Действие уголовного закона в пространстве. 4. Действие уголовного закона и во времени

В ст.ст. 6 и 7 УК определены принципы действия уголовного закона в пространстве: территориальности и гражданства.

В соответствии с первым принципом, основанном на незыблемости суверенитета государства (ст. 6 УК РК), все лица, совершившие преступления на территории Республики Казахстан, подлежат ответственности по уголовным законам, действующим в месте совершения преступления.

Принцип гражданства (ст. 7 УК РК) предполагает ответственность граждан Республики Казахстан по уголовным законам республики за совершение преступлений за границей. Следовательно, территориальный принцип координируется с принципом гражданства.

Территорией Республики Казахстан являются находящаяся в пределах его государственных границ суша, водное пространство внутренних морей, озер и рек, воздушное пространство над сушей и водной поверхностью (Закон Республики Казахстан «О государственной границе Республики Казахстан» от 16 января 2013 года № 70-V).

В тех случаях, когда территория суши соприкасается с водами океана и внешнего моря, к территории государства относятся прибрежные воды и воздушное пространство над ними на расстоянии 12 морских миль.

Уголовно-правовые нормы нашего государства действуют и в случаях совершения деяний на пространстве континентального шельфа Республики Казахстан (Каспийское море).

Шельф – примыкающие к территориальному морю до определенной глубины поверхность и недра морского дня.

К недрам относится пространство под поверхностью сухопутной и водной территории, определенной государственной границей Республики Казахстан глубина недр не ограничена.

Под воздушным пространством Республики Казахстан понимается воздушное пространство над его сухопутной и водной территорией.

Внутренние морские воды – морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линии, принятых для отсчета ширины территориального моря Республики Казахстан.

Территориальное море – прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательства Республики Казахстан.

Открытое море – не относящиеся к территориальному морю Республики Казахстан или иных государств пространства морей, океанов, пользование которых регулируется международным правом.

Континентальный шельф – прибрежное морское мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, наиболее продуктивное и производительное для хозяйственного использования, населенные живыми организмами часть акватории.

В соответствии с Женевской конвенцией 1958г. данное понятие охватывает собой поверхность и недра подводных районов прибрежного государства, примыкающих к берегу, находящиеся вне пределов территориального моря, до глубины 200 м.

Территорией Республики Казахстан считается гражданское судно в открытом море и гражданские самолеты под флагом или под опознавательным флагом Республики Казахстан, не находящиеся на территории иностранного государства или же пролетающие на этой территории. Военные корабли и шлюпки, плавающие под флагом Республики Казахстан, и военные самолеты вне зависимости от того, где они находятся, являются территорией Республики Казахстан.

В соответствии с ч.1 ст.6 УК РК все лица, совершившие преступления на территории Республики Казахстан, в том числе иностранцы и лица без гражданства подлежат уголовной ответственности по законам, действующим в месте совершения преступления на общих основаниях с гражданами Республики Казахстан.

Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам не подсудны по уголовным делам судам Республики Казахстан, в случае совершения этими лицами преступления на территории Республики Казахстан решается дипломатическим путем. Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной ответственности всегда пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советники, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архиваристы, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и проживающие с ними совместно. Право экстерриториальности распространяется на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей. Однако это не дает права использовать дипломатический иммунитет в целях, не совместимых с функциями дипломатического представительства. Лица, злоупотребляющие правом экстерриториальности, объявляются персонами non grata. Им предлагается покинуть территорию Республики Казахстан.

Статья 7 УК РК в соответствии с принципом гражданства определяет действия УК РК применительно к преступлениям, совершенным за пределами Республики Казахстан следующими категориями лиц: гражданами Республики Казахстан, лицами без гражданства и иностранцами.

В ч.1 ст.7 УК РК указано: «Граждане Республики Казахстан, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого он было совершено, и если эти лица не были осуждены в другом государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом того государства, на территории которого было совершено преступление. На тех же основаниях несут ответственность и лица без гражданства».

Иностранцы за преступление, совершенные ими вне пределов нашего государства, подлежат ответственности по уголовным законам республики в случаях, если преступление направлено против интересов Республики Казахстан и в случаях, предусмотренных международным договором Республики Казахстан, если они не были осуждены в другом государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Казахстан. В данном случае имеется в виду все иностранцы, находящиеся в пределах Республики Казахстан, за исключением лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

В ст. 4 УК РК указано, что «Преступность и наказуемость деяния, определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Временем совершения преступления признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия), независимо от времени наступления последствий.

В Казахстане имеется определенный порядок опубликования и вступления в действие законов.

Принятый закон должен быть опубликован не позднее 7 дней со дня его принятия в официальном органе.

В законную силу законы и иные акты вступают через 10 дней со дня опубликования в официальном органе, если в этом акте не установлены иные сроки вступления в законную силу.

Вопрос об утрате уголовным законом своей силы в законодательстве не решен, большинство ученых правильно считают, что вступивший в силу и действующий уголовный закон может утратить силу в результате: 1) отмены; 2) замены другим законом; 3) истечения срока действия закона.

Применение того или иного уголовного закона зависит от правильного определения времени совершения преступления, т.к. применению подлежит закон, который действовал в момент совершения преступления. Этот вопрос возникает во всех случаях, когда между преступным действием (бездействием) и результатом этого действия (бездействия) имеется разрыв во времени, когда имеется разрыв во времени между составными частями преступного действия, когда соучастники одного преступления действуют в разное время, или когда совершаются длящиеся или продолжаемые преступления.

Общее определение действия закона во времени производится путем сопоставления момента вступления в силу нового закона и момента окончания преступления. Если момент окончания преступления наступил раньше, чем вступил в силу новый закон, то действует старый закон; если момент окончания преступления наступил при новом законе – действует новый закон, независимо от того, длящимся, продолжаемым или однократным является преступление.

Обратная сила закона – это распространение действия данного уголовного закона на деяние, совершенное до его издания. Вопрос этот решается в ст. 5 УК РК.

Новый закон имеет обратную силу, если он: 1) устраняет преступность или наказуемость деяния либо 2) смягчает ответственность или наказание. Закон, вновь устанавливающий уголовную ответственность или усиливающий наказание, обратной силы не имеет.

Наказание новым законом смягчается при: исключении из альтернативной санкции более тяжкого наказания или его замене более мягким; уменьшении высшего и низшего предела наказания (как основного, так и дополнительного); отмене дополнительного наказания; включении дополнительно в санкцию нового, более мягкого наказания; регламентации возможности по усмотрению суда применять вместо наказания меры общественного или дисциплинарного воздействия; включении новой части, предусматривающей такие квалифицирующие обстоятельства, которые смягчают наказуемость деяния.