В романский период архитектура понималась как область ремесла.

Эта конструктивная схема явилась основным итогом развития романского зодчества и стала основной для развития готической системы.

С переходом к цилиндрическим сводам массив стеновых опор стал резко возрастать. Важным шагом в преобразовании конструктивной системы было сосредоточение усилий с помощью крестовых сводов и подпружных арок в отдельных точках и расчленение стены на собственно стену и столбы -контрфорсы, устанавливаемые в местах наибольшего действия распорных усилий.

Своды романских зданий делались из клинчатых тесаных камней или кирпича на растворе. Все своды выполнялись по деревянным кружалам.

Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала XII в. они начинают применяться для перекрытия главного пролета. Как и в Византии, романский крестовый свод почти всегда делается вспарушенным, что придает ему большую жесткость. Купола, иногда возводимые на пересечении главного нефа и трансепта, опирались на четырехгранное основание с помощью парусов или тромпов.

Особое значение приобретал укладываемый толстыми слоями раствор, который в данном случае был не только вяжущим, но, прежде всего пластическим материалом, служащим для равномерного распределения давления в кладке стены или свода. Конструкции приобретали структуру и свойства, близкие современным каменным зданиям.

В отличие от древнеримских и византийских купольно-сводчатых структур, в которых зодчие стремились основные распорные усилия погасить конструкциями внутри здания, в романский период активно работающие вертикальные опоры выносят за пределы наружных стен "принцип дифференциации конструкции" становится обязательным принципом нового компоновочного метода.

В период зрелой романской архитектуры (XII в.) этот приём начинает появляться и в структуре сводов, внутренняя поверхность которых опоясывается выступающими ребрами - гуртами (нервюрами). Предварительно выложенные из тёсаных камней, гурты позволяли облегчить свод, а в процессе возведения конструкции служили опорой для деревянной опалубки. На гранях несущих опор гурты обычно имели продолжение в виде тонких полуколонок с базой и капителью. Т.о. сложилась характерная для этого периода расчлененная структура несущего столба, в тектонике которого нашел свое отражение метод дифференцированной компоновки романской конструкции.

Расчлененная структура несущего столба в свою очередь явилась основой пластического решения интерьера, нашедшего свое дальнейшее развитие в готических постройках. Это своеобразный средневековый "ордер", в котором пластическая разработка и декоративные элементы подчеркивают конструктивные функции системы.

В этот период для "составления проекта" достаточно было схематического наброска с размерами, фиксирующего пожелания заказчика. Здания и архитектурные комплексы