Журнальная периодика

В начало

 

 

В начале 90-х гг. в журнальной периодике России, как и во всей системе средств массовой информации, происходили заметные перемены. Новые общественно-политические условия, ставшие результатом изменения положения КПСС в стране, дезинтеграции СССР привели, в одном случае, к прекращению издания центральных общесоюзных и партийных журналов («Вопросы истории КПСС», «Партийная жизнь», «Агитатор» и др.), в другом – к их переименованию. Так, журнал «Коммунист» стал называться «Свободная мысль», «Агитатор армии и флота» – «Собеседник воина», «Советская женщина» – «Мир женщины», «Комсомольская жизнь» – «Пульс», «Советский экран» – «Экран» и т.д.

Стремление деполитизировать издание, отказаться от прежних идеологических ориентиров, искать новые творческие решения привели в ряде случаев к расколу в редакционных коллективах. Часть сотрудников «Комсомольской правды», выйдя из ее редакции, создала «Новую ежедневную газету», группа сотрудников «Независимой газеты» основала газету «Сегодня». Вышедшие из состава редакции журнала «Юность» сотрудники стали выпускать журнал «Новая юность».

Отказ от сложившихся идеологических задач, серьезные сомнения в обоснованности и целесообразности идеи революционного коммунистического переустройства жизни дали новый импульс развитию философской мысли. О своем отмежевании от прежних идеологических ориентиров заявили новые философские журналы «Человек», «Логос» и др.

Все большее распространение получают журналы религиозной философии. Среди изданий Православной церкви появляются новые издания для детей и взрослых. В их числе: «С нами Бог», «Путь православия», «Русский паломник», иллюстрированный, красочный, предназначенный для семейного чтения «Мир Библии», а также «Журнал для всех», «Пробуждение» и т.д. Свои журналы появляются и у других конфессий: мусульман, буддистов, старообрядцев, баптистов, пятидесятников, еврейских общин, «американских христиан». Изменил место издания литературный, публицистический и религиозный журнал «Континент»: вместо Мюнхена он стал выходить в России.

Это не единственное международное издание в стране. В Москве на основе одноименного германского журнала на русском языке вышел международный поп-журнал «Попкорн». Обрел своего тезку и зарубежный журнал «Видео-Ас». Международный журнал менеджеров «Бизнес» увидел свет в России благодаря участию деятелей науки, культуры, коммерсантов различных стран мира.

В 90-х гг. в журнальной периодике появились издания, открыто признававшие свою приверженность к русской национальной идее. Подчеркивая эту мысль, вновь возрождаются названия журналов XIX в.: «Радонеж – век XX», «Россияне», «Отечественные записки», «Московский наблюдатель», «Хлебосол», «Россия», «Кругъ», «Россия молодая» и др.

Переход к рыночным отношениям также проявился в структуре журнальной периодики. Возникли коммерческие издания – «Деловые люди», «Новые товары», журналы для тех, кто развивал новые производственные отношения на селе – «Сельская новь», «Фермер», «Новый фермер», «Усадьба». При этом в сельскохозяйственной журнальной периодике сохранились и многие старые издания: «Земледелие», «Сельский механизатор», «Зерновые культуры», «Картофель и овощи», «Животновод».

Профессиональные или отраслевые журналы имели достаточно широкий спектр – от сельскохозяйственных до учительских – «Физика в школе», «Геохимия», «Искусство кино». К изданиям, адресованным одной группе читателей, относятся также журналы, посвященные видам спорта, определенным интересам, увлечениям, жизненному укладу и т.д.

Рыночные отношения, мир бизнеса, реальное существование деловых людей с большими доходами повлекли за собой возникновение элитных журналов, ориентированных на воспитание утонченности, духовности, элитности. Для зажиточных людей издаются, например, «Золотой век», «Да!», «Элита», «Империал», «Бизнес-матч», русское издание «Пентхауса» и др.

В 90-е гг. среди периодики особое место заняли «журналы для всех». Рассчитанные на самую различную аудиторию, они стремились вовлечь в сферу своего влияния семью, тех, кого интересовали вопросы устройства быта, проблемы экологии, общегуманитарные вопросы и т.п. При самом широком диапазоне журнала «для всех» он все же имел определенную тематическую, социальную, возрастную, территориальную ориентацию. Среди подобных изданий особенно выделился городской журнал, в поле зрения которого попадали разные социальные и возрастные категории жителей города.

