Предмет и задачи риторики
Современная риторика - это теория и мастерство эффективной (целесообразной, влиятельной, гармоничной) речи. Таким образом, одной из основных её задач является повышение речевой эрудиции – важнейший из путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как ораторское искусство.
Начало европейской риторики обычно связывают с античной цивилизацией. Ее хронологические рамки: V в. до н.э. V в. н.э.
В истории европейской риторики выделяют следующие этапы: древнегреческая риторика, древнеримская риторика, средневековая риторика, новые европейские риторики (XVI-XIX вв.)
Итак, колыбелью риторики является Древняя Греция. Именно там 2,5 тысячи лет назад зародилась риторика как наука.
Каковы причины возникновения риторики в античном мире?
1. Интерес античной культуры к человеку, человеческой индивидуальности.
2. Античная культура в большей степени культура устного, а не письменного слова.
Есть предположение, что античность вовсе не знала чтения про себя. Даже наедине с собой люди читали книги, философские трактаты вслух, наслаждаясь звучащим словом. Даже если речь не предназначалась к произнесению и издавалась письменно, в ней бережно сохранялись все признаки устной речи.
3. И, наконец, самое главное. Востребованность риторики в условиях демократии, пусть даже рабовладельческой.
Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами: в народном собрании, сенате, суде.
Выступить там мог практически каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимым условием для гражданина, желавшего участвовать в управлении государством. Хороший оратор мог повлиять на государственную политику одной лишь убедительностью своей речи.
В суде Древней Греции красноречие стало важнейшим условием успешного завершения судебного разбирательства, поскольку истцу предстояло самому вести дело в суде.
Таким образом, демократический строй предоставлял большой простор для развития красноречия. Два периода наивысшего расцвета античного красноречия приблизительно совпали с двумя периодами подъема рабовладельческой демократии: в Греции это V-IV в.в. до н.э. (в Афинах период от Перикла до Демосфена), в Риме I в. до н.э. (время Цицерона)..
С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Создание книг по риторике было необходимо в образовательных целях: лидерами здесь были риторические школы (Сиракузы, Аттика, Афины), в них принимали мальчиков 7 лет и обучали до 21 года. Преподавались философия, логика, литература, язык, математика, причем риторика была ведущим предметом.