Унифицированный процесс Rational

Лекция

"Тяжелые" и "легкие" процессы разработки

В этой лекции мы рассмотрим детально два процесса разработки — унифицированный процесс Rational (Rational Unified Process, RUP) и экстремальное программирование (Extreme Programming, XP). Оба они являются примерами итеративных процессов, но построены на основе различных предположений о природе разработки программного обеспечения и, соответственно, достаточно сильно отличаются.

RUP является примером так называемого "тяжелого" процесса, детально описанного и предполагающего поддержку собственно разработки исходного кода ПО большим количеством вспомогательных действий. Примерами подобных действий являются разработка планов, технических заданий, многочисленных проектных моделей, проектной документации и пр. Основная цель такого процесса — отделить успешные практики разработки и сопровождения ПО от конкретных людей, умеющих их применять. Многочисленные вспомогательные действия дают надежду сделать возможным успешное решение задач по конструированию и поддержке сложных систем с помощью имеющихся работников, не обязательно являющихся суперпрофессионалами.

Для достижения этого выполняется иерархическое пошаговое детальное описание предпринимаемых в той или иной ситуации действий, чтобы можно было научить обычного работника действовать аналогичным образом. В ходе проекта создается много промежуточных документов, позволяющих разработчикам последовательно разбивать стоящие перед ними задачи на более простые. Эти же документы служат для проверки правильности решений, принимаемых на каждом шаге, а также отслеживания общего хода работ и уточнения оценок ресурсов, необходимых для получения желаемых результатов.

Экстремальное программирование, наоборот, представляет так называемые "живые" (agile) методы разработки, называемые также "легкими" процессами. Они делают упор на использовании хороших разработчиков, а не хорошо отлаженных процессов разработки. Живые методы избегают фиксации четких схем действий, чтобы обеспечить большую гибкость в каждом конкретном проекте, а также выступают против разработки дополнительных документов, не вносящих непосредственного вклада в получение готовой работающей программы.

RUP [1,2] является довольно сложной, детально проработанной итеративной моделью жизненного цикла ПО.

Исторически RUP является развитием модели процесса разработки, принятой в компании Ericsson в 70–80-х годах XX века. Эта модель была создана Джекобсоном (Ivar Jacobson), впоследствии, в 1987 году, основавшим собственную компанию Objectory AB именно для развития технологического процесса разработки ПО как отдельного продукта, который можно было бы переносить в другие организации. После вливания Objectory в Rational в 1995 году разработки Джекобсона были интегрированы с работами Ройса (Walker Royce, сын автора "классической" каскадной модели), Крухтена (Philippe Kruchten) и Буча (Grady Booch), а также с развивавшимся параллельно универсальным языком моделирования (Unified Modeling Language, UML).

RUP основан на трех ключевых идеях:

  • Весь ход работ направляется итоговыми целями проекта, выраженными в виде вариантов использования (use cases) — сценариев взаимодействия результирующей программной системы с пользователями или другими системами, при выполнении которых пользователи получают значимые для них результаты и услуги. Разработка начинается с выделения вариантов использования и на каждом шаге контролируется степенью приближения к их реализации.
  • Основным решением, принимаемым в ходе проекта, является архитектура результирующей программной системы. Архитектура устанавливает набор компонентов, из которых будет построено ПО, ответственность каждого из компонентов (т.е. решаемые им подзадачи в рамках общих задач системы), четко определяет интерфейсы, через которые они могут взаимодействовать, а также способы взаимодействия компонентов друг с другом.

Архитектура является одновременно основой для получения качественного ПО и базой для планирования работ и оценок проекта в терминах времени и ресурсов, необходимых для достижения определенных результатов. Она оформляется в виде набора графических моделей на языке UML.

  • Основой процесса разработки являются планируемые и управляемые итерации, объем которых (реализуемая в рамках итерации функциональность и набор компонентов) определяется на основе архитектуры.

 


увеличить изображение
Рис. 3.1. Пример хода работ на фазе начала проекта

 

RUP выделяет в жизненном цикле 4 основные фазы, в рамках каждой из которых возможно проведение нескольких итераций. Кроме того, разработка системы может пройти через несколько циклов, включающих все 4 фазы.

