Теории политического лидерства.

Политическое лидерство

Лекция 13.

1. Политическое лидерство— это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти. Лидерство – феномен власти, способность одного лица заставлять что-либо делать других.

2.К основным функциям политического лидерства относятся:

  • определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление спосо­бов и методов реализации интересов и достижения целей (про­граммная функция);
  • интеграция общества, объединение народных масс (интегративная функция);
  • нахождение и принятие оптимальных политических решений (уп­равленческая функция);
  • социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в обществе (защитная функция);
  • коммуникация власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства (коммуникативная функция);
  • инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей (мобилизационная функция);
  • легитимация политического строя (функция легитима­ции).

теория «личностных черт» (нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, це­лостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний), (либо интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприим­чивость и умение понимать других).

ситуативная теория (в экстремальных условиях функционирования общества политическому лидеру национального масштаба понадобятся такие качества как:

  • умение формулировать новые творческие цели, эвристические программы и идеологии в условиях, когда утеряны старые ориентиры, общество расколото, в нем царят апатия и анархия;
  • способность персонифицировать фундаментальные национальные ценности для конкретного исторического периода;
  • готовность выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений в экстремальной ситуации;
  • способность связывать базисные актуальные интересы с историей страны, традициями современного и предшествующих поколений;
  • искусство создавать принципиально новую модель поведения и мышления, которая будет тиражироваться и распространяться во всем обществе;
  • умение внушить нации веру и оптимизм, помочь ей преодолеть неуверенность, комплекс вины и неполноценности).

теория конституентов (решающая роль последователей лидера, «короля играет свита»).

пси­хологические теории лидерства (три ос­новных направления: психоаналитическое, мотивационное и при­кладное).

Лидерство следует рассматривать как многомерное понятие.

4.Типологизация политических лидеров.

М. Вебер. Традиционное лидерство (основано на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению), харизматическое лидерство (основывано на вере в не­обыкновенные, выдающиеся качества вождя) и рационально-легальное (бюрократическое) лидерство (осу­ществляется на основе законов и в рамках законов).

М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». Лидеры «знаменосцы» стремятся к воплощению «великой мечты», изменению политичес­кой системы. Имидж «служителя» формируется у политика, кото­рый стремится выступить в роли выразителя интересов своих при­верженцев. «Торговец» — отличается способностью убеждать людей, «продавать» им свои идеи. И наконец, лидер «пожарник» откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации. В реаль­ной политической практике большинство лидеров используют, все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.

На основе эмоционального отношения к лидеру его последова­телей С. Джибб формулирует три типа лидеров:

1. «патри­арх», по отношению к которому члены общества испытывают одно­временно чувство любви и страха;

2. «тиран», в отношении к которому доминирует чувство страха;

3. «идеальный» лидер, к которому испытывают симпатии большинст­во социальных групп.

Интересный подход к типологизации лидерства предлагает французский ученый Ж. Блондель. В основе его классификации два критерия: отношение к традици­ям и инновациям и объем сферы деятельности лидеров.