Лекция 18. Архитектура России середины XVIII в. Русское барокко

В петровское время осуществляется политика меркантилизма, направленная на всемерную экономию, обусловленную затянувшейся Северной войной, расходы на чрезмерную декоративность в архитектурном убранстве не поощрялись, что определило относительную простоту большинства построек петровского времени. В такой политике в области архитектуры больше всего были заинтересованы частные застройщики.

Ведущим в этот период становится гражданское строительство, в котором широкий размах приобретает строительство зданий государственного назначения - военных, производственных, административных.

Особенности и достижения архитектуры Петровского времени

Подобного рода усадьбы строились и в более отдаленных от обеих столиц местностях.

1. Петровский период был переломным этапом в истории русской архитектуры и началом нового периода её развития, в котором крупнейшую роль, наряду с Москвой, играл Петербург с его создававшейся заново архитектурой.

2. В величественных образах монументальной архитектуры петровского времени - колокольни Петропавловской крепости и Адмиралтейства - утверждаются передовые идеи времени: пафос государственного преобразовательного начала, идея борьбы за национальное развитие России в качестве великой европейской державы.

3. Потребности растущего государства вызывают появление новых типов архитектурных сооружений - арсеналов, госпиталей, театров, музеев библиотек. Строится новая столица и морской порт Петербург, возводится ряд новых городов-крепостей, в планировке которых широко применяются принципы и приёмы организованного градостроительства. В этих городах начинает осуществляться массовое строительство рядовых жилых домов, возводимых по "образцовым" проектам для различных слоёв населения.

5. Изменяется общий внутренний и наружный архитектурный облик зданий различного рода. Их характерными чертами становятся: построение отдельных зданий и ансамблей на основе геометрической правильности и симметрии плана и фасада; представительность фасадов, выполняемых в приёмах классической ордерной композиции; подчиненность общей композиции здания новым градостроительным требованиям. Вводятся новые мотивы архитектурного убранства зданий - шпиль, волюты, фигурные фронтоны, рустовка, скульптурные вставки и проч. В декоративном убранстве интерьеров применяются скульптура, роспись и резьба в их новой, светской трактовке.

6. Для создания архитектуры, отвечавшей новым национально-историческим задачам, русские зодчие петровского времени обращаются к мировому классическому архитектурному наследию. Они творчески осваивают лучшие достижения классической архитектурной науки, передовые по технике приёмы строительства, средства художественной выразительности, разработанные в западноевропейской архитектуре. Но архитектура петровского времени не была подражательной. Её живая связь с конкретными задачами государственной преобразовательной деятельности этого периода и преемственное развитие в ней национальных художественных традиций сообщали ей глубокое своеобразие.

7. Прогрессивная и в лучших своих проявлениях реалистическая архитектура петровского времени, правдиво отвечавшая на поставленные перед ней многообразные задачи, положила начало новому большому этапу русской национальной архитектуры и её дальнейшему расцвету.