Одними из первых подобного рода изданий стали «Ленинградская панорама» (переименованная затем в «Санкт-Петербургскую панораму»), «Моя Москва», назвавшая себя также «массовым, общественно-политическим и научно-популярным иллюстрированным городским журналом». Затем появились журналы «Столица», «ММ (Москоу мэгэзин)», «Мегаполис», «Московский клуб». Каждый из них имел свою проблематику. Но в целом они преследовали культурно-просветительские цели и обладали определенной элитарностью. А «Московский клуб» объявил себя «журналом московской интеллигенции».

В журнальной периодике Российской Федерации середины 90-х гг. широко были представлены ежемесячные общественно-политические издания. Наиболее влиятельными среди них считались «Международная жизнь», «Век XX и мир», «Профсоюзы», «Полис» («Политические исследования»), «Посев», «Диалог», «Актуальная политика».

По-прежнему большое место в структуре журнальной периодики занимали массовые издания. Они сохранили свою дифференциацию по различным читательским группам: «Театр», «Литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Экран», «Смена», «Студенческий меридиан» и др.

В первой половине 90-х гг. через серьезные трудности прошли литературно-художественные журналы «Новый мир», «Москва», «Знамя», «Звезда», «Россия молодая» и др. Колоссальный взлет их тиражей в конце 80-х гг. сменился несколько позже резким спадом, а тяжелое финансовое положение вообще угрожало их существованию. Затем начался процесс постепенного преодоления кризиса, относительного роста тиражей. В начале 1994 г. у «Знамени» разовый тираж составил 63 тыс. экз., у «Нового мира» – 55 тыс. экз., у «Москвы» – 26 тыс. экз.

Ситуация, в которой оказались «толстые» журналы, имевшие в недалеком прошлом огромные тиражи, явилась результатом не только сложных экономических условий, но и тех процессов, которые возникли в журналистике в связи с переходом к рыночным отношениям, с новыми издательскими возможностями, позволившими обеспечить самый широкий круг читателей журналами, отвечавшими их интересам – увлечениям, развлечениям, культурным и иным запросам. Так в структуре журнальной периодики появились издания для семьи, семейного чтения: «Семейный журнал», «Очаг», «Журнал для домашнего чтения», «Домовой», «Панна» и другие, а также многочисленные рекреативные, эротические издания – «Андрей», «ПФ-измерение», «СПИД, секс, здоровье», «Про любовь и не только» и др.

Журнальная периодика многообразна, она находится в постоянном движении. Одни издания возникают, другие по различным причинам прекращают выход. Но любое издание заявляет о периодичности своего выхода: еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, один раз в два месяца, ежеквартально. Например, к общественно-политическим, популярным, иллюстрированным еженедельникам принадлежат «Новое время», «Эхо планеты», «Родина», «Огонек», «Столица», «Студенческий меридиан».

В 1990–1992 гг. практически не стало двухнедельных массовых журналов. «Театральная жизнь», «Экран», «Музыкальная жизнь», «Смена» перешли на ежемесячный выпуск.

В середине 90-х гг. основным видом журнальной периодики стали ежемесячники различной типологии: общественно-политические, литературно-художественные («Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Звезда», «Юность», «Аврора»), научно-технические и научно-гуманитарные («Вопросы истории», «Архитектура и строительство России»), научно-популярные («Здоровье», «Квант»), иллюстрированные развлекательные («Домовой», «Попкорн»)[264][20].

В системе журнальной периодики в середине 90-х гг. насчитывалось более 20 типов изданий: общественно-политические, массовые, научно-популярные, историко-краеведческие и литературные, литературные и художественные, общественно-политические и религиозные, философско-литературные, деловые, женские, элитарные, культурно-просветительские, детские, конфессиональные, культурологические, клубные, рекреативные и др.[265][21]

Типологическое многообразие журнальной периодики также явилось следствием тех новых тенденций, которые проявились во всех сферах жизни Российской Федерации с начала 90-х гг.