Терминалы и телекоммуникационные программы
Понятие терминала (DTE — оконечное оборудование данных) в соответствии с телекоммуникационными стандартами относится к сочетанию устройств ввода и вывода информации (например, сканер и принтер и т. п.), однако чаще всего под терминалом понимается оконечное устройство ЭВМ, предназначенное для диалога «человек — машина». (Узкоспециализированные устройства — банкоматы, кассовые аппараты со сканерами штрих-кода — здесь не рассматриваются.)
Терминалы — диалоговые или интерактивные устройства, предназначенные для ввода/вывода небольших количеств информации, первоначально с целью управления вычислительным процессом и наблюдения за его ходом, а в дальнейшем — также для ввода и вывода исходных данных и результатов работы программ. Первоначально в качестве терминалов ЭВМ использовались механические устройства, заимствованные из смежных технологий (связь и оргтехника) телетайпы (ТА-67 и др.), телеграфные аппараты (СТА-2М), электрические пишущие машинки (ПМ типа CONSUL). Это был довольно длительный период, в течение которого сложились определенные стандарты, приемы работы оператора и протоколы ввода/вывода и интерпретации данных.
Низкие скорость обмена информацией с ЭВМ и надежность механических терминалов, а также трудности с исправлением информации (редактированием) ограничивали их применимость и, в частности, делали бессмысленным их использование пользователями-программистами для отладки программ и прочих манипуляций. В ранних версиях операционной системы OS/360 и других систем того времени единственный механический терминал устанавливался в машинном зале и предназначался для оператора ЭВМ. Это устройство получило название консоль.
Появление в начале 1970-х гг. электронных терминалов, специально разработанных для использования с ЭВМ, привело к настоящему перевороту в применении машин, существенно приблизив все типы пользователей к вычислительному процессу, облегчив разработку и отладку программ, а также эксплуатацию автоматизированных систем.
Ранние модели видеотерминалов (ВТ) не были избавлены от наследия ПМ — построчный ввод и исправление ошибок, прокручивание экрана наподобие бумажной ленты (scrolling) и, самое главное, — символьный (алфавитно-цифровой) характер выводимой информации, хотя, как это хорошо известно из опыта телевидения, никаких технических ограничений на доступ к элементам данных экран (в отличие от каретки ПМ) не имеет.
Более совершенные ВТ, разработанные в 80-е гг. (1ВМ-3270, VT-100), во многом определили современное состояние устройств:
• появились возможности прямого доступа к информации на экране (для ввода и корректировки);
• на клавиатуре добавились функциональные клавиши <Pfn>, <Fn>, реакция на которые определялась программой, работающей с ВТ;
• добавлены клавиши редактирования — <Del>, <ins>;
• появляются клавиши управления курсором (для выбора места на экране);
• добавлена управляющая клавиша <Control>, модифицирующая вводимый код при одновременном нажатии с символьной клавишей и т. п.
Терминал ПЭВМ в отличие от старинных ВТ базируется на графическом выводе информации (в растровой форме) на экран, что дает возможность отображать не только обычную символьную информацию, но и квазисимвольную (элементы электронных схем, шахматные фигуры, редкие алфавиты). Наконец, на подобный ВТ может быть выведена произвольная растровая информация. Терминалы ПЭВМ (относящиеся к так называемым ANSI-терминалам) по мере развития технических средств претерпели ряд изменений: у них улучшилась разрешающая способность (количество точек-пикселей на экране), увеличились число уровней яркости и количество отображаемых оттенков цвета. Это было достигнуто не столько за счет усовершенствования «телевизора», сколько путем разработки новых контроллеров (управляющих карт или адаптеров).
Работа в режиме «терминал — удаленный хост» — основной способ взаимодействия пользователей в сетях (в том числе и между собой), поскольку в сети сосуществуют компьютеры многих поколений, рассчитанные на различные типы терминалов, пользователь должен распознавать тип терминала хоста и настраиваться на него.