1. Фаза начала проекта (Inception)

Основная цель этой фазы — достичь компромисса между всеми заинтересованными лицами относительно задач проекта и выделяемых на него ресурсов.

На этой стадии определяются основные цели проекта, руководитель и бюджет, основные средства выполнения — технологии, инструменты, ключевые исполнители. Также, возможно, происходит апробация выбранных технологий, чтобы убедиться в возможности достичь целей с их помощью, и составляются предварительные планы проекта.

На эту фазу может уходить около 10% времени и 5% трудоемкости одного цикла.

 

Пример хода работ показан на рис. 3.1.


увеличить изображение
Рис. 3.2. Пример хода работ на фазе проектирования

2. Фаза проектирования (Elaboration)

Основная цель этой фазы — на базе основных, наиболее существенных требований разработать стабильную базовую архитектуру продукта, которая позволяет решать поставленные перед системой задачи и в дальнейшем используется как основа разработки системы.

На эту фазу может уходить около 30% времени и 20% трудоемкости одного цикла.

Пример хода работ представлен на рис. 3.2.


увеличить изображение
Рис. 3.3. Пример хода работ на фазе построения

3. Фаза построения (Construction)

Основная цель этой фазы — детальное прояснение требований и разработка системы, удовлетворяющей им, на основе спроектированной ранее архитектуры. В результате должна получиться система, реализующая все выделенные варианты использования.

На эту фазу уходит около 50% времени и 65% трудоемкости одного цикла.

Пример хода работ на этой фазе представлен на рис.3.3.

4. Фаза внедрения (Transition)

Цель этой фазы — сделать систему полностью доступной конечным пользователям. На этой стадии происходит развертывание системы в ее рабочей среде, бета-тестирование, подгонка мелких деталей под нужды пользователей.

На эту фазу может уходить около 10% времени и 10% трудоемкости одного цикла.

Пример хода работ представлен на рис. 3.4.


увеличить изображение
Рис. 3.4. Пример хода работ на фазе внедрения

 

 

Артефакты, вырабатываемые в ходе проекта, могут быть представлены в виде баз данных и таблиц с информацией различного типа, разных видов документов, исходного кода и объектных модулей, а также моделей, состоящих из отдельных элементов. Основные артефакты и потоки данных между ними согласно RUP изображены на рис. 3.5.

 

4 лекция

Наиболее важные с точки зрения RUP артефакты проекта — это модели, описывающие различные аспекты будущей системы. Большинство моделей представляют собой наборы диаграмм UML. Основные используемые виды моделей следующие:

  • Модель вариантов использования (Use-Case Model).

Эта модель определяет требования к ПО — то, что система должна делать — в виде набора вариантов использования. Каждый вариант использования задает сценарий взаимодействия системы с действующими лицами (actors) или ролями, дающий в итоге значимый для них результат. Действующими лицами могут быть не только люди, но и другие системы, взаимодействующие с рассматриваемой. Вариант использования определяет основной ход событий, развивающийся в нормальной ситуации, а также может включать несколько альтернативных сценариев, которые начинают работать только при специфических условиях.


увеличить изображение
Рис. 3.5. Основные артефакты проекта по RUP и потоки данных между ними

Модель вариантов использования служит основой для проектирования и оценки готовности системы к внедрению.

Примером варианта использования может служить сценарий действий клиента Интернет-магазина по отношению к сайту этого магазина, в результате которых клиент заказывает товар, например, книги. Такой вариант использования можно назвать "Заказ товара". Если нас интересует сайт магазина только как программная система, результатом можно считать то, что запись о сделанном заказе занесена в базу данных, а оператору заказов отправлено электронное письмо, содержащее всю информацию, которая необходима для того, чтобы можно было сформировать заказ. В нее входит контактная информация покупателя, идентификатор заказа и, например, список заказанных книг с их ISBN, их количество для каждого наименования и номера партий для удобства их поиска на складе. При этом выполнение остальной части варианта использования — это дело других составляющих системы под названием "Интернет-магазин". Эта работа может включать звонок или письмо клиенту и подтверждение, что именно он сделал заказ, вопрос об удобных для него форме, времени и адресе доставки и форме оплаты, формирование заказа, передача его для доставки курьеру, доставка и подтверждение получения заказа и оплаты. В нашем примере действующими лицами являются клиент, делающий заказ, и оператор заказов.

