БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ВОЗРАСТНЫЕ РОЛИ

Глава 12. Возраст и неравенство

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Неформальные возрастные нормы

Формальные возрастные нормы

Общество и возрастные нормы

Биологические факторы и возрастные роли

ВОЗРАСТ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Глава 12. Возраст и неравенство

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

 

 

 

В 3-й и 9-й главах мы говорили о различиях между ролями, основанными на личных достижениях или достигнутыми, и ролями унаследованными, или приписанными (предписанными).

Возрастным статусом (ребенка, подростка, взрослого гражданина) называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количества лет, прожитых со дня рождения. (Конечно, с другой точки зрения возраст можно рассматривать как нечто "достигнутое"; например, многие старики полагают, что дожили до старости (сохранив хорошее здоровье) потому, что жили разумно, не курили, не пили и т.п.) Но даже, несмотря на то, что возраст обычно определяется исходя из даты рождения, возрастной статус представляет собой более широкое понятие. Кроме того, в любом обществе устанавливаются возрастные роли, или совокупность ожиданий, связанная с возрастным статусом. Например, предполагается, что влечение к людям противоположного пола должно проявляться уже у подростков; ожидается (даже требуется по закону), что дети в возрасте от 5 до 16 лет должны ходить в школу; считается, что активная трудовая деятельность человека продолжается с 19 или 20 лет (в зависимости от требований к квалификации) До 65 лет. В этом разделе мы рассмотрим взаимосвязь между хронологическим возрастом и социальными ожиданиями, связанными с процессом старения.

 

 

 


 

 

 

Разумеется, существует биологическая основа присвоения различных ролей в соответствии с возрастом человека. Как мы установили в главе 4, ребенку требуется относительно продолжительный период времени для развития двигательных и социальных навыков и обретения эмоциональной независимости. Было бы невозможно поручить младенцу роль ученого или инженера, требующую профессиональных знаний и навыков; он не справился бы и с работой руководителя крупной организации, который должен обладать навыками социального общения и здравым смыслом. Лишь когда дети становятся взрослыми, общество поручает им роли, требующие овладения сложными физическими, умственными и социальными навыками.

Биологические факторы играют важную роль и в конце жизненного цикла людей. С возрастом человеческий организм разрушается. Этот процесс начинается на разных этапах жизни и происходит неравномерно, в зависимости от особенностей человека и состояния его организма и может начаться задолго до наступления старости и даже среднего возраста. Что касается мозга, то его разрушение начинается даже до нашего рождения! До появления человека на свет мозг эмбриона состоит примерно из 20 биллионов мозговых клеток, но в течение всей жизни мы постепенно их теряем. Однако эти потери компенсируются различными способами на основе опыта (Хендрикс, Хендрикс, 1981).

Независимо от внутренних механизмов, вызывающих биологическое старение, нам всем знакомы внешние признаки старости - морщины, редеющие волосы, слезящиеся глаза, выступающая диафрагма. Кроме того, когда надвигается старость, люди обычно страдают от артрита, повышенного давления, ухудшения слуха и зрения и сердечных заболеваний. Эти недуги могут обостряться или ослабляться под влиянием различных факторов окружающей среды; например, ослабление слуха может проявляться в меньшей степени, если приглушается посторонний шум. Кроме того, многие из этих недугов могут быть менее мучительными в результате своевременного изменения поведения: давление может понизиться благодаря соблюдению диеты, физическим упражнениям и лечению (Хиатт, 1981).

Что касается социальных ролей, то разрушение организма ограничивает возможности трудовой деятельности пожилых людей. Люди с ослабленным здоровьем не могут выполнять роли, требующие большой физической энергии или четкой координации движений. Но важно иметь в виду, что это относится не ко всем: ведь необязательно все должны нагружать грузовики или ремонтировать часы. Кроме того, следует помнить, что биологические факторы в какой-то мере зависят от социальных. Если пожилых людей принято считать слабыми и зависимыми, то они склонны принимать это на веру и уклоняться от некоторых практически посильных для них видов деятельности, например физического труда (Родин, Лан-гер, 1980).