ПЕРЕСТРОЙКА». 1985-1991 17 страница

При разработке комиссией под председательством Хрущева новой советской Конституции снова рассматривались предложения о необ­ходимости учитывать, что в СССР «идет консолидация единых наци­ональностей в единую коммунистическую нацию», поэтому рекомен­довалось снять графу о национальности из паспортов. Однако полного ренессанса «левацкого интернационализма» в 50—60-е годы не про­изошло. Состоявшийся после отставки Хрущева ХХН1 съезд партии (март—апрель 1966) внес успокоение в смятенные ряды интеллектуа­лов и творческой интеллигенции из союзных республик. В докладе ЦК партии съезду содержалась новая уточненная формулировка о совет­ском народе. Применен был термин «многонациональный советский народ». Это исключало возможность отождествления «новой общно­сти» и «полного единства наций» с новой коммунистической нацией, якобы выковывающейся из традиционных этнических групп и заме­няющей их. Традиционалисты одержали победу над «леваками» в тео­рии и в практической национальной политике.

§ 5. Внешняя политика

Смерть И. В. Сталина и успешное испытание водородной бомбы стали, пожалуй, двумя наиболее значимыми факторами, определив­шими и либерализацию и конфронтационность внешнеполитическо­го курса СССР в десятилетие, последовавшее за 1953 г. Выразителем


одной из этих тенденций был министр иностранных дел В. М. Моло­тов, возглавлявший внешнеполитическое ведомство СССР до июня 1956, другой — министр Д. Т. Шепилов и сменивший его 15 февраля 1957 г. А. А. Громыко.

1953 год открыл короткий период «оттепели» в международных отношениях. В июне этого года с одобрения СССР было подписано соглашение о перемирии в Корее. В 1954 г. СССР вступил в ЮНЕСКО. Обозначившееся в мае 1953-го сближение с Югославией завершилось подписанием в июне 1955 г. совете ко-югославской декларации, в ко­торой выражались принципы неделимости мира, независимости мир­ного сосуществования от идеологии и различий в общественном уст­ройстве; признание права народов самостоятельно выбирать конкрет­ные формы социализма.

В мае 1955 г. СССР подписал договор о восстановлении суверени-1стл Австрии. Советский Союз, по договоренности с другими держа­нии и-победительницами, согласился вывести свои войска из этой стра­ны, обязавшейся соблюдать строгий нейтралитет. Июльская (1955) нстреча лидеров четырех держав-победительниц в Женеве обозначила потепление мирового политического климата — «дух Женевы». В сен-i нбре 1955-го при посещении Москвы канцлером ФРГ К. Аденауэром постигнута договоренность о прекращении состояния войны и уста­новлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ. В октябре 1956 г. нормализованы отношения с Японией.

Большое внимание вопросам международной обстановки и перс­пективам мирового развития было уделено на XX съезде КПСС. В его документах сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и разнообразии форм перехода к социализму. Линия ни примиренчество с Западом и терпимость к различиям в соцлагере i и разилась в роспуске в апреле 1956 г. Информационного бюро ком­мунистических и рабочих партий, ассоциировавшегося со штабом мировой революции и диктатом КПСС в отношении «братских» партий. 1' 1955 г. руководство СССР выступало с призывом прекратить гонку иооружений и созвать всемирную конференцию по этому вопросу.

В подтверждение нового внешнеполитического курса Советский Союз почти в два раза сократил численность своих Вооруженных сил. с ?,8 млн человек на начало 1955 г. она доведена до 3,6 млн к декабрю 1959-го. В рамках этого сокращения были ликвидированы советские военные базы в Поркалла-Удд в Финляндии, Порт-Артуре в Китае, выве-непы войска из Австрии, Румынии, уменьшены группы войск в Венг­рии, ГДР, Польше. Новое «значительное сокращение» Советской Ар­мии объявлено в 1960 г. По западным оценкам, советские Вооруженные t иль] достигли минимальной численности в 3 млн человек к июлю 1961 г., пнем в связи с берлинским кризисом она вновь увеличивалась.

Весной 1958 г. в СССР прекращены испытания термоядерного нружия. Смягчению международной напряженности способствовало


развитие внешней торговли. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 странами мира.

