Некоторые тенденции развития сетевых технологий (технологии Intranet)
Наряду с подключением информационных систем к глобальным информационным системам (в том числе Internet) и использованием их возможностей происходит активное использование Internet-технологий при построении других информационных систем, так называемой Intranet. Полномасштабная Intranet — это способ использования стандартных технологий Internet для построения полнофункциональной, всеобъемлющей информационной среды для совместного использования информации, для коммуникаций и приложений, построенных на основе открытых сетевых технологий и открытой платформы приложений, опирающейся на сеть. Появление систем Intranet знаменует собой процесс вытеснения решений, основанных на закрытых технологиях (решениях, разработанных одной фирмой для одного приложения), и появления жестких требований к новым приложениям или даже к изменению существующих с тем, чтобы они работали на основе открытых стандартов. Приведем лишь часть открытых стандартов, которые сегодня фактически стали стандартами информационных систем: управление сетевыми устройствами (SNTP); электронная почта (SMTP, IMAP, MIME); телеконференции (NNTP); информационный сервис (HTTP, HTML); справочная служба (LDAP); программирование (Java). В настоящий момент в Intranet разработаны открытые стандарты, позволяющие строить на их основе большинство видов приложений, которые достаточно мощны, чтобы успешно конкурировать с закрытыми системами класса Lotus Notes и Microsoft Back Office.
Сервисы, предоставляемые Intranet, образуют вместе целостную сетевую инфраструктуру, в которой различают два вида сервисов — пользовательские и сетевые.
Среди пользовательских сервисов выделяются четыре основных типа:
• создание и публикация документов;
• координация работ и взаимодействие пользователей информационной системы — системы электронной почты и средства коллективной работы (GroupWare);
• навигация (быстрый поиск и доступ к информации);
• доступ к приложениям.
К сетевым сервисам относятся: справочники — управление информацией о людях и ресурсах (единая справочная служба); репликация — прозрачное распространение данных по сети; безопасность; управление.
Приложения, в свою очередь, делятся на три группы:
• базовые, предоставляемые Intranet в качестве стандартных средств: электронная почта, средства коллективной работы, телеконференции, компьютерная телефония, хранение и совместное использование информации, навигация и поиск, справочники;
• приложения, поставляемые независимыми производителями программного обеспечения; приложения, разрабатываемые специально для нужд каждой организации: базы и хранилища данных, исследования, проекты, продажи и маркетинг;
• кадровые и финансовые приложения, взаимодействие с партнерами и поставщиками.
К основным тенденциям развития систем Intranet можно отнести:
• интеллектуальный сетевой поиск;
• высокая интерактивность навигаторов за счет применения Java-технологии;
• сетевые компьютеры;
• превращение интерфейса навигаторов в универсальный интерфейс с компьютером, когда «вытесняется» пользовательский интерфейс операционных систем.