ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

С помощью штангенциркуля определите радиус шарика r, длину нити ', определите длину математического маятника = ' +r (рассто­яние от точки подвеса до центра шарика). Значения r, ' и запишите перед таблицей 1.

Приведите маятник в колебание, отклонив его на небольшой угол. В момент прохождения им одного из крайних положений включите секундомер и определите – время 50 колебаний. Поделив время на число полных колебаний, определите период колебаний маятника T= /50.

По известному периоду и длине маятника , пользуясь формулой (2), подсчитайте ускорение силы тяжести g.

Опыт, описанный в пункте 2, проделайте 5-7 раз и все измерения занесите в первые четыре столбца таблицы 1.

    Таблица 1  
= '= = '+r=  
Число колебаний Время колебаний Период колебаний
             
...              
                     

Из (2) найдем погрешность :

(3)

Итак, погрешность DT определяется погрешностями измерения D и DT. Погрешность DT определяется из измерений периода стандартным образом.

Порядок оцените сами. Найдите из (3) Dg.

Окончательный ответ запишите в виде:

.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что называется математическим маятником?

2. Влияет ли масса маятника на точность измерения?

3. Какие динамические величины сохраняются в процессе колебания маятника?

4. Почему в данной работе рекомендуется период колебания определять, используя для этого моменты времени, когда маятник находится в крайнем положении? Почему не следует определять период по прохождению шарика через положение равновесия?

5. Изобразите вектор ускорения маятника:

· в крайних точках траектории,

· при прохождении маятником положения равновесия,

· а также в какой-либо точке между крайним положением и положением равновесия.

6. Согласно (1) период колебаний маятника не зависит от его амплитуды. Строго говоря, это верно лишь для колебаний с малой амплитудой. Если амплитуда не мала, то период будет зависеть от амплитуды. А как именно будет зависеть период от величины амплитуды, будет ли он расти с ростом амплитуды, или же убывать?

7. Почему легко балансировать поставленным вертикально на ладонь длинным стержнем и невозможно проделать то же самое с карандашом?