ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО С ЦЕНТРОМ В КИЕВЕ

Раздел 2. Древнерусское государство, русские земли в период раздробленности

Контрольные вопросы

Какова роль природно-географические факторов в формировании типа жизнедеятельности и социального устройства у древних славян?

Лекция 3

1. Этнокультурные и социально-политические предпосылки становления русской государственности.

2. «Повесть временных лет» и российские историки об образовании Древнерусского государства. Норманнская теория.

3. Термин «рос».

4. Образование Древнерусского государства и норманны.

 

1. Этнокультурные и социально-политические предпосылки становления русской государственности. В человеческом обществе складывается политическая система. В понятие политической системы общества входят: политические институты (органы государственной власти); система политических и социальных отношений между социальными группами, а также между социальными группами, партиями, нациями и государством (национальные, партийные отношения и т.д.); политические и правовые нормы (законодательство); уровень политической культуры членов общества. Государство является политической основой жизни общества на определенном этапе. Государство обладает тремя признаками: территория с населением; наличие органов публичной власти; налоговая система. Складывание государства – длительный процесс.

Государство возникает в период социальной дифференциации общество. Существует различные теории социальной дифференциации общества. Сословия – это разделение на группы людей, характерные для рабовладельческого и феодального обществ, возникшие на основе экономического положения. Со временем сословия теряют имущественные признаки, но объем прав и привилегий, а также обязанностей сохраняется. Марксистская наука вслед за французскими историками Тьерри и Гизо придерживается классовой теории. Классы – большие группы людей, которые отличаются по месту в общественном разделении труда; по отношению к собственности на средства производства, чаще всего закрепленному в законах; по месту в организации труда; и по размерам и способам получения той доле материального продукта, которым они располагают. Современная теория социальной стратификации выделяет страты, считается, что термин ввел П.Сорокин. Страты означают социальные группы, имеющие идентичное экономическое положение, образовательный уровень и т. д., некоторые социологи выделяют свыше 10 признаков.

Формирование классов вызывает противоречия между ними и классовую борьбу, что ведет к образованию государства. Особенность древнерусского общества в том, что государство опережает процесс формирования классов и потом государство начинает ускорять этот процесс.

Предпосылки образования государства. В VIII – IX вв наблюдается распад первобытного строя, связанного с развитием производительных сил и использованием железа. Появляется возможность вести хозяйство отдельными семьями, появляется прибавочный продукт, который формирует частную собственность. Ведение хозяйства одной семьей ведет к формированию соседской общины. В лучших условиях оказалась родоплеменная знать. Появляется сбор дани, что приводит к возникновению неравенства и формированию социальных групп.

В VIII—IX вв. появились протогородские центры: Труворово городище (Псков), Хотомель на Волыни, Сарское городище у Ростова Великого. Хотомель – небольшое городище, внутри укреплений которого находились жилища, отличающиеся от построек самого селища. На городище сосредоточено большое количество оружия и серебряных изделий, что позволяет говорить о нем как о месте пребывания правящей богатой верхушки. Второе важное материальное свидетельство перемен — появление в первых десятилетиях IX в. кладов арабских монет. Арабские купцы везли из Восточной Европы меха (соболей,чернобурых лисиц и др.) и рабов. Походы на другие племена за мехами и рабами организовывала социальная элита, что вело к ее обогащению. Дружина охраняла торговый путь из Балтийского побережья в Северное Причерноморье («из варяг в греки»).

Что представляла собой формировавшаяся в нем социальная элита? Во-первых, на протяжении VII—VIII вв. как результат успешного развития земледельческого хозяйства. По мере заселения Восточной Европы, все чаще должны были возникать столкновения между отдельными племенами из-за обладания землями лучшего качества. Так возникает «центр власти», она же начинает вводить сборы на нужды союза. Так появилась функция управления.

Во-вторых, рост роли войны в жизни общества вел к росту роли и значения тех, в руках кого находилось руководство военными действиями. У славян существовал постоянный военный предводитель — князь. Вокруг него формируется и становится его постоянной опорой дружина — принципиально новое для родоплеменного общества явление. Дружина представляла сообщество людей самой разной родовой принадлежности, которых объединяла с их главой — князем — взаимная клятва верности. Дружина могла рассчитывать на сборы с населения, добычу и пленных во время войн.

Изучение предгосударственных племенных объединений на территории Швеции X — XI вв. и Поморского союза в Польше, показало, что там действовали два центра власти — родоплеменная знать и князь со своей дружиной, эти знания можно использовать при изучении подобных процессов у восточных славян.