Альтернативные сценарии в рамках данного варианта могут выполняться, если, например, заказанного пользователем товара нет на складе или сам пользователь находится на плохом счету в магазине из-за неоплаченных прежних заказов, или, наоборот, он является привилегированным клиентом или представителем крупной организации.


Рис. 3.6. Пример варианта использования и действующих лиц

  • Модель анализа (Analysis Model).

Она включает основные классы, необходимые для реализации выделенных вариантов использования, а также возможные связи между классами. Выделяемые классы разбиваются на три разновидности — интерфейсные, управляющие и классы данных. Эти классы представляют собой набор сущностей, в терминах которых работа системы должна представляться пользователям. Они являются понятиями, с помощью которых достаточно удобно объяснять себе и другим происходящее внутри системы, не слишком вдаваясь в детали.

Интерфейсные классы (boundary classes) соответствуют устройствам или способам обмена данными между системой и ее окружением, в том числе пользователями. Классы данных (entity classes) соответствуют наборам данных, описывающих некоторые однотипные сущности внутри системы. Эти сущности являются абстракциями представлений пользователей о данных, с которыми работает система. Управляющие классы (control classes) соответствуют алгоритмам, реализующим какие-то значимые преобразования данных в системе и управляющим обменом данными с ее окружением в рамках вариантов использования.

В нашем примере с Интернет-магазином можно было бы выделить следующие классы в модели анализа: интерфейсный класс, предоставляющий информацию о товаре и возможность сделать заказ; интерфейсный класс, представляющий сообщение оператору; управляющий класс, обрабатывающий введенную пользователем информацию и преобразующий ее в данные о заказе и сообщение оператору; класс данных о заказе. Соответствующая модель приведена на рис. 3.7.

Каждый класс может играть несколько ролей в реализации одного или нескольких вариантов использования. Каждая роль определяет его обязанности и свойства, тоже являющиеся частью модели анализа.

В рамках других подходов модель анализа часто называется концептуальной моделью системы. Она состоит из набора классов, совместно реализующих все варианты использования и служащих основой для понимания работы системы и объяснения ее правил всем заинтересованным лицам.


увеличить изображение
Рис. 3.7. Пример модели анализа для одного варианта использования

 

 

· Модель проектирования (Design Model)

Модель проектирования является детализацией и специализацией модели анализа. Она также состоит из классов, но более четко определенных, с более точным и детальным распределением обязанностей, чем классы модели анализа. Классы модели проектирования должны быть специализированы для конкретной используемой платформы.

Каждая такая платформа может включать: операционные системы всех вовлеченных машин; используемые языки программирования; интерфейсы и классы конкретных компоне нтных сред, таких как J2EE, .NET, COM или CORBA; интерфейсы выбранных для использования систем управления базами данных, СУБД, например, Oracle или MS SQL Server; используемые библиотеки разработки пользовательского интерфейса, такие как swing или swt в Java, MFC или gtk; интерфейсы взаимодействующих систем и пр.

В нашем примере, прежде всего, необходимо детализировать классы, уточнить их функциональность. Скажем, для того, чтобы клиенту было удобнее делать заказ, нужно предоставить ему список имеющихся товаров, какие-то способы навигации и поиска в этом списке, а также детальную информацию о товаре. Это значит, что интерфейс заказа товара реализуется в виде набора классов, представляющих, например, различные страницы сайта магазина. Точно так же данные заказа должны быть детализированы в виде нескольких таблиц в СУБД, включающих, как правило, данные самого заказа (дату, ссылку на данные клиента, строки с количеством отдельных товаров и ссылками на товары), данные товаров, клиента и пр. Кроме того, для реляционной СУБД понадобятся классы-посредники между ее таблицами и объектной структурой остальной программы. Обработчик заказа может быть реализован в виде набора объектов нескольких классов, например, с выделенным отдельно набором часто изменяемых политик (скидки на определенные категории товаров и определенным категориям клиентов, сезонные скидки, рекламные комплекты и пр.) и более постоянным общим алгоритмом обработки.

