Терминалы и телекоммуникационные программы

Понятие терминала (DTE — оконечное оборудование дан­ных) в соответствии с телекоммуникационными стандартами от­носится к сочетанию устройств ввода и вывода информации (на­пример, сканер и принтер и т. п.), однако чаще всего под терми­налом понимается оконечное устройство ЭВМ, предназначенное для диалога «человек — машина». (Узкоспециализированные устройства — банкоматы, кассовые аппараты со сканерами штрих-кода — здесь не рассматриваются.)

Терминалы — диалоговые или интерактивные устройства, предназначенные для ввода/вывода небольших количеств инфор­мации, первоначально с целью управления вычислительным про­цессом и наблюдения за его ходом, а в дальнейшем — также для ввода и вывода исходных данных и результатов работы программ. Первоначально в качестве терминалов ЭВМ использовались ме­ханические устройства, заимствованные из смежных технологий (связь и оргтехника) телетайпы (ТА-67 и др.), телеграфные аппа­раты (СТА-2М), электрические пишущие машинки (ПМ типа CONSUL). Это был довольно длительный период, в течение кото­рого сложились определенные стандарты, приемы работы опера­тора и протоколы ввода/вывода и интерпретации данных.

Низкие скорость обмена информацией с ЭВМ и надежность механических терминалов, а также трудности с исправлением информации (редактированием) ограничивали их применимость и, в частности, делали бессмысленным их использование поль­зователями-программистами для отладки программ и прочих ма­нипуляций. В ранних версиях операционной системы OS/360 и других систем того времени единственный механический терми­нал устанавливался в машинном зале и предназначался для опе­ратора ЭВМ. Это устройство получило название консоль.

Появление в начале 1970-х гг. электронных терминалов, спе­циально разработанных для использования с ЭВМ, привело к настоящему перевороту в применении машин, существенно при­близив все типы пользователей к вычислительному процессу, облегчив разработку и отладку программ, а также эксплуатацию автоматизированных систем.

Ранние модели видеотерминалов (ВТ) не были избавлены от наследия ПМ — построчный ввод и исправление ошибок, про­кручивание экрана наподобие бумажной ленты (scrolling) и, са­мое главное, — символьный (алфавитно-цифровой) характер вы­водимой информации, хотя, как это хорошо известно из опыта телевидения, никаких технических ограничений на доступ к эле­ментам данных экран (в отличие от каретки ПМ) не имеет.

Более совершенные ВТ, разработанные в 80-е гг. (1ВМ-3270, VT-100), во многом определили современное состояние уст­ройств:

• появились возможности прямого доступа к информации на экране (для ввода и корректировки);

• на клавиатуре добавились функциональные клавиши <Pfn>, <Fn>, реакция на которые определялась программой, рабо­тающей с ВТ;

• добавлены клавиши редактирования — <Del>, <ins>;

• появляются клавиши управления курсором (для выбора места на экране);

• добавлена управляющая клавиша <Control>, модифици­рующая вводимый код при одновременном нажатии с сим­вольной клавишей и т. п.

Терминал ПЭВМ в отличие от старинных ВТ базируется на графическом выводе информации (в растровой форме) на экран, что дает возможность отображать не только обычную символь­ную информацию, но и квазисимвольную (элементы электрон­ных схем, шахматные фигуры, редкие алфавиты). Наконец, на подобный ВТ может быть выведена произвольная растровая ин­формация. Терминалы ПЭВМ (относящиеся к так называемым ANSI-терминалам) по мере развития технических средств пре­терпели ряд изменений: у них улучшилась разрешающая способ­ность (количество точек-пикселей на экране), увеличились чис­ло уровней яркости и количество отображаемых оттенков цвета. Это было достигнуто не столько за счет усовершенствования «телевизора», сколько путем разработки новых контроллеров (управляющих карт или адаптеров).

Работа в режиме «терминал — удаленный хост» — основной способ взаимодействия пользователей в сетях (в том числе и ме­жду собой), поскольку в сети сосуществуют компьютеры многих поколений, рассчитанные на различные типы терминалов, поль­зователь должен распознавать тип терминала хоста и настраи­ваться на него.