2. «Повесть временных лет» и российские историки об образовании Древнерусского государства. Норманнская теория. Протогосударство на севере. Объективный процесс зарождения государства был осложнен внешними силами. К IX в. Европа искала новые торговые пути на Восток, так как с утверждением на Средиземном море, где пролегали традиционные торговые пути, Арабского халифата резко ухудшились условия торговли. Для скандинавских торговцев и пиратов это была единственная перспектива, так как путь на запад в конце VIII — первой половине IX в. закрывала могущественная Каролингская империя.

О контактах жителей Скандинавии — норманнов с восточными славянами, говорит варяжская легенда, или «Сказание о призвании князей», дошедшее до нас в составе древнерусских летописных сводов. Варяги «насилье дея-ху словеном, кривичем и мерям и чуди». Объединившись, они «всташа на варягы и изгнаша я за море и начаша владети сами собе». Обращают на себя внимание большие размеры возникшего политического объединения, внутри которого, несомненно, действовал управленческий механизм. Но между участниками объединения начались раздоры, и выход был найден в том, чтобы пригласить «из-за моря» князя, «иже бы владел нами и судил ны по праву» (в ином варианте — «по ряду», т.е. по договору). Из Скандинавии прибыли с дружиной три брата. Рюрик — сел князем в у словен в районе будущего Новгорода и стал родоначальником правившей затем в России княжеской династии. Определенный комментарий дают результаты раскопок «Рюрикова городища» — поселения середины IX в. на острове у выхода реки Волхова из озера Ильмень в 2 км от Новгорода. Оно обладало всеми признаками протогородского центра. В «Сказании» Рюрик выступает как настоящий правитель, обладающий полнотой судебно-административной власти. Но гораздо более вероятно, что он был военным вождем союза, чьей обязанностью было организовать защиту его территории, В старых племенных центрах, таких как Сарское городище или Изборск, распоряжалась родоплеменная знать.

В исторической литературе начиная с XVIII в. ведется дискуссия. В ряду так называемых норманнистов, утверждавших, что государство в Древней Руси создали шведы-норманны, именуемые русскими летописями варягами и давшие государству название «Русь», мы видим, немецких членов Петербургской Академии наук 3. Байера, Г. Миллера, А. Шлёцера, русских историков Н. М. Карамзина, А. Куника, М. П. Погодина, С. М. Соловьева, А. А. Шахматова.

Против этого выступил М. В. Ломоносов. Он пишет 2 тома Истории России, где доказывает закономерность образования государства, варяги – для охраны приглашены. Он использует термин «Русь» - от притока Днепра «Рос». Антинорманнистами были, Г. Эверс, Ю. П. Венелин, С. А. Гедеонов, Д. И.Иловайский, В. О. Ключевский и другие.

Из других историков мало кто отрицал норманнское происхождение первых князей. В последние десятилетия спор разгорелся с новой силой.

В концепции Карамзина Н.М. появляются новые черты этого вопроса. Он выделяет такие причины возникновения государства: отсутствие порядка у славян, не отрицал призвания славянами Рюрика, термин Русь относил к варягам. В «Записке о древней и новой России» писал, что был создан русский закон лучше германского (Русская правда). Завершение образования государства связывал со взятием Олегом Киева.

На рубеже XVIII - середины XIX вв. либерально-буржуазные авторы Кавелин, Чичерин. С. М. Соловьев – поклонник закона диалектики единства и борьбы противоположностей. Причина образования государства – борьба между родами. Попытки избрать собственного князя потерпели крах, потому был приглашен Рюрик как третейский судья. Начинается борьба государственного и родового начала, и государственное начало побеждает родовое в 1169 г., когда Андрей Боголюбский взял Киев, стал Великим князем, но посадил на престол сына, а сам возвратился во Владимир, сделав его столицей. Термин «Русь», по мнению Соловьева, пришел с Черного моря (так назывались люди, занимавшиеся морским промыслом).

В XIX в. исследователь русских летописей Шахматов доказал, что сказание о призвании князей более поздняя запись. Он также считал, что термин Русь означает племя, из которого вышел Рюрик. Образование государства связывает со взятием Олегом Киева.

Существуют различные списки летописей, их интерпретация, некоторые полагают, что Синеус и Трувор не братья, а «дом» и «дружина».

В конце XIX в. Ключевский выдвинул две причины образования государства: общий интерес и военная сила. Считает, что в Древней Руси присутствовало и то, и другое. Был общий интерес – охрана торгового пути «из варяг в греки». Племена, которые не выходили на этот путь были присоединены военной силой. Летопись свидетельствует только о приходе Рюрика, который не сразу сел в Новгороде, а стал строить крепость в Изборске. Крепость могла использоваться как защита от новгородцев или как форпост для продвижения на земли славян.

