Децентрализация

Переход на рыночную модель обнаружил неэффективность в рамках существующих организационных механизмов большинства крупных промышленных предприятий России. В этой ситуации для многих из них стало актуальным проведение структурных преобразований, обобщенно называемых децентрализацией. Задача руководства предприятия заключается в том, чтобы сделать данный процесс управляемым и экономически эффективным.

В развитых странах необходимость децентрализации возникает, как правило, на определенной стадии роста организации как очередной этап в ее эволюции. Эволюционная концепция предполагает, что переход той или иной организации к каждому следующему этапу является результатом адаптации к растущей нестабильности внешней среды. В качестве ключевых факторов, определяющих характер внешней нестабильности, рассматриваются усиление дифференцированности потребительского спроса, ускорение обновления продукции и технологии. При этом на каждом этапе меняются как стратегические ориентиры бизнеса, так и его организационные механизмы. В то же время цель структурных преобразований между этапами – пересмотреть ассортиментную политику, технологический уровень производства, интенсивность маркетинговой и инновационной деятельности и привести их в соответствие новому уровню нестабильности внешней среды.

Считающееся ныне классическим описание эволюционных этапов развития предприятия впервые дано американским профессором Ларри Грейнером в 1972 г. в статье “Эволюция и революция в растущих организациях”

Наведение мостов призвано связать организацию с ключевыми элементами во внешней среде и согласовать ее деятельность с ними. Наведение мостов имеет отношение прежде всего к обмену информацией с целью 1) выявления информации об изменениях в среде и доведения ее до организации и 2) передачи во внешнюю среду информации, которая представляет организацию в выгодном свете. Анализ неудачной деятельности организации показывает, что большинство из них не имели достаточно информации о внешней среде и поэтому не смогли во время прореагировать на ее изменения. Эту работу как правило выполняют аналитические отделы, научные подразделения, которые заняты поиском новых технологий. Специалисты по наведению мостов не дают руководителю и всей организации впасть в спячку, постоянно информируя об изменениях во внешней среде, заставляя руководителей как-то реагировать. Чем больше неопределенность среды, тем выше потребность в таких специалистах.

Один из наиболее быстро развивающихся участков этой сферы – внешняя разведка. Используя приемы. Простирающиеся от путешествий по Интернету до изучения содержания мусорных ведер, специалисты в этой области добывают информацию о конкурентах, об их поведении на рынке. Муниципальная власть постоянно изучает прессу, чтобы знать, что о ней говорят в обществе. Существует специальный департамент по связям с общественностью.

Передавая информацию во внешнюю среду, организация стремиться повлиять на отношение к ней людей («Паблик Рилейшнз»)