В то же время политику СССР отличала твердость в отстаивании внешнеполитических интересов страны. В ответ на включение в октяб­ре 1954 г. Западной Германии в военную организацию НАТО в мае 1955-го по инициативе нашей страны создана Организация Варшавс­кого Договора — военно-политический союз СССР и стран «социа­листического лагеря», противостоящий НАТО и другим военно-по­литическим блокам, возникшим под руководством США. (ОВД про­существовала до 1 июня 1991.) В августе 1957 г. в СССР успешно прошли испытания межконтинентальной баллистической ракеты, делавшие уязвимой территорию США в случае войны. Призрак советского ядер­ного возмездия стал новым фактором на переговорах советских лиде­ров с Западом. Во многом благодаря этому осенью 1956 г. удалось пре­кратить агрессию Англии, Франции и Израиля против Египта в так называемом Суэцком кризисе. С ним связана отставка Д. Т. Шепилонл с поста министра иностранных дел Советского Союза, на который он был назначен 1 июня 1956 г., накануне визита И. Б. Тито в СССР Хрущев говорил в этой связи: приезжает Тито — а у нас Молоток министр иностранных дел. Молотов работал вместе со Сталиным, кп торый говорил, что только мизинцем шевельну — и нет Югославии, Молотов все это поддерживал, проводил эту линию, надо освободит" его от этого дела. Так состоялось назначение Шепилова министром.

26 июля 1956 г. Египет национализировал компанию Суэцко канала, заявив, что будет уважать свободу судоходства по каналу соответствии с конвенцией 1888 г. Англия и Франция воспротивили национализации, квалифицировали ее как произвольный и однос~ ронний акт. Хрущев выступил за решительную поддержку Егип обещая при необходимости помочь президенту Египта Г. А. Насер; военной силой. Англия, Франция и США предприняли попытку до­биться «интернационализации» канала на Лондонской конференции по этому вопросу. Шепилов поддерживал на ней проект Индии, » основе которого лежал принцип строгого соблюдения прав Египта ни канал в сочетании и с учетом интересов международных пользователей канала. Американский проект (план Даллеса), предполагавший передачу управления каналом в руки международной администрации. не был принят.

Шепилов считал, что конференция прошла хорошо. Однако нак.1 нуне ее завершения он получил шифровку из Москвы от Хрущева и Булганина: «Перед самым отъездом дайте по мордам этим импери.1 листам», т.е. Англии, Франции, США. Шепилов посчитал это ненул ным, поскольку канал остался у Египта, и оставил «морды» в цел<ь ти. Хрущев расценил это как недопустимое стремление Шепилова са мостоятельно руководить внешней политикой страны. По сущестну это и стало причиной его смешения с министерского поста.


По окончании конференции события в зоне Суэцкого канала раз­бивались вопреки ожиданиям Д. Т, Шепилова. Англия и Франция ис­пользовали для развязывания агрессии против Египта Израиль. В ночь на 30 октября израильские войска вторглись на его территорию, Англия и Франция начали бомбардировки Египта. 5 ноября они высадили де­сант в районе Порт-Саида. Советский Союз выступил с посланиями к правительствам Великобритании, Франции, Израиля (5 и 15 ноября) с серьезными предупреждениями. Они оказали решающее влияние на прекращение агрессии: 7 ноября военные действия были прекращены. 22 декабря 1956 г. из зоны канала выведены войска Англии и Фран­ции, 7 марта 1957 г. — войска Израиля. В процессе этих событий 15 февраля 1957 г. состоялось назначение на пост министра иностран­ных дел А. А. Громыко, который никогда не позволял себе нарушать инструкции высшего руководства.

Ощущение силы позволяло СССР смелее прибегать к силовым приемам в отношении западных партнеров. Войска ПВО методично сЫшали американские самолеты, нарушавшие наше воздушное про-иранство. В 50-е — первой половине 60-х годов сбито 39 самолетов. После 1 мая 1960 г., когда в небе над Свердловском был уничтожен высотный разведывательный самолет У-2, а американский летчик <1>. Пауэре пленен, нарушения свелись к минимуму.

Появление новых видов вооружения меняло взгляды на строи-имп.ство Вооруженных сил. «Если подойти разумно, — говорил II. С. Хрущев в сентябре 1958 г., — то можно в короткий срок переве­ет армию на ракеты и, закрывшись ими, как щитом, заняться мир­ными делами». В 1957—1959 гг. в Вооруженных силах формировались Первые части и соединения межконтинентальных ракет, велось стро-июльство их стартовых площадок.

В конце 50-х годов одним из очагов напряженности в Европе оста­ться Западный Берлин. В ноябре 1958-го СССР предложил странам-имоедительницам заключить мирный договор с двумя германскими Ик:ударствами и одновременно объявить Западный Берлин вольным I пролом. Но это предложение было отвергнуто. Не решен был герман­ский вопрос и на встрече министров иностранных дел в Женеве. СССР Пистаивал на признании ГДР, Запад — на объединении Германии Нол эгидой ФРГ. Не достигнута договоренность по этому вопросу и во щк'мя визита Н. С. Хрущева в США в сентябре 1959 г. Намечавшаяся на Mini 1960-го встреча советского лидера с американским президентом Д. Эйзенхауэром в Париже была сорвана из-за полета У-2. Не добавило Миролюбия западным политикам и выступление Хрущева с башма­ком в ООН (сентябрь 1960).

Тем не менее в июне 1961 г. советско-американские отношения Иипучили дальнейшее развитие на встрече Хрущева с новым амери-Кипским президентом Дж. Кеннеди в Вене, во время которой главным (юиросом оновь стала ситуация вокруг Берлина. Из-за жесткой пози-


ции Н. С. Хрущева встреча закончилась провалом. В результате Запад­ный Берлин не стал вольным городом и остался в составе ФРГ, одна­ко по рекомендации совещания руководителей стран—участниц Вар­шавского Договора в ночь с 12 на 13 августа 1961 г. граница между Восточным и Западным Берлином была закрыта проволочными заг­раждениями, а затем бетонной стеной. В общей сложности система заградительных сооружений на границе между ГДР и Западным Бер­лином протянулась на 162 км, в том числе 45 км в черте города. Суще­ствовавший до возведения стены порядок движения и контроля на путях между Западным Берлином и Западной Германией был сохра­нен, но массовый отток населения ГДР на Запад остановлен так же, как и ежедневный наплыв западноберлинцев в ГДР для приобретения там по более дешевым ценам продуктов и некоторых услуг, что, соб­ственно, и было главной причиной кризиса. Напряжение вокруг За­падного Берлина некоторое время еще сохранялось, но угроза воен­ного столкновения все же была устранена. Стена, ставшая символом «холодной войны» на многие десятилетия, демонтирована после при­соединения ГДР к ФРГ (3 октября 1990).

В 1962 г. разразился так называемый «карибский кризис» в совет­ско-американских отношениях, возникший после ввоза на Кубу со­ветских ядерных ракет и поставивший мир на грань ядерной войны. Пик противостояния пришелся на 23—28 октября. Благоразумие Н. С. Хрущева и Дж. Кеннеди позволило в последний момент избежать катастрофы. СССР согласился вывезти ядерные ракеты с острова Сво­боды в обмен на гарантии безопасности Кубы со стороны США и вывоз американских ракет с баз в Турции.

После кризиса началась полоса новой относительной разрядки и советско-американских отношениях. 5 августа 1963 г. СССР, США и Великобритания подписали договор о запрещении ядерных испыта­ний в атмосфере, космосе и под водой, в 1964-м — соглашени нераспространении ядерного оружия.

Советский Союз уделял большое внимание развитию взаимо ношений с государствами «третьего мира» — Индией, Индонези Бирмой, Афганистаном и др. Им оказывалась помощь в строительс крупных народно-хозяйственных объектов (металлургического к бината в Индии, Асуанской плотины в Египте и пр.). В 1953—1964 при финансовой и технической помощи СССР в разных странах по роено около 6 тыс. предприятий.

В начале 60-х годов СССР потерпел ряд неудач в отношениях своими союзниками по социалистическому лагерю, прежде всего I тайской Народной Республикой. Советские лидеры с конца 40-х го видели в союзе с ним залог победы социализма во всемирном ма штабе. При поддержке СССР в КНР были созданы первоклассные предприятия по производству реактивных истребителей и бомбарди ровщиков, артиллерийских систем. Китайские специалисты были oj


накомлены с советскими достижениями в области ядерных техноло­гий. Однако курс КПСС на разоблачение культа Сталина вызвал рас­тущий протест руководства Компартии Китая. Его пекинские после­дователи считали, что вооруженные столкновения с империализмом неизбежны, мировой социализм может восторжествовать в результате ядерной войны. Победившие народы, как утверждали маоисты, «крайне быстрыми темпами создадут на развалинах империализма в тысячу раз более высокую цивилизацию, чем при капиталистическом строе, построят свое подлинно прекрасное будущее».

Отношения осложнились в конце 50-х годов, когда руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории совет­ских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в обла­сти ядерной физики. Весной 1960-го Советское руководство отозвало несколько тысяч своих специалистов, помогавших Китаю в создании индустриальной базы. В 1963 г. совете ко-китайские отношения пере­шли в фазу идеологической войны. Советская сторона обвинялась в обуржуазивании, ревизионизме, гегемонизме, капитулянтстве перед американским империализмом в период «карибского кризиса» и т.п. Позиции Китая в определенной степени разделяли Албания, КНДР, Румыния, «левацкие» национально-освободительные движения стран Латинской Америки, Азии, Африки. Вскоре отношения между СССР и КНР ухудшились настолько, что Китай выдвинул территориальные претензии к СССР на 1,5 млн кв. км в пограничных районах.

Внешнеполитические конфликты начала 60-х годов отрицательно сказались на престиже СССР.


Глава VIII

«РАЗБИТОЙ СОЦИАЛИЗМ». 1964-1985

§ 1. Ранний «развитой социализм». 1964—1977

Утверждение Брежнева у власти. Переход к консервативному внут­риполитическому курсу. 16октября 1964 г. газеты сообщили о состояв­шемся двумя днями ранее пленуме ЦК КПСС, который «удовлетво­рил просьбу т. Хрущева Н. С. об освобождении его от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Пред­седателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Население встретило это решение с чувством удовлетворения и настороженности. Первое вызывалось на­деждой на исправление негативных последствий бесконечных рефор­мации, второе — очевидной неправдой насчет «ухудшения здоровье» и опасениями возврата к сталинским порядкам.

И действительно, пришедшие к власти лидеры были едины лини. в решимости положить конец хрущевским новациям и новому изда нию «культа» — измене принципа коллективности руководства. В ос­тальном они существенно разнились. А. Н. Косыгин был известен как сторонник реформ, внедрения некоторых экономических стимулов и административно-командную систему; Ю. В. Андропов — сторонник последовательного продолжения курса XX съезда партии и решитом. ных мер в защиту социалистических ценностей; А. Н. Шелепин — ста линист. Л. И. Брежнев занимал центристские позиции, М. А. Суслов правоцентристские. Позиция нового первого секретаря ЦК КПСС и сочетании с его личными качествами (отсутствие амбициозности, ра­дикализма, нерешительность, осторожное пользование властью) ока­залась наиболее приемлемой для большинства членов нового коллек­тивного руководства.

Первые шаги нового руководства продиктованы стремлением по­кончить с «волюнтаризмом» Н. С. Хрущева в области партийно-госу­дарственного управления. На ноябрьском (1964) пленуме Централь­ного Комитета КПСС с докладом «Об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных организаций и советских ор­ганов» выступил Н. В. Подгорный. Контрреформы были распростраис- ны на советские, комсомольские и профсоюзные учреждения. В mi тябре 1965 г. на очередном пленуме ЦК объявлено о ликвидации сои нархозов и восстановлении отраслевых министерств с начала новой пятилетки. Однако в адрес А. Н. Косыгина, выступившего на пленуме с докладом об улучшении управления промышленностью, совершеп-


сгвовании планирования и усилении экономического стимулирова­нии промышленного производства, Л. И. Брежнев в неофициальной постановке высказался так: «Ну что он придумал? Реформа, рефор­ма... Кому это надо, да и кто это поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема». В дальнейшем неприятие реформ стало одной из су­щественных характеристик нового политического курса.

Важный шаг к переходу на консервативный курс сделан в мае 1%5 г. на праздновании 20-летия победы в Отечественной войне. I) докладе Брежнева впервые после многих лет хрущевских поношений упомянуто о вкладе Сталина в победу над фашистской Германией. Упоминание буквально утонуло в аплодисментах, внося успокоение в номенклатурную среду, осуждавшую немотивированные всплески хрущевского антисталинизма. Линия на отказ от дальнейших разобла­чений «ужасов сталинизма» была продемонстрирована и на XXIII съезде партии (март—апрель 1966). Наиболее отчетливое выражение она по­лучила в выступлении первого секретаря МГК КПСС Н. Г. Егорычева. И последнее время, — говорил он, — стало модным... выискивать в политической жизни страны какие-то элементы так называемого "ста­линизма", как жупелом, пугать им общественность, особенно интел­лигенцию. Мы говорим им: не выйдет, господа!»

Просталинским настроениям отвечало избрание Брежнева не пер-hi.im (как Хрущева), а генеральным (как Сталина) секретарем ЦК КПСС. Президиуму ЦК было возвращено название Политбюро. Кро­ме того, сталинисты получили возможность гневно осудить с трибуны съезда писателей-диссидентов. Съезд стал сигналом для поворота к идеологическим ориентирам прошлого, главным из которых было усиление контроля над общественной жизнью.

Реабилитационные настроения относительно И. В. Сталина дос-1ИГЛИ своего пика в 1969 г. В этом году ряд членов высшего руковод-ciiw КПСС (Г. И. Воронов, К.. Т. Мазуров, П.М. Машеров,Д. С. Полян­ский, А. Н. Шелепин), придерживающиеся умеренной сталинской пинии, попытались существенно подправить официальные оценки его 1 к: юрической деятельности. В журнале «Коммунист» опубликована ста-м.и просталинского толка. К 90-летию со дня рождения Сталина гото-нились к изданию его сочинения. Планы расстроились главным обра-|(>м из-за публикаций на Западе хрущевских мемуаров (см.: Хрущев Н. С. Прсмя.Люди. Власть (Воспоминания): В 4 кн. М., 1999). Новые разобла­чения репрессивного сталинского режима резко усилили протесты руководителей компартий и всех «прогрессивных деятелей» Запада против наметившейся частичной или косвенной реабилитации Ста­тна. Позиции антисталинистов внутри СССР упрочились. Реабилита­ция не состоялась. Без сомнения, против нее говорило также чувство самосохранения, идущее от ощущения большинства партийных и го-сударственных аппаратчиков, что возврат к сталинизму может создать угрозу их собственному положению.


На упрочение позиций партийной номенклатуры были направле­ны и поправки к Уставу КПСС, принятые на ХХШ съезде партии. Из него были устранены введенные в 1961 г. указания о нормах сменяе­мости состава партийных органов и секретарей партийных организа­ций. Ротация «по закону» вносила беспокоящие партийных руководи­телей элементы неопределенности. Они почти целиком устранялись новым уставным положением о необходимости систематического об­новления партийных органов и преемственности руководства, кот" рое обеспечивало практически бессменное пребывание у власти зна чительной части всего секретарского корпуса. Стабильность кадр оборачивалась их старением, губительной «геронтократией».

Важнейшей составляющей нового политического курса стала коН цепция «развитого социализма», заменившая концепцию развернут го строительства коммунизма с ее посулами «догнать и перегнат США в два-три года и «жить при коммунизме» уже нынешнему пок' лению советских людей. 21 декабря 1966 г. в «Правде» опубликова статья Ф. М. Бурлацкого под названием «О строительстве развито социалистического общества». В следующем году в речи по случаю 5 летия Октябрьской революции Л. И. Брежнев объявил, что в ССС построено развитое социалистическое общество.

Официально этот вывод был закреплен решениями XXIV съе партии (март—апрель 1971). На нем провозглашен курс на повышен эффективности общественного производства и соединение достиж ний научно-технической революции с преимуществами социалис ческой системы хозяйства; на расцвет и сближение социалистичес: наций; достижение большей социальной однородности общества в у ловиях «развитого социализма». Действенных механизмов для реали ции этих целей создано не было, однако расхождение теории с ре" ными социальными процессами, падением эффективности обществ ного производства становилось менее заметным, чем при Хрущев

Концепция «развитого социализма» стала, по существу, круп ревизией представлений о возможности в исторически обозри будущем построить коммунизм в отдельно взятой стране. Но она ок залась весьма удобной в том отношении, что не разрушала веру коммунизм, а переводила его строительство из конкретно-историче кой задачи в теоретическую. Согласно концепции, путь к коммуниз* предполагал неопределенно длительный этап развития, во время к торого социализм обретал целостность, гармоническое сочетание вс сторон и отношений — производственных, социально-политическ нравственно-правовых, идеологических.

В 1973 г. коллективное партийно-государстве иное руководство СС принялось за осуществление мер «по повышению авторитета» сво лидера, сворачивая на известную дорогу взращивания «культа личн сти». Л. И. Брежнев, Герой Социалистического Труда с 1961 г., стал вскоре «носителем» многих новых наград и отличий. В 1975 г. ему при


сносно звание генерала армии, а в 1976-м — Маршала Советского Союза. Он награждается орденом «Победа», золотыми звездами Героя Советского Союза (1966, 1976), становится лауреатом Международ-Нои Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973).

Публичные славословия в адрес «дорогого Леонида Ильича» и по­ток наград ширились по мере того, как Брежнев становился все менее дееспособным вследствие перенесенного в 1976 г. инсульта. 16 июня |Ч77-го окружение возвело его на пост Председателя Президиума Вер-Кокного Совета СССР. К этому времени консервативный курс Совет­ского партийно-государственного руководства сложился в полной мере, его следствием стал «застой» в развитии общества, характерный для эпохи позднего Брежнева и позднего «развитого социализма».

Изменения в политическом окружении Брежнева. С формировани­ем и утверждением нового политического курса менялся и состав высшего партийно-государственного руководства страны. Первые кад-роныс перестановки были осуществлены уже через месяц после пере­порота. На ноябрьском (1964) пленуме ЦК новыми членами его Пре-пшиума избраны П. Е. Шелест (первый секретарь ЦК Компартии Ук-риммм, рьяный критик Хрущева) и А. Н. Шелепин (один из главных оркщизаторов октябрьского переворота). В декабре 1965 г. принята от-vniiiKa председателя Президиума Верховного Совета СССР А. И. Ми­кояна, который все хрущевское десятилетие был одним из самых вли-шельных политиков и единственным членом Президиума ЦК КПСС, ныступавшим в защиту Хрущева во время его смещения. На этот пост it августе 1966 г. избран активный участник антихрущевского заговора II. И. Подгорный, бывший в 1957-1963 гг. первым секретарем ЦК Ком-Миртии Украины, а затем — секретарем ЦК КПСС.

Однако уже с 1965-го обнаружилась другая тенденция. На перифе­рию власти в результате тонкой закулисной игры, подлинным масте­рим которой был Брежнев, начали оттесняться соратники, представ-шшпие угрозу новому политическому курсу. На декабрьском (1965) писиуме ЦК реформирован Комитет партийно-государственного кон-фпли. Его переименовали в Комитет народного контроля, властный < ппус его руководителя был существенно снижен. Это сделано с яв­ной целью убрать на вторые роли создателя комитета А. Н. Шелепина, щкмсндовавшего на высший пост в партии и не вызывавшего симпа-nili у других членов коллективного руководства. В сентябре 1967 г. Шелепин освобожден от обязанностей секретаря ЦК в связи с избра­нием его председателем ВЦСПС, позже, в 1975, он благополучно выведен и из состава Политбюро.

Такая же участь постигла друга Шелепина и его преемника на нету главы Комитета государственной безопасности В. С. Семичаст-ного. Поводом для его отставки с одного из ключевых государствен-их постов стали недостатки советских спецслужб, не сумевших вос­препятствовать в марте 1967 г. дочери И. В. Сталина Светлане Аллилу-


евой остаться жить на Западе. Руководство КГБ было вручено ближай­шему соратнику Брежнева Ю. В. Андропову, В апреле 1973 г. посты в Политбюро утратили председатель Совета Министров РСФСР Г. И. Воронов и первый секретарь ЦК КП Украины П. Е. Шелест, в июне 1977~го — Н. В. Подгорный.

Выбывших заменяли люди, лично близкие генсеку со времен ра­боты на Украине, в Молдавии и Казахстане, — А. П. Кириленко (сек­ретарь ЦК с 1966), К. У. Черненко (секретарь ЦК с 1976), Д. А. Кунаев (первый секретарь ЦК Компартии Казахстана с 1964). Верными со­ратниками Брежнева оставались М. А. Суслов (партийный идеолог),

A. А. Громыко (министр иностранных дел), А. А. Гречко и сменивший
его в 1976 г. Д. Ф. Устинов (министры обороны), Н. А. Щелоков (ми­
нистр охраны общественного порядка в 1966—1968, затем министр
внутренних дел), Н. А. Тихонов, ставший в 1965 заместителем, а в
1976 — первым заместителем Председателя Совета Министров СССР
с явным прицелом на замену А. Н. Косыгина на этом посту.

Реформы Косыгина. Председатель Совета Министров СССР, ут­вержденный на этом посту после отставки Хрущева в октябре 1964 г., хорошо сознавал, что одной административной контрреформой (пе­реходом от территориального принципа управления к отраслевому) преодолеть негативные тенденции экономического развития не удастся. В основе его подхода к руководству народным хозяйством лежала идея о необходимости дополнения партийно-административных рычагов экономическими стимулами, иначе говоря, элементами рыночной экономики.

Идея эта не родилась в 1964 г. Поиски модели оптимального пла­нирования советские экономисты (Л. В. Канторович, В. С. Немчино

B. В. Новожилов и др.) вели с конца 50-х годов. 9 сентября 1962-го
статье Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия», опубликованной;
«Правде», доказывалось, что прибыль надо рассматривать как од
из важнейших критериев успешной работы предприятия. В дискусс
по статье высказывались различные соображения о необходимое
перехода к экономическим методам управления, оживлению това
но-денежных отношений. Предложенная Либерманом система внедре"'
на двух фабриках еще в августе 1964 г. Отставка Хрущева лишь ускор
ла реализацию выработанных в ходе дискуссии и эксперимента пр
ложений. Новый экономический курс был обозначен решениями д
пленумов ЦК КПСС 1965 г. — мартовским (по сельскому хозяйств
октябрьским (по промышленности). Решения положили начало п
стройке, вошедшей в историю как Экономическая 1965 г., или ко
гинская реформа. Ее образцом, по сути дела, была система, су
ствовавшая при нэпе, но при отсутствии частных предприятий.

Мартовский пленум наметил ряд мер, призванных реформиро­вать сельское хозяйство на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности колхозником


и работников совхозов в росте производства. План обязательных заку­пок зерна был снижен и объявлен неизменным на предстоящие 10 лет. Закупочные иены на сельскохозяйственную продукцию повышались и 1,5—2 раза. Сверхплановые закупки должны были осуществляться по повышенным ценам (надбавки составляли 50% к основной цене). Сни­жались цены на технику и запчасти. С колхозов и совхозов были сли-спны долги государству. Уменьшались ставки подоходного налога на крестьян. Количество отчетных показателей, устанавливаемых для хо­зяйств сверху, резко ограничивалось. В пределах государственных за­даний хозяйствам предоставлялась полная самостоятельность плани­рования производства.

В то же время в решениях пленума особый акцент делался на по-иышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве производством и на увеличение капиталовложений. Ме­роприятия принесли колхозам и совхозам существенную выгоду уже в 1%5 г. За сданную в этом году продукцию они выручили почти на 15% (юльше, чем в предыдущем. Значительная выгода получена от сниже­ния цен на машины, электроэнергию и списания с колхозов задол­женностей по ссудам.

Нововведения в промышленности провозглашены на сентябрьском (1965) пленуме ЦК КПСС в докладе А. Н. Косыгина «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприя­тие. Призывая к отказу от совнархозов и восстановлению отраслевого принципа управления, председатель правительства подчеркивал, что речь Идет не о простом восстановлении досовнархозовской системы мини-перств, а о сочетании централизации руководства с расширением опе­ри гивно-хозяйственной самостоятельности предприятий.

Добиться этого предполагалось прежде всего путем сокращения числа обязательных плановых показателей до 9 вместо 30 в прежние Годы. Главным в работе предприятий и отраслей вместо объема вало-иой становился объем реализованной продукции. Таким образом про-н шодитель ставился в непосредственную зависимость от спроса на i мою продукцию. Натуральные плановые показатели заменялись сто­имостными. Для повышения заинтересованности коллективов в луч­шем использовании производственных фондов вводилась плата за эти фонды. Зарплата определялась уровнем рентабельности, прибылью, щ-рсвыполнением планов. Обобщающий результат хозяйствования из­мерялся размерами прибыли. Из отчислений от нее предприятия со­щипали фонды развития производства и материального поощрения.