Индустриализация 3 страница
В начале 30-х годов в СССР получили развитие исследования по физике атомного ядра. Первые успехи в этой области связаны с теоретическими работами: протон-нейтронная модель ядра (Д. Д. Иваненко), обменные силы (И. Е. Тамм и Д. Д. Иваненко). Л. Д. Ландау в 1932 г., после открытия нейтрона, предсказал существование нейтронного состояния вещества. Передовые позиции СССР в ядерных исследованиях проявились на первой (сентябрь 1933) и второй (сентябрь 1937) всесоюзных конференциях по физике атомного ядра, в которых принимали участие иностранные ученые. И. В. Курчатов в 1934 г. открыл явление разветвления ядерных реакций. В 1937 г. в Радиевом институте создан первый в СССР и Европе циклотрон — установка для расщепления атомного ядра (Л. В. Мысовский, В. Н. Рукавишников, И. В. Курчатов и др.).
Больших успехов достигли ученые в области физики твердого тела, полупроводников и диэлектриков (А. Ф. Иоффе, И. Е. Тамм, И. К. Кикоин). П. Л. Капица в 1934 г. создал первый в мире гелиевый ожижитель, его последующие разработки в этой области стали большим вкладом в развитие советской и мировой техники ожижения газов.
В первой половине 30-х годов в СССР созданы первые радиолокаторы (П. К. Ощепков и др.). Одним из пионеров электронной технологии, основанной на применении электронных и ионных пучков, электрических и электромагнитных полей, был А. Л. Чижевский. Ему принадлежит первое в мире изобретение способа электроокраски. Он же стал основоположником гелиобиологии — науки о взаимосвязи солнечных явлений с жизнью земных организмов, которая в те годы была несправедливо подвергнута критике.
Блестящая школа советских ученых-механиков сложилась в ЦАГИ под руководством С. А. Чаплыгина. В 30-е годы институт превратился в уникальный научный центр теоретических и экспериментальных исследований в области гидроаэродинамики применительно к задачам авиации, гидромашиностроения, кораблестроения и других отраслей промышленности. Для развертывания научно-исследовательских работ в этих областях из ЦАГИ были выделены отделы: авиационных материалов и винтомоторный. На их базе были созданы Всесоюзный институт авиационных материалов и Центральный институт авиационного моторостроения. Наряду с крупными конструкторскими бюро
A. Н. Туполева и Н. Н. Поликарпова успешно работали небольшие КБ —
К. А. Калинина, Д. М. Григоровича, А. И. Путилова, А. С. Яковлева,
B. Б. (Лаврова, Г. М. Бериева и др. Советская авиация выходила в миро
вые лидеры по дальности, высоте полетов, грузоподъемности и дру
гим параметрам. Самолеты отечественной конструкции позволили осу
ществить перелеты, прославившие Советский Союз (В. П. Чкалов,
М. М. Громов, В. К. Коккинаки, М. В. Водопьянов, В. С. Гризодубова
и др.). В частности, в июне и июле 1937-го, затем в 1939 г. совершены
беспосадочные перелеты из Москвы в США через Северный полюс
на самолетах конструкции Туполева.
В 30-е годы появились классические труды Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений и об их географии. К сожалению, на биологии и генетике пагубно сказалась деятельность группы биологов под руководством создателя псевдонаучного «мичуринского учения» Т. Д. Лысенко и философа И. И. Презента, сыгравших большую вредоносную роль в борьбе за большевизацию (или тоталитари-зацию) сельскохозяйственной науки и практики. Тем не менее сельскохозяйственная практика в 30-е годы обогащалась достижениями научных школ по травопольной системе земледелия (глава школы В. Р. Вильяме), вопросам питания растений и химизации сельского хозяйства (Д. Н. Прянишников) и борьбе с засухой (Н. М. Тулайков). Под руководством последнего составлялась новая почвенная карта страны.
Менее значимыми оказались достижения 30-х годов в гуманитарной и художественной сферах. Литература, искусство, кино переживали процесс организационной и идейной унификации. Идеология «социалистического наступления» характеризовалась свертыванием многообразия процессов духовной жизни, присущих 20-м годам, и утверждением монополизма, вождизма и культового сознания. В апреле 1932-го ЦК партии принял постановление о перестройке литературно-художественных организаций, призванное преодолеть их раздробленность, кружковую замкнутость и «отрыв от политических задач современности». В литературе и искусстве насильственно насаждался «творческий» метод «социалистического реализма», который требовал изображать действительность в «социалистической перспективе» и превращал деятелей литературы и искусства в апологетов социализма.
Многие произведения, созданные в традициях социалистического реализма, проникнуты духом вульгарной политизации, классовой вражды и ненависти. Однако разнообразие приемов художественного творчества в рамках единого метода, творческий талант позволяли создавать масштабные художественные произведения, навсегда вошедшие в золотой фонд литературы, музыки, кинематографии, живописи, оказавшие огромное воздействие на общество и формирующие в нем новые идеалы, интересы, потребности, стандарты, стереотипы поведения.
Советская литература и искусство в 30-е годы обогащены новыми произведениями А. Горького, М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, П. Павленко, Ф. Гладкова, Ф. Панферова, Л. Леонова, М. Булгакова, А. Платонова, С. Маршака, К. Чуковского, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Б. Пильняка, Е. Замятина, И. Бабеля, Н. Клюева, О. Мандельштама; спектаклями К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, Вс. Мейерхольда и А. Таирова; фильмами П. Экка (режиссер первого звукового фильма), С. Герасимова, Г. и С. Васильевых, Г. Александрова, С. Эйзенштейна, Г. Козинцева, Л. Трауберга, Е. Дзигана; музыкой С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского; живописью М. Грекова, Б. Иогансо-на, М. Нестерова, П. Корина, И. Грабаря, А. Дейнеки, А. Пластова, Ю. Пименова, К. Петрова-Водкина, П. Кончаловского, А. Рылова, М. Сарьяна, П. Филонова, К. Малевича; скульптурами В. Мухиной, Н. Томского, М. Манизера, Н. Андреева, И. Шадра; архитектурными сооружениями В., Л. и А. Весниных, К. Мельникова, А. Щусева, И. Жолтовского, Б. Иофана, А. Лангмана, Л. Руднева.
Заметный след в истории культур национальных и всего советского народа оставили мастера культуры республик СССР. К их числу относятся, например, такие писатели и поэты, как М. Бажан, М. Рыль-ский, П. Тычина, В. Сосюра, А. Корнейчук (Украина), Я. Купала, Я. Колас, П. Бровка (Белоруссия), Т. Табидзе, П. Яшвили (Грузия), С. Зорьян, Е. Чаренц (Армения), С. Рустам, С. Вургун (Азербайджан),
М. Турсун-заде, С. Айни (Таджикистан), Б. Кербабаев (Туркмения), Зульфия, Айбек (Узбекистан), М. Ауэзов (Казахстан), К. Кулиев (Кабардино-Балкария), Сулейман Стальский, Г. Цадаса (Дагестан), Ш. Ке-мал, М. Джалиль (Татария), и многие другие.
Утверждению основ новой идеологии и культуры служили не только созданные в 30-е годы единые организации творческой интеллигенции (союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов), но и цензурные органы (Главлит, Главискусство, Главрепертком), осуществлявшие идеологический контроль за деятельностью творческих организаций, проведением выставок, конкурсов, выпуском кинофильмов, репертуаров театров. Этим же целям служили «чистки» библиотек и передача на «спецхранение» научных трудов, художественных и публицистических произведений, не укладывающихся в новую систему ценностей. Сознательное игнорирование этих установлений, как и отклонение художников от партийной линии, вело к разного рода неприятностям — исключению из союза, лишению возможности обнародования произведений (а значит, и материальных благ), прямым репрессиям.
30-е годы связаны с целой серией кампаний по критике и переосмыслению состояния философии, политэкономии, искоренению враждебных взглядов и теорий. Наиболее значимым оказалось переосмысление роли исторической науки и образования как наиболее действенных средств контроля над памятью народа и формирования патриотических чувств. Исторический нигилизм и русофобия, насаждавшиеся в 20-е годы исторической школой М. Н. Покровского, были осуждены. 29 марта 1934-го Политбюро «признало необходимым восстановить с 1 сентября 1934 г. исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах, а затем в Томском, Казанском, Ростовском и Саратовском». С открытием исторических факультетов в университетах началась кампания по пересмотру отношения к истории страны, восстанавливалась преемственность в развитии истории Российской империи и СССР. Были «реабилитированы» и стали отмечаться события и связанные с ними имена, способствующие укреплению мощи государства и его прогрессу: князья и цари, военачальники, деятели науки и культуры, упоминавшиеся ранее исключительно как эксплуататоры и их прислужники. В контекст цивилизаторства и прогресса вписывался советский период истории, неразрывно связываемый с торжеством марксизма-ленинизма, государственным патриотизмом, выдающейся ролью Сталина.
Утверждению таких представлений в массовом сознании служили одобренный в августе 1937 г. специальной правительственной комиссией учебник А. В. Шестакова по истории СССР для начальной школы (большая роль в его создании принадлежит секретарю ЦК по идеологии А. А. Жданову) и «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный по большей части Е. М. Ярославским и П. Н. Поспеловым. Он был
ипервые опубликован в «Правде» в сентябре 1938 г. Автором названий всех глав книги, текста центрального раздела IV главы «О диалектическом и историческом материализме», многочисленных вставок, редакционной правки текста был Сталин. В «Политическом словаре» (1940) говорилось, что весь «Краткий курс» подготовлен «по инициативе и при ближайшем личном участии товарища Сталина», а в книге «Сталин И. В. Краткая биография» (1947) утверждалось, что в 1938 г. в свет вышел «Краткий курс истории ВКП(б)», «написанный товарищем Сталиным и одобренный комиссией Центрального Комитета».
Преподавание общественных дисциплин давало широкие возможности для приобщения к истории страны и пониманию значения революционного опыта последних десятилетий. Однако преподавание дисциплин было слито с пропагандой культа личности, оправданием репрессий, шпиономанией. Так, в учебнике Шестакова сообщалось, что «у врагов народа была программа — восстановить в СССР ярмо капиталистов и помещиков... Шпионы пробираются на заводы и фабрики, в большие города и села. Надо тщательно следить за всеми подозрительными людьми, чтобы выловить фашистских агентов».
§ 5. Конституция «победившего социализма» и борьба с «врагами народа»
К середине 30-х годов в стране произошли существенные экономические, социальные и политические изменения. Ликвидированы были многоукладность экономики, остатки эксплуататорских классов; социально трансформировалось крестьянство, сформировались новая интеллигенция и новый правящий слой. 1 февраля 1935 г. пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой о необходимости внесения «некоторых изменений» в существующую Конституцию. Но в процессе работы выяснилось, что одними уточнениями и поправками текста Основного Закона страны обойтись не удается. В результате к маю 1936-го появился новый целостный его проект.
Прежняя Конституция СССР в юридическом плане состояла из двух частей: Декларации и Договора об образовании Союза ССР. Конституционная комиссия, созданная на VII Всесоюзном съезде Советов 6 февраля 1935 г., практически отошла от договорного характера, свойственного первой союзной Конституции, и встала на путь подготовки принципиально нового документа — единой общегосударственной Конституции, охватывающей все стороны государственной жизни. Предложения 12 подкомиссий и отдельных членов конституционной комиссии в апреле 1936-го были сведены воедино рабочей группой из трех ответственных работников аппарата ЦК — А. А. Стецким, Ь. М. Талем и А. Я. Яковлевым. В результате составлен «черновой набросок Конституции», на основе которого был выработан ее «первона-
чальный проект». Он неоднократно обсуждался и редактировался. Сталин вычеркнул из него ряд предложений (Бухарина и др.), направленных на демократизацию политической системы и расширение прав граждан.
Члены конституционной комиссии предлагали внести существенные изменения в национально-государственное устройство Союза ССР. Помимо упразднения ЗСФСР и перевода Армении, Азербайджана и Грузии в состав союзных республик, предлагалось придать такой же статус Казахстану, Киргизии, Татарии, Башкирии и Бурят-Монгольской республикам, а все автономные области перевести в разряд автономных республик. Характерно, что при этом мнения самих республик и областей, судьба которых решалась, комиссия не запрашивала. И не все предложения вошли в окончательный проект.
Текст проекта Конституции, в основном одобренный в начале июня 1936 г. пленумом ЦК партии и Президиумом ЦИК СССР, 12 июня опубликован для всенародного обсуждения. Оно продолжалось почти полгода. Президиум ЦИК зарегистрировал около 170 тыс. предложений по изменению и дополнению текста, поступивших в конституционную комиссию. Конечно, подавляющее большинство из них не получили отражения в Конституции, но некоторые были все же учтены.
В ноябре, после публичного обсуждения проекта, он подвергся на Чрезвычайном VIII съезде Советов (25 ноября — 5 декабря 1936) дополнительному редактированию. 5 декабря съезд утвердил проект Конституции.
Новый Основной Закон провозглашал победу социализма в стране. Экономической основой государства объявлялась социалистическая собственность, существовавшая в двух формах — государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства закон допускал мелкое индивидуальное хозяйство, основанное на личном труде.
Наиболее существенное отличие новой Конституции СССР заключалось в том, что она, в отличие от прежней, уже не содержал;) «Декларацию об образовании СССР» — самую идеологизированную часть Основного Закона. В ней подчеркивалась исключительность политического строя страны, а ее изолированность объяснялась нескрываемой устремленностью к мировой революции и объединению трудящихся всех стран в мифическую «Мировую Социалистическую Советскую Республику».
Статья 2 новой Конституции декларировала: «Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоеваний диктатуры пролетариата». При этом вместо всесоюзных, республиканских и областных съездов Советов закреплялась система, включавшая районные, городские, республиканские Советы. Вершиной пирамиды государственной власти становился Верховный Совет
СССР, образованный вместо прежнего ЦИК, как высший орган власти в СССР, избираемый всеобщим прямым и тайным голосованием и состоящий из двух равноправных палат.
Одна из палат, Совет Союза, избиралась по округам при норме: один депутат на 300 тыс. жителей. Другая — Совет Национальностей — по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области, I депутат от каждого национального округа. (На практике выборы проводились на безальтернативной основе: в бюллетени для голосования вносился лишь один кандидат «блока коммунистов и беспартийных», утверждавшийся в соответствующих партийных инстанциях.)
Впервые в Конституции законодательно определялись место и роль Компартии в политической системе. ВКП(б) объявлялась «передовым отрядом трудящихся», представляющим собой «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Статья 126, содержащая эту запись, в действительности понималась как конституционное закрепление руководящего положения, монополии партии на политическую власть. Партийным комитетам учреждений, предприятий, МТС и колхозов, как следовало из Устава ВКП(б), принятого на ее первом съезде после вступления в силу новой Конституции, предоставлялось право контроля за деятельностью администрации.
Реальная власть в стране фактически сосредоточилась в руках узкой группы лиц, входящих в Политбюро ЦК. А всю управленческую систему государственных и общественных организаций полностью контролировал ЦК ВКП(б). В аппарате ЦК действовало Управление кадров, в котором было 45 отделов по всем отраслям государственной, хозяйственной и общественно-политической жизни. Оно не только формировало руководство, назначая высших руководителей (эвфемизмами назначения были рекомендации избрать или утвердить имярек в должности), но и осуществляло повседневный контроль за номенклатурными работниками.
В статье 126 Конституции фактически определялась структура политической системы общества, перечислялись все ее элементы. Помимо ВКП(б) назывались «профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества». Обращает на себя внимание отсутствие в этом, имеющем исчерпывающий характер, перечне общественно-политических организаций. Это значило, что только названные элементы системы рассматривались как законные. Иные организации, партии или движения, которые могли возникнуть, должны были рассматриваться как неформальные, незаконные.
В новой Конституции, по сравнению с предыдущей, усиливалась централизация экономической и политической жизни. Возросло число объединенных народных комиссариатов в Центре, особенно предназначенных для руководства экономикой. Основной Закон содержал перечень союзных, союзно-республиканских и республиканских наркоматов. К первым относились наркоматы: обороны, иностранных дел; внешней торговли, путей сообщения; связи; водного транспорта; тяжелой промышленности, оборонной промышленности. Ко вторым — наркоматы пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих колхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения. Ряд отраслей государственного управления находился только в ведении союзных республик: просвещение, местная промышленность; коммунальное хозяйство, социальное обеспечение.
Конституция декларировала широкий круг гражданских и личных прав, включая право на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости, а также — в случае болезни и потери трудоспособности. Непреложными законами объявлялись равноправие всех граждан независимо от их национальности и расы во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, а также равноправие мужчин и женщин.
Однако принцип равноправия граждан во многом остался лишь на бумаге. Например, он не действовал в отношении представителей наций и национальных меньшинств, народов, создавших свою национальную государственность и не имеющих таковой. Не был доведен до конца этот принцип и в вопросе о правовом равенстве городского и сельского населения. Большинство сельских жителей, в отличие от горожан, не имели паспортов и были фактически прикреплены к колхозам; на них не распространялись пенсионное законодательство и другие социальные гарантии.
Конституция впервые говорила о неприкосновенности личности, жилища и охране тайны переписки (ст. 127, 128). Это должно было гарантироваться тем, что аресты, обыски, выемки корреспонденции могли производиться лишь с санкции прокурора или по решению суда. Однако эти гарантии повсеместно нарушались при массовых репрессиях.
Новая Конституция отразила ужесточение позиции государства в отношении Церкви, произошедшее в конце 20-х годов в связи с коллективизацией и переходом к массовым репрессиям тех, кто был отнесен к категории классово-враждебных. В эту категорию включались священнослужители и верующие. В директиве, разосланной на места в начале 1929 г. за подписью Л. М. Кагановича, подчеркивалось, что религиозные организации являются единственно легально существующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы.' В Конституциях РСФСР 1918 и 1925 гг., где в целях обеспечения сво-
боды совести провозглашалось отделение Церкви от государства и школы от Церкви, говорилось, что «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Однако в 1929 г. по предложению комиссии под руководством Е. М. Ярославского была внесена следующая поправка: «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В такой редакции о свободе совести говорилось и в новой Конституции СССР. Статья 124 закрепляла явное неравноправие между верующими и неверующими. За первыми уже не признавалось право вести религиозную пропаганду, им гарантировалась лишь свобода отправления религиозных культов. Вторые же имели по закону право вести антирелигиозную пропаганду.
Конституция 1936 г. провозглашала отмену ограничений демократии, свойственных переходному периоду. Устанавливались всеобщие прямые (вместо многоступенчатых), равные (вместо пропорциональных), тайные (вместо открытых) выборы в Советы всех уровней. Было отменено исключение из политической жизни каких-либо категорий населения, кроме осужденных судом и умалишенных. Лишение избирательных прав резко расширилось в период «великого перелома». Во время избирательной кампании 1928-1929 гг. в СССР в списки лишенцев были внесены 3,7 млн человек, или 4,9% взрослого населения (4,1% жителей сельской местности и 8,5 — горожан). В 1930 г. категория лишенцев пополнилась бывшими «нэпманами». Теперь в ней значились «бывшие»: землевладельцы, торговцы, кулаки, дворяне, полицейские, царские чиновники, владельцы частных предприятий, члены оппозиционных политических партий, белые офицеры, а также служители культа, монахи. В 1932 г. «лишенцы» вместе с семьями насчитывали 7 млн человек не имеющих прав — избирательных, на жилье, медицинское обслуживание и даже продуктовые карточки.
На основе новой Конституции СССР были разработаны и приняты конституции союзных республик, в частности — РСФСР (21 января 1937). Она закрепила новые системы органов власти, управления и иыборов; изменившееся административно-территориальное деление, вызванное резко усилившейся централизацией управления при переходе к форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.
В 1929 г. трехзвенная система административно-территориального деления страны: область (край), округ, район — была признана неэффективной, поскольку центральный партийно-государственный аппарат оставался слишком далеким от управления местными партийными организациями и Советами. XVI партийная конференция (апрель 1929) сочла округ излишним звеном в территориальной системе, о чем ЦИК и СНК СССР в июле 1930 г. приняли соответствующее постановление. Переход к двухзвенной системе повысил роль районного аппарата и способствовал превращению районов в опорные пункты ЦК
ВКП(б). Обнаружившаяся при этом чрезмерная громоздкость областей и краев, насчитывавших десятки и сотни районов, была преодолена путем разукрупнения. В результате во всех республиках СССР общее количество районов увеличилось с 2443 в 1934-м до 3463 в 1938 г., а число краев и областей на протяжении 30-х годов увеличилось в 2,5 раза.
Ликвидация не коснулась национальных округов. Напротив, их число увеличилось за счет созданного в 1929 г. Ненецкого национального округа в Архангельской области. В 1930 г. появились сразу несколько новых национальных округов: Витимо-Олекминский (Читинская обл.), Корякский (Камчатская); Остяко-Вогульский (с 1940 г. Ханты-Мансийский — в Тюменской обл.), Таймырский (Красноярский край); Чукотский (Магаданская обл.); Эвенкийский (Красноярский край), Ямало-Ненецкий (Тюменская обл.). В 1934 г. возник Аргаяш-ский национальный округ в Читинской области. