Комитеты.

Сенат

Это верхняя палата, она представляет штаты - по два сенатора от каждого, всего 100 мест. Они избираются на шесть лет, но не все сразу, каждые два года обновляется треть Сената. Сенаторы обладают большим авторитетом. Помимо обычной работы, по которой они ничем не отличаются от конгрессменов, сенаторы утверждают назначения, сделанные президентом, ратифицируют международные договора и к тому же являются членами суда в случае, если нижняя палата возбудит дело об импичменте президента. Если учесть, что и служат они особенно долго, то понятно, почему их авторитет значительно выше, чем у членов нижней палаты.

Официально главная цель сената – представлять интересы штатов как субъектов федерации. До 1913 года их даже не выбирали, они назначались легислатурами штатов как своего рода послы штата в Вашингтоне. Но есть у сената ещё одна роль, о которой часто забывают: как бы охлаждать пыл нижней палаты. Основатели страны очень боялись негативных сторон демократии - того, что избиратели, не будучи профессиональными политиками, могут потребовать от своих избранников такого закона, который погубит страну (вроде предложений наших левых – давайте увеличим зарплату всем на треть! Сегодня, наверное, даже старушки в деревнях понимают, что это бесполезно: если объём товаров не увеличится тоже на треть, то инфляция быстро сожрёт это увеличение зарплаты, но лет 10 назад такой лозунг мог бы окрылить народ). Такому влиянию избирателей особенно подвержены конгрессмены в нижней палате, потому что их непосредственно избирает население, и ради переизбрания на следующий срок они должны населению всячески потакать. Сенат же, по замыслу основателей США, должен назначаться легислатурами из числа самых разумных и уравновешенных людей штата, которые должны как бы проверять решения нижней палаты. По сути, это орган как бы антидемократический, контрдемократический, но это тот балласт, без которого корабль потеряет остойчивость и перевернётся; без антидемократического сената демократия, считают американцы, не может действовать.

В сенате чаще побеждают республиканцы. Но в последние два кампании демократы добились большинства. В 112–м конгрессе у них 53 мест против 47 у республиканцев.

 

Палаты заседают отдельно, но их работа ведется в основном по тематическим комитетам (оборонном, бюджетном, финансовом и т.п.), названия которых почти полностью совпадают. Законопроект проходит сначала комитеты, потом пленарные заседания палаты, затем передается в другую палату, где проходит та же процедура. Для устранения расхождений в проектах палат создается согласительная комиссия. Согласованный проект голосуют в каждой палате и подают на подпись президенту, после чего он становится законом.

 

Решающую роль играют комитеты. Все законопроекты попадают сначала в комитете, где подавляющее большинство из них гибнет, не добившись права быть представленным на пленарное заседание: ведь только после слушаний в комитете и множества его редакций законопроект может попасть в пленарные заседания палат. Так что председатели комитетов имеют огромное влияние на ход дел в конгрессе. Председателями становятся обычно по старшинству, но не обычному, а по длительности пребывания в палате. Партии представлены в каждом комитете в той же пропорции, что и в палате в среднем.

Обсуждать, а не голосовать. Стоит обратить внимание на то, что процедура специально затягивает разработку закона – это старинная британская традиция. Пусть, мол, законодатели подольше поспорят, пообсуждают, прежде чем голосовать. Это тоже странно для нас. У нас представление о демократии – это голосование, право большинства. Между тем тут две поправки. Во-первых, лакмусова бумажка демократии – это права меньшинства: насколько обеспечены его права (традиция: а вдруг окажется, что оно было право). Во-вторых (этому нас научили американцы во время похода за мир по Украине – были специальные многодневные уроки), секрет в том, чтобы сначала обсудить, рассмотреть все точки зрения, максимально сблизить их – и только после этого голосовать.