер вновь поступивших писем и отправления новых писем на сервер называется синхронизацией учетнойзаписи.

После того как вы подключились к Internet, клиентская программа соединяется спочтовым сервером и передает серверу почтовый адрес получателя vasya@xyz.com и текст самого сообщения. При отправке почты клиентская программа взаимодействует с сервером исходящей почты, то есть с SMTP-сервером, по протоколу SMTP, подключаясь к порту с номером 25. Процедура отправки электронной почты заключается в копировании вновь подготовленных сообщений из базы клиента в базу почтового сервера (в нашем случае — сервера abc.ru).

Рассмотрим этот процесс более подробно. После того как письмо доставлено на сервер отправителя, SMTP-сервер последнего должен связаться с сервером получателя. Для этого ему необходимо знать IP-адрес SMTP-сервера, получающего почту для адресов из домена xyz.com. Чтобы узнать этот адрес, он обращается к DNS-серверу и задает ему вопрос: Каков IP-адрес SMTP-сервера, получающего почту для адресов издомена xyz.com?

DNS-сервер выдает IP-адрес, после чего SMTP-сервер на abc.ru может соединиться с SMTP-сервером на xyz.com. Если по какой-либо причине SMTP-сервер на abc.ru не может связаться с SMTP-сервером на xyz.com, то послание встает в очередь для отправки. Обычно через каждые 15 минут производится попытка переслать послание из очереди. Через четыре часа отправителю будет послано сообщение о проблеме, а спустя пять дней большинство серверов прекращают попытки и возвращают отправителю недоставленную почту, так что бесследно ваше письмо не исчезнет.

 

WWW — это глобальная гипертекстовая система, организованная на базе Internet. WWW представляет собой механизм, при помощи которого связывается информация, доступная посредством многочисленных Web-серверовво всем мире. Web-сервер — это программа, которая умеет получать http-запросы и выполнять в соответствии с этими запросами определенные действия, например запускать приложения и генерировать документы.

Документ, доступный через Web, называют Web-страницей, а группы страниц, объединенные общей темой и навигационно, — Web-узлами, или Web-сайтами. Один аппаратный Web-сервер может содержать несколько Web-сайтов, но возможна и обратная ситуация, когда огромный Web-сайт может поддерживаться группой Web-серверов. Тот факт,что навигация не требует знаний о местоположении искомыхдокументов,как раз и является основным удобством и причиной популярностислужбыWWW.

В браузерах реализованы две основные функции: запрос информации у Web-сервера и отображение ее на клиентском компьютере. Кроме того, браузеры обладают дополнительными сервисными функциями, такими как упрощение поиска, хранение закладок, указывающих на избранные страницы, и др.

Популярность WWW обусловлена тем, что можно не только просматривать чужие страницы и иметь доступ к огромному количеству информации, представленной на сотнях миллионов компьютеров, но и создать собственные ресурсы и таким образом донести любую информацию до всех будущих посетителей сайта. Иными словами, WWW — это глобальный механизм обмена информацией: одни люди помещают информацию на Web-серверы, а другие ее просматривают. Создав Web-сайт, владелец может поместить туда различного рода информацию: текст, графику, звук, анимацию, которая станет доступной для всех посетителей этого ресурса. С появлением в Сети вашей страницы информация о вас или о вашей фирме станет доступна сотням миллионов пользователей круглосуточно семь дней в неделю. Количество информации, которое может быть предоставлено посетителю, практически не ограничено по времени, в отличие от радио или телевидения.