Пример постановки задачи

Возможно, после практической проверки интерфейса могут выявиться его различные неудобства, выражающиеся в плохом доступе к командам, неудачной организации ввода и вывода информации и даже в отсутствии некоторых элементов управления. В этом случае следует доработать интерфейс до создания кода программы.

Проектирование интерфейса

Процесс проектирования интерфейса включает в себя проектирование системы команд и проектирование рабочего окна приложения и подчиненных ему форм. При проектировании интерфейса необходимо знание основных стандартных объектов, предназначенных для построения интерфейса, и представлять себе процесс работы с будущей программой (т.е. видеть процесс глазами пользователя приложения).

Система команд создается на основе представлений о порядке работы пользователя с программой и на основе "Технического задания" на разработку программы – первичного документа, в котором описаны функции, выполняемые приложением. В учебном процессе таким "Техническим заданием" является задание на курсовую, контрольную или самостоятельную работу.

Разрабатывая систему команд, следует придерживаться принципа удобства доступа к командам. Если команд немного, то проще систему управления построить на командных кнопках, причем в различных ситуациях часть из них может исчезать с экрана или становиться недоступными. Для достаточно сложной системы команд можно рекомендовать меню команд. В этом случае следует попытаться сгруппировать во вложенные субменю команды тематически связанные. Например, команды "создать новый документ", "открыть имеющийся документ", "сохранить созданный документ" и т.д. можно сгруппировать в единое вложенное меню с именем "Файл" или "Документ".

После разработки системы команд следует разработать схематически главное и подчиненные окна приложения. При большой насыщенности формы элементами интерфейса следует использовать объект "Вкладки" и создавать многостраничные формы. Основные элементы интерфейса пользователя описаны в гл. 2.

Разработку форм следует вести в следующем порядке:

· определить состав объектов для ввода и вывода данных, а также для управления формой,

· сгруппировать объекты по выполняемым функциям (например, "Ввод данных", "Вывод данных", "Настройка" и т.д.) и решить каким образом эта группировка будет выполняться на форме: с помощью меню, вкладок, рамок или подчиненных форм,

· создать на форме группирующие элементы и разместить на них вложенные элементы управления формой, ввода и вывода информации.

3.6. Проектирование структуры программы
и разработка алгоритма ее работы

Проектирование структуры программы предусматривает:

· разбивку всех операций по описанию и обработке данных на отдельные блоки – модули, процедуры и функции пользователя;

· распределение процедур и функций по модулям и секциям модулей;

· определение списка обработчиков событий.


Разработка алгоритма работы программы предусматривает:

· составление списка состояний программы и постановку им в соответствие окон (форм, вкладок) программы;

· определение путей перехода из одного состояния в другое и условий, разрешающих эти переходы;

· определение действий, происходящих при переходе из одного состояния в другое.

Проектирование структуры программы выполняется параллельно с разработкой ее алгоритма. Во время выполнения этих этапов постановки задачи в обработчики событий вставляются вызовы процедур и функций пользователя. Алгоритм программы целесообразно и удобно наглядно изобразить Р-графом. На графе желательно показать границы различных процедур и функций пользователя, а также обработчиков событий. Можно просто показывать вызовы процедур и функций, особенно если их имена имеют достаточно ясный смысл. Полученный Р-граф очень удобен для написания кода программы и для разработки методики тестирования и отладки программы.

Ниже будет рассмотрен пример постановки достаточно простой с точки зрения обработки данных и интерфейса пользователя задачи. Цель примера – показать процесс постановки задачи.