Далее, приняв, например, решение реализовывать систему с помощью технологий J2EE или .NET, мы тем самым определяем дополнительные ограничения на структуру классов, да и на само их количество. О правилах построения ПО на основе этих технологий рассказывается в следующих лекциях.

5 лекция

· Модель реализации (Implementation Model).

Под моделью реализации в рамках RUP и UML понимают набор компонентов результирующей системы и связей между ними. Под компонентом здесь имеется в виду компонент сборки — минимальный по размерам кусок кода системы, который может участвовать или не участвовать в определенной ее конфигурации, единица сборки и конфигурационного управления. Связи между компонентами представляют собой зависимости между ними. Если компонент зависит от другого компонента, он не может быть поставлен отдельно от него.

Часто компоненты представляют собой отдельные файлы с исходным кодом. Далее мы познакомимся с компонентами J2EE, состоящими из нескольких файлов.

· Модель развертывания (Deployment Model)

Модель развертывания представляет собой набор узлов системы, являющихся физически отдельными устройствами, которые способны обрабатывать информацию — серверами, рабочими станциями, принтерами, контроллерами датчиков и пр., со связями между ними, образованными различного рода сетевыми соединениями. Каждый узел может быть нагружен некоторым множеством компонентов, определенных в модели реализации.

Цель построения модели развертывания — определить физическое положение компонентов распределенной системы, обеспечивающее выполнение ею нужных функций в тех местах, где эти функции будут доступны и удобны для пользователей.

В нашем примере Web-сайта магазина узлами системы являются один или несколько компьютеров, на которых развернуты Web-сервер, пересылающий по запросу пользователя текст нужной странички, набор программных компонентов, отвечающих за генерацию страничек, обработку действий пользователя и взаимодействие с базой данных, и СУБД, в рамках которой работает база данных системы. Кроме того, в систему входят все компьютеры клиентов, на которых работает Web-браузер, делающий возможным просмотр страничек сайта и пересылку кодированных действий пользователя для их обработки.

· Модель тестирования (Test Model или Test Suite)

В рамках этой модели определяются тестовые варианты или тестовые примеры (test cases) и тестовые процедуры (test scripts). Первые являются определенными сценариями работы одного или нескольких действующих лиц с системой, разворачивающимися в рамках одного из вариантов использования. Тестовый вариант включает, помимо входных данных на каждом шаге, где они могут быть введены, условия выполнения отдельных шагов и корректные ответы системы для всякого шага, на котором ответ системы можно наблюдать. В отличие от вариантов использования, в тестовых вариантах четко определены входные данные, и, соответственно, тестовый вариант либо вообще не имеет альтернативных сценариев, либо предусматривает альтернативный порядок действий в том случае, если система может вести себя недетерминированно и выдавать разные результаты в ответ на одни и те же действия. Все другие альтернативы обычно заканчиваются вынесением вердикта о некорректной работе системы.

Тестовая процедура представляет собой способ выполнения одного или нескольких тестовых вариантов и их составных элементов (отдельных шагов и проверок). Это может быть инструкция по ручному выполнению входящих в тестовый вариант действий или программный компонент, автоматизирующий запуск тестов.

Для выделенного варианта использования "Заказ товара" можно определить следующие тестовые варианты:

  • заказать один из имеющихся на складе товаров и проверить, что сообщение об этом заказе поступило оператору;
  • заказать большое количество товаров и проверить, что все работает так же;
  • заказать отсутствующий на складе товар и проверить, что в ответ приходит сообщение о его отсутствии;
  • сделать заказ от имени пользователя, помещенного в "черный список", и проверить, что в ответ приходит сообщение о неоплаченных прежних заказах.

