Лекция 6. Анализ социально-экономического положения муниципального образования
Рис. 5.1. Цикл стратегического планирования развития территории
Лекция 5. Цикл стратегического планирования развития муниципального образования
Цикл стратегического планирования экономического развития территории можно представить в следующем виде (см. рис.5.1.):
1. Определение целей развития.
2. Анализ внешней среды развития территории.
3. Определение сильных и слабых сторон территории.
4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
5. Разработка концепции развития
6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
Определение целей развития | ![]() ![]() | Анализ внешней среды развития территории | ![]() | Определение сильных и слабых сторон |
![]() | ![]() | |||
Анализ эффективности и результативности | Использование имеющихся и создание новых преимуществ | |||
![]() | ![]() | |||
Разработка плана конкретных действий и реализация стратегии | Разработка концепции развития |
Определение целей развития:
Каковы цели развития территории? Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести территории намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра - их можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности. Обычно различают общие цели развития, или так называемую миссию, и конкретные цели и задачи, вытекающие из них. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития территории на определенные моменты времени, быть четкими и относительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению - работников администрации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цели социально-экономического развития требуют обсуждения и проработки среди деловых кругов и в прессе. Для формулирования целей развития полезно привлечь экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков.
Цели развития должны быть ранжированы по степени общности и по приоритетам. В целях должны быть сосредоточены общая концепция и желаемый результат экономического развития. Они должны служить ориентиром и задавать направление стратегий, проектов и программ экономического развития. Следует наметить как долгосрочные, так и краткосрочные цели.
Целесообразно формулировать цели более четко и определенно. Они должны содержать показатели развития и опираться на социально-экономические стандарты функционирования всей инфраструктуры жизнедеятельности.
Анализ внешней среды развития города или региона:
Факторы экономического роста могут быть внутренними или внешними по отношению к территории. Внешними факторами экономического развития являются общие экономические условия: курс национальной валюты, таможенные тарифы и пошлины, инфляция, налоги, межбюджетные отношения, правительственные субсидии, инвестиции, иностранная помощь.
Внутренние факторы экономического развития основываются на развитии местных ресурсов: рабочая сила, инфраструктура путей сообщения и связи, доступность свободных производственных мощностей, офисных помещений. Инфраструктура – это совокупность материальных объектов обеспечивающая реализацию производственно – хозяйственных и социальных функций.
В процессе анализа внешней среды развития территории выделяются благоприятные и неблагоприятные факторы развития.
Определение сильных и слабых сторон территории:
Данный этап начинается с оценки результатов реализации предшествующих программ социально–экономического развития территории. Это делается для того, что бы выявить причины успехов и провалов предыдущих шагов по управлению развитием территории.
Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон, для этого анализируются данные о ресурсах территории:
● человеческие ресурсы;
● природные ресурсы;
● экономические ресурсы.
Использование имеющихся и создание новых преимуществ:
• В рамках стратегического планирования предусматривается использование имеющихся преимуществ территории (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данную территорию от других, а также возможные новые факторы конкурентоспособности, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Главная цель этого этапа сформировать новые и выявить нереализованные территориальные возможности или преимущества.
Разработка концепции развития:
На этом этапе делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах, механизме и методах управления им с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. В основе концепции лежит выявление приоритетных направлений развития территории, анализ ресурсов развития, а также конкурентных преимущества данной территории.
Примерная структура концепции может быть следующей:
Ø цели и задачи развития;
Ø принципы развития;
Ø факторы развития;
Ø приоритетные направления развития;
Ø ресурсы развития;
Ø механизмы развития.
Разработка плана конкретных действий и реализации стратегий:
План конкретных действий разрабатывается на основе концепции социально-экономического развития и анализа баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития территории могут быть:
• управление собственностью, в том числе природными ресурсами и землей;
• формирование дополнительных источников финансирования развития территории;
• меры по поддержке малого предпринимательства;
• восстановление и развитие на новых принципах хозяйственных, экономических и социальных связей;
• осуществление реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве;
• маркетинг территории и ее "продвижение".
Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения:
Стратегическое управление развитием территории предполагает разработку программы действий, проведение мониторинга социально-экономического состояния территории. Данные мониторинга сравниваются с целями и критериями территориального развития, что дает возможность оценить эффективность и результативность предпринятых мер.
Оценивается совместимость стратегии с ресурсами, с данными об окружающей среде, помогает ли стратегия решить критические проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жителей.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в т. ч. и в сфере комплексного социально-экономического развития территории. Он проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие периоды.
Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности, выявление резервов роста.
С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономического положения муниципального образования обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям (рис. 6.1.).
Рис. 6.1. Направления анализа социально-экономического
положения муниципального образования
По завершении анализа возможно сравнение отдельных показателей с показателями соседних муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и стране в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее принятым мерам по улучшению социально-экономического положения муниципального образования. Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие нормативно-правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также определяется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социально-экономических показателей. Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуществляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций. На этой основе экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов, и планов социально-экономического развития муниципального образования.
Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми органами, территориальными органами Федерального казначейства и пр. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Кроме того, при анализе и оценке социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, через анализ жалоб и обращений граждан), оценки общественных объединений граждан, средств массовой информации и т. д. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности и объективности.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования завершается формулированием и количественной характеристикой основных проблем. Выявление основных проблем создает объективную основу для системного построения структуры целей и задач программ комплексного социально-экономического развития.