Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
· функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
- Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
Формы монополий и их основные признаки
Формы монополий | Признаки |
Картель | Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах |
Синдикат | Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность |
Трест | Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности |
Концерн | Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости |
Консорциум | Объединение монополий |
Конгломерат | Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления |
9. Конкуренция – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов.
Рыночная инфраструктура - это система предприятий и организаций, которые обеспечивают движение товаров и услуг, денег, ценных бумаг. К числу таких учреждений относятся биржи, банки, дилерские и брокерские конторы, службы занятости, информационно-коммерческие, оптовые и снабженческо-сбытовые организации, пункты проката и лизинга.
Институты, связывающие рынки в единое целое:
· Транспортная сеть
· Система коммуникаций
· Информационные сети
· Страховые компании
· суды
!Спрос и предложение
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложениятоваров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.
Спрос- это готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность.
Величина спроса-это то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменностипрочих факторов ,влияющих на спрос.
· |
Цена - денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена спроса – максимальная цена , по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.
Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене ,чем по высокой.
Неценовые факторы спроса:
· Цены на сопряженные товары;
· Потребительские предпочтения;
· Число покупателей;
· Ожидания изменения цен;
· Доход.
Предложение -это готовность продавца продать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.
Величина предложения- это то количество товара , которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения ,т . е. неизменности прочих факторов ,влияющих на предложение.
Рис.3. Кривая предложения
Цена предложения–минимальная цена , по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.
Закон предложенияутверждает , что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.