RUP также определяет дисциплины, включающие различные наборы деятельностей, которые в разных комбинациях и с разной интенсивностью выполняются на разных фазах. В документации по процессу каждая дисциплина сопровождается довольно большой диаграммой, поясняющей действия, которые нужно выполнить в ходе работ в рамках данной дисциплины, артефакты, с которыми надо иметь дело, и роли вовлеченных в эти действия лиц.

 

· Моделирование предметной области (бизнес-моделирование, Business Modeling)

Задачи этой деятельности — понять предметную область или бизнес-контекст, в которых должна будет работать система, и убедиться, что все заинтересованные лица понимают его одинаково, осознать имеющиеся проблемы, оценить их возможные решения и их последствия для бизнеса организации, в которой будет работать система.

В результате моделирования предметной области должна появиться ее модель в виде набора диаграмм классов (объектов предметной области) и деятельностей (представляющих бизнес-операции и бизнес-процессы). Эта модель служит основой модели анализа.

· Определение требований (Requirements)

Задачи — понять, что должна делать система, и убедиться во взаимопонимании по этому поводу между заинтересованными лицами, определить границы системы и основу для планирования проекта и оценок затрат ресурсов в нем.

Требования принято фиксировать в виде модели вариантов использования.

· Анализ и проектирование (Analysis and Design)

Задачи — выработать архитектуру системы на основе требований, убедиться, что данная архитектура может быть основой работающей системы в контексте ее будущего использования.

В результате проектирования должна появиться модель проектирования, включающая диаграммы классов системы, диаграммы ее компонентов, диаграммы взаимодействий между объектами в ходе реализации вариантов использования, диаграммы состояний для отдельных объектов и диаграммы развертывания.

· Реализация (Implementation)

Задачи — определить структуру исходного кода системы, разработать код ее компонентов и протестировать их, интегрировать систему в работающее целое.

· Тестирование (Test)

Задачи — найти и описать дефекты системы (проявления недостатков ее качества), оценить ее качество в целом, оценить, выполнены или нет гипотезы, лежащие в основе проектирования, оценить степень соответствия системы требованиям.

· Развертывание (Deployment)

Задачи — установить систему в ее рабочем окружении и оценить ее работоспособность на том месте, где она должна будет работать.

· Управление конфигурациями и изменениями (Configuration and Change Management)

Задачи — определение элементов, подлежащих хранению в репозитории проекта и правил построения из них согласованных конфигураций, поддержание целостности текущего состояния системы, проверка согласованности вносимых изменений.

· Управление проектом (Project Management)

Задачи — планирование, управление персоналом, обеспечение взаимодействия на благо проекта между всеми заинтересованными лицами, управление рисками, отслеживание текущего состояния проекта.

· Управление средой проекта (Environment)

Задачи — подстройка процесса под конкретный проект, выбор и замена технологий и инструментов, используемых в проекте.

Первые пять дисциплин считаются рабочими, остальные — поддерживающими. Распределение объемов работ по дисциплинам в ходе проекта выглядит, согласно руководству по RUP, примерно так, как показано на рис. 3.8.


увеличить изображение
Рис. 3.8. Распределение работ между различными дисциплинами в проекте по RUP

Напоследок перечислим техники, используемые в RUP согласно [3].

  • Выработка концепции проекта (project vision) в его начале для четкой постановки задач.
  • Управление по плану.
  • Снижение рисков и отслеживание их последствий, как можно более раннее начало работ по преодолению рисков.
  • Тщательное экономическое обоснование всех действий — делается только то, что нужно заказчику и не приводит к невыгодности проекта.
  • Как можно более раннее формирование базовой архитектуры.
  • Использование компонентной архитектуры.
  • Прототипирование, инкрементная разработка и тестирование.
  • Регулярные оценки текущего состояния.
  • Управление изменениями, постоянная отработка изменений извне проекта.
  • Нацеленность на создание продукта, работоспособного в реальном окружении.
  • Нацеленность на качество.
  • Адаптация процесса под нужды проекта.