Уровни, формы и методы научного познания

Социальная сила

Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем, разработка ЕЭС)

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.

5. Модели развития научного знания:

· постепенное развитие науки;

· развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);

· развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;

· развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

7. Особенности:

· объективность;

· развитость понятийного аппарата (категориальность);

· рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

· проверяемость;

· высокий уровень обобщения;

· универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

· использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Уровни Эмпирический Теоретический
Формы - научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании; - эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами. - вопрос - проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая); - гипотеза – научное предположение; - теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений. - концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Методы (строгость и объективность) · наблюдение; · эксперимент; · измерение; · классификация; · систематизация; · описание; · сравнение. · Единство исторического и логического · Восхождение от абстрактного к конкретному · Формализация · Математизация · Математическое моделирование

9. Универсальные методы научного познания:

· анализ – разложение целого на части;

· синтез – воссоединение целого из частей;

· индукция – выведение общего положения из фактов;

· дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

· аналогия – сходство нетождественных объектов;

· моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

· абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

· идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

11. Классификация социальных наук:

1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология

2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика

3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение

Новаторство-(от лат. novator — строящий заново, обновитель, изобретатель), проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде

Генетика— наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Санкционирование-разрешать , даватьсанкцию на что-либо .