Советские историки (Покровский, Бахрушин, Греков, Тихомиров, Рыбаков, Мавродин, Юшков) признавали, что Рюрик вышел из норманнской среды, но отрицали норманнскую теорию происхождения государства.

Образование государства – закономерный процесс. В марксистской науке считалось, что государство возникает та и тогда, где происходит деление общества на классы. В восточнославянском обществе этот процесс затянулся. Многие историки не учитывали высказывания Ф. Энгельса, который считал, что ускорить процесс образования государства мог пример соседей: чтобы выжить среди государств народ должен также создать свое государство. Считается, что Россия страна догоняющего развития, относится ко второму эшелону стран и отставание от эпицентра (падение Рима под нашествием варваров в 476 г. до н.э.) идет на 500 – 600 лет.

3. Термин «рос». Политическое объединение народа «Рос».В «Вертинских анналах» — официальной летописи Каролингской империи — отмечен приезд в 839 г. ко двору императора Людовика — сына Карла Великого — вместе с послами византийского императора Феофила послов некоего «народа Рос, правитель которого называется хаканом». Ряд исследователей считают, что во главе этого политического формирования, получившего в историографии наименование «Русский каганат», стояли шведы («свеоны»). Но арабский историк и географ ал-Якуби, этим государством славян и был «Русский каганат» народа «Рос», расположенный на юге Восточной Европы. В «Баварском географе» Обозначены рядом хазары и русы (Caziri, Ruzzi). «Русского каганата» в районе Среднего Поднепровья.

Сообщение «Вертинских анналов» содержит важные сведения. Принятие его главой титула «каган», который до этого носили только правители Хазарии. Такой акт положил начало противостоянию между русами и хазарами.

В текстах сводов название «Русская земля» использовалось в широком и в узком значении. В широком значении это название относилось ко всем вос­точнославянским землям, в узком значении оно относилось лишь к территории Среднего Поднепровья с такими городами, как Киев, Чернигов и Переяславль. Происхождение названия «Русь». В научной литературе уже более 200 лет идут споры о происхождении названия «Русь».

Ряд исследователей выступают за скандинавское происхождение этого термина: «rojjs» — гребец, участник морского похода, перешедшего в западнофинское «routsi» — швед (хотя этимология такого перехода не доказана). Другие исследователи связывают ее происхождение с иранским корнем «рос» (города у Керченского пролива Корусиа, Герусиа, Астарусиа, Русиа) и ономастике с корневым «у» — «рус» (ruksa, russa, ruksi, russi, russia). Некоторые южные реки имеют в названиях корень «рос» (приток Днепра — Рось, приток Нарева — Рось, Роска на Волыни).

Политическое объединение, сложившееся в Среднем Поднепровье, представляло собой серьезную военно-политиче­скую силу. В 860 г. 200 кораблей народа «Рос» совершили нападение на столицу Византийской империи — одного из самых могущественных государств того времени. Освобождение полян от хазарской власти, по-видимому, не случайно совпало с появлением в Среднем Поднепровье норманнов. Характерно, что резиденция киевских князей Аскольда и Дира находилась в урочище Угорском недалеко от Киева, а не в самом этом городе.». Оба объединения, возникшие на территории Восточной Европы в IX в. были еще предгосударственными структурами, в которых князья не были еще настоящими пра­вителями.

4. Образование Древнерусского государства и норманны.Приход отрядов норманнских воинов способствовал усилению роли и значения дружины в восточнославянском обществе, и благодаря этому на территории Восточной Европы конфликт был решен в пользу княжеской власти и дружины. Но сформировавшаяся в ходе этой борьбы княжеская дружина лишь частично была норманнской. Дружины норманнских предводителей могли пополняться только за счет местного славянского насе­ления. Она являлась содру­жеством воинов, открытым для всех, кто был способен храбро сражаться на поле боя под руководством вождя. Судя по сообщениям саг, скандинавские правители, стремясь укрепить свою власть, добивались у представителей местной верхушки отдельных областей, чтобы те присылали к ним в дружину своих сыновей. Превращение дружины в господствующую социальную группу древнерусского общества имело важные исторические последствия. Только власть, опирающаяся на большую, хорошо организованную военную силу — дружину, могла решить задачу изъятия части ограниченного по своему объему прибавочного продукта для содержания непроизводительных групп населения у столь прочно консолидированных объединений соседей, которые сложились к этому времени в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы. Концентрация прибавочного продукта в руках дружины, использование его для решения различных важных не только для дружины, но и для общества в целом вопросов открыло перспективу для формирования на восточно-славянских землях более сложного общественного организма — государства.