Некоторые тенденции развития сетевых технологий (технологии Intranet)

Наряду с подключением информационных систем к глобаль­ным информационным системам (в том числе Internet) и исполь­зованием их возможностей происходит активное использование Internet-технологий при построении других информационных систем, так называемой Intranet. Полномасштабная Intranet — это способ использования стандартных технологий Internet для по­строения полнофункциональной, всеобъемлющей информацион­ной среды для совместного использования информации, для ком­муникаций и приложений, построенных на основе открытых сетевых технологий и открытой платформы приложений, опи­рающейся на сеть. Появление систем Intranet знаменует собой процесс вытеснения решений, основанных на закрытых техноло­гиях (решениях, разработанных одной фирмой для одного прило­жения), и появления жестких требований к новым приложениям или даже к изменению существующих с тем, чтобы они работали на основе открытых стандартов. Приведем лишь часть открытых стандартов, которые сегодня фактически стали стандартами информационных систем: управление сетевыми устройствами (SNTP); электронная почта (SMTP, IMAP, MIME); телеконфе­ренции (NNTP); информационный сервис (HTTP, HTML); спра­вочная служба (LDAP); программирование (Java). В настоящий момент в Intranet разработаны открытые стандарты, позволяю­щие строить на их основе большинство видов приложений, кото­рые достаточно мощны, чтобы успешно конкурировать с закры­тыми системами класса Lotus Notes и Microsoft Back Office.

Сервисы, предоставляемые Intranet, образуют вместе целост­ную сетевую инфраструктуру, в которой различают два вида сер­висов — пользовательские и сетевые.

Среди пользовательских сервисов выделяются четыре основ­ных типа:

• создание и публикация документов;

• координация работ и взаимодействие пользователей ин­формационной системы — системы электронной почты и средства коллективной работы (GroupWare);

• навигация (быстрый поиск и доступ к информации);

• доступ к приложениям.

К сетевым сервисам относятся: справочники — управление информацией о людях и ресурсах (единая справочная служба); репликация — прозрачное распространение данных по сети; безопасность; управление.

Приложения, в свою очередь, делятся на три группы:

• базовые, предоставляемые Intranet в качестве стандартных средств: электронная почта, средства коллективной работы, телеконференции, компьютерная телефония, хранение и совместное использование информации, навигация и по­иск, справочники;

• приложения, поставляемые независимыми производителя­ми программного обеспечения; приложения, разрабатывае­мые специально для нужд каждой организации: базы и хра­нилища данных, исследования, проекты, продажи и марке­тинг;

• кадровые и финансовые приложения, взаимодействие с партнерами и поставщиками.

К основным тенденциям развития систем Intranet можно от­нести:

• интеллектуальный сетевой поиск;

• высокая интерактивность навигаторов за счет применения Java-технологии;

• сетевые компьютеры;

• превращение интерфейса навигаторов в универсальный ин­терфейс с компьютером, когда «вытесняется» пользователь­ский интерфейс операционных систем.