ВВЕДЕНИЕ

Землеведение относится к географическим наукам. Его ис­токи уходят в глубокую древность. Ныне география делится на дна самостоятельных, но взаимосвязанных курса: физическую и экономическую. Физическая география рассматривает явле­ния природы и тем самым исходит из закономерностей, свойст­венных ей. Экономическая география изучает общественные яв­ления (хозяйство, население) и исходит из закономерностей об­щественного развития.

Известно, что Земля имеет несколько оболочек: атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу, которые находятся в тесном контакте, в сложном взаимодействии. Вместе они и составляют географическую оболочку. Здесь развивается жизнь, проявляет­ся деятельность воды, льда, ветра, образуются почвы, осадоч­ные горные породы. Рассмотрим основные особенности геогра­фической оболочки.

.1. Географическая оболочка состоит из взаимодействующих и пронркающих друг в друга геосфер, каждая из которых соот­ветствует одному из состояний вещества (литосфера — твердо­му, гидросфера — жидкому, атмосфера — газообразному, био­сфера — органическому).

2. Взаимодействие твердого, жидкого и газообразного ве­ществ в процессе развития Земли обусловило появление жиз­ни, создало новую оболочку Земли — биосферу. С момента воз­никновения жизни постоянно идет процесс взаимодействия жи­вом и неживой природы.

Л. В географической оболочке находит отражение взаимо-И'нствие космических и земных сил (солнечная энергия и.сила i и жести Земли). Энергетической основой процессов, протека­ющих н географической оболочке, является солнечная энергия.

А. Взаимодействие геосфер Земли в пределах географиче­ской оболочки происходит в результате круговорота веществ (круговорот воды, углерода, азота).

Итак, географическая оболочка — это область сложного и ншмопроникновения, взаимодействия космических и земных сил. Она образовалась на определенной стадии развития Земли и продолжает развиваться, усложняться в своей структуре и составе в результате взаимодействия живой и неживой природы.



Каковы же границы географической оболочки?

Вверх, в стратосферу, она простирается до слоя озона, т. е. до высоты 25—30 км, вниз от физической поверхности Земли распространяется более чем на 11 км (в океане). Общая мощ­ность географической оболочки Земли не превышает 40 км.

Задача общего землеведения состоит в познании географи­ческой оболочки в целом, установлении закономерностей ее структуры, развития и пространственных различий в целях практического использования. Такую благородную задачу ста­вят советские ученые-географы.

Будущее географической науки заключается в выявления взаимосвязей между 'природной средой и человеком, в управ­лении природными комплексами, в направленном изменении и улучшении окружающей среды. Это возможно только на основе глубокого познания законов ее развития. Другая составная часть курса — краеведение.. Оно изучает природу, население, хозяйство, культуру родного края.

Соответственно в краеведении выделяют следующие разде­лы: историко-археологический, хозяйственный, культурно-про­светительный, природоведческий. Особая роль краеведения со­стоит в том, что при изучении своего края намечаются конкрет­ные мероприятия ПО' охране и улучшению местной природной среды.

Объединение двух предметов—общего землеведения и основ краеведения—исходит из задач подготовки учителя начальных классом. 11о роду своей работы он должен быть краеведом и постоянно" использовать краеведческие знания в обучении и вос­питании детей.

Учебная программа по краеведению предусматривает глубо­кое ознакомление с природой и хозяйством родного края: под­робно изучают поверхность и геологическое строение, полезные ископаемые, климат, воды, почвы, растительность и животный мир, а также хозяйственную деятельность человека в промыш­ленности, сельском хозяйстве, па транспорте. Кроме того, все­сторонне исследуют своп город, при '/юм применяются знания из всех разделов краеведения.

При изучении родного края проводят наблюдения, практи­ческие работы на местности, экскурсии, походы, работу в ар­хивах с документами, встречи с передовиками производства, ве­теранами войны и т. д.

Понять окружающую природу и разобраться в ее особенно­стях можно только на основе глубоких знаний по землеведе­нию. Например, при наблюдении за погодой нельзя установить причины ее изменения, так как они обусловлены общими пла­нетарными закономерностями. Следовательно, надо знать пого-дообразующие факторы: поступление солнечного тепла на зем­ную поверхность, общую циркуляцию атмосферы и влияние под­стилающей поверхности. Или другой пример. При изучении


местной реки нужны знания о горных породах и рельефе, а также о погоде и климате. По выражению А. И. Воейкова, «ре­ки являются продуктом климата». Действительно, от климата зависит питание рек и их режим: колебание уровня воды в те­чение года, изменение температурных условий. Характер тече­ния реки определяется рельефом и выходами горных пород на дневную поверхность. Все эти сведения приобретают студенты и 1 курса землеведения.

Таким образом, землеведение является теоретической осно­вой природоведческого краеведения.

В то же время краеведческие знания служат опорой для по­нимания многих землеведческих представлений и понятий, не­пременным условием их успешного усвоения. Знания о природе родного края представляют собой своеобразный эталон, к ко­торому прибегают при объяснении многих сложных процессов, происходящих в географической оболочке. Приведем примеры. При изучении данных о распределении тепла и влаги на Земле по картам становится ясно, что есть районы, где температура самого жаркого месяца достигает +32°С, а количество осадков в течение года не превышает 50 мм. Эти сведения будут осмыс­лены только на основе сравнения со своей местностью. Допус­тим, что в вашем районе средняя температура воздуха самого теплого месяца +17°С, а количество осадков около 500 мм. Простое сопоставление ярко продемонстрирует, что в том рай­оне Земли климат жаркий и сухой, т. е. это пустыня.

Вопросы и задания. 1. На какие , разделы делится география? 2. Что истся предметом изучения физической географии? 3. Каковы основные осо-пости географической оболочки? 4. Какие задачи стоят перед общим зем-'■уичшем и основами краеведения? 5. Какова связь этих двух предметов? К.мкос место занимают общее землеведение и основы краеведения в под-пмко учителей начальных классов? 7. Какие систематические наблюдения природой вы проводите и каковы их результаты, фиксируемые в календаре

фОЛЫ?


ВСЕЛЕННАЯ И СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА