Памятники псевдоготики находятся за пределами городов, обычно они включались в парковые комплексы.

В. Баженов и М. Казаков сделали многое для становления своеобразного течения в русской архитектуре, именуемого псевдоготикой XVIII века. По существу то, что называется псевдоготикой, было своеобразным стилистическим явлением, романтической струей в архитектуре, порожденной особенностями развития русской национальной культуры и находившейся в неразрывной связи с допетровской архитектурой XVII века, со свойственной русскому зодчеству живописностью, тягой к своеобразному, яркому и необычному.

К 1760 - 1780-м годам относятся главные произведения замечательного зодчего В. Баженова, и, прежде всего его прославленный проект Большого Кремлевского дворца, не имеющий аналогий в мировой архитектуре и градостроительстве.

Следует отметить наличие в архитектуре русского классицизма особой московской школы, выдвинувшей во второй половине XVIII ряд крупнейших мастеров архитектуры. Наряду с развитием в Москве жилого строительства здесь, как и в Петербурге, начали возводить крупные общественные здания.

С работами по устройству гранитной набережной Невы и строительством мостов через Лебяжью канавку и Фонтанку связано и сооружение знаменитой ограды Летнего сада со стороны Невы (1773 - 1786 гг.).

Для ранней стадии классицизма характерно архитектурное решение здания Академии художеств (1765 - 1772 гг., арх. Деламот, А. Ф. Кокоринов).

Здания и архитектурные комплексы

С 1830-х годов в русской архитектуре, так же как и в западноевропейской, классицизм начинает вытесняться ретроспективными подражаниями историческим архитектурным стилям. Архитекторы преследовали цель - обновить и обогатить арсенал своих средств, но источниками этого обновления они избрали отошедшие в прошлое декоративные формы.

Школу В. Баженова, мастера, сформировавшегося в период раннего классицизма, но уже проложившего путь к строгому классицизму 80-х и 90-х годов, продолжал развивать московский зодчий М. Казаков. В многочисленных произведениях архитектора многое восходит к приёмам, утвержденным В. Баженовым, но в целом, его творчество отличается большой строгостью. Крупнейшим сооружением М. Казакова явилось здание Сената в Московском Кремле, имеющее сдержанный, монументальный внешний облик.