Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

· функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

- Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)

Формы монополий и их основные признаки

Формы монополий Признаки
Картель Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах
Синдикат Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность
Трест Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности
Концерн Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости
Консорциум Объединение монополий
Конгломерат Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления

 

9. Конкуренция – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов.

Рыночная инфраструктура - это система предприятий и организаций, которые обеспечивают движение товаров и услуг, денег, ценных бумаг. К числу таких учреждений относятся биржи, банки, дилерские и брокерские конторы, службы занятости, информационно-коммерческие, оптовые и снабженческо-сбытовые организации, пункты проката и лизинга.

Институты, связывающие рынки в единое целое:

· Транспортная сеть

· Система коммуникаций

· Информационные сети

· Страховые компании

· суды

!Спрос и предложение

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложениятоваров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.

Спрос- это готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность.

Величина спроса-это то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменностипрочих факторов ,влияющих на спрос.

 
·

Цена - денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спросамаксимальная цена , по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.

Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене ,чем по высокой.

Неценовые факторы спроса:

· Цены на сопряженные товары;

· Потребительские предпочтения;

· Число покупателей;

· Ожидания изменения цен;

· Доход.

Предложение -это готовность продавца продать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.

Величина предложения- это то количество товара , которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения ,т . е. неизменности прочих факторов ,влияющих на предложение.

 

Рис.3. Кривая предложения

Цена предложения–минимальная цена , по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Закон предложенияутверждает , что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.