Субъект и объект деятельности
Мышление и деятельность.
Мышление-активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Биологическая основа - головной мозг.
Средство – язык. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир.
Типы мышления:
· Образное;(задача дана наглядно, в конкретной форме.)
· Понятийное (теоретическое)
Этапы мышления:
· Наличие потребности, интереса, стремления.
· Мыслительный процесс.
· Достижение нового знания
1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)
2. Различия деятельности человека и активности животного
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности | Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
· Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.( человек, коллектив, общество)
· Объект –это то, на что направлено деятельность.( предмет, процесс, явление,)
4Структура деятельности:
· Мотив (совокупность внешних и внутренних условии )вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы) –
· Цель (это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.Деятельность состоит из цепи действий)
· Методы
· Процесс (Действия)
· Результат.
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
6. Типы деятельности:
· 6.1 труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)
· 6.2 игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)
· 6.3 учение (познание нового)
· 6.4 общение (обмен идеями, эмоциями)
7. Виды деятельности:
· 7.2 По субъекту: индивидуальная – коллективная
· 7.3 По характеру: репродуктивная – творческая
· 7.4 По соответствию правовым нормам: законная – незаконная
· 7.5 По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная
· 7.6 По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная
· 7.7 По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная
8. Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее .
Классификация деятельности:
· Материальная (практическая)-связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.
Материально-производственная- преобразование природы.
· Социально-преобразовательная-преобразование общества.
· Духовная-связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.
· Познавательная- отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях.
· Ценностно-ориентировочная-положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения.
· Прогностическая-планирование или предвидение возможных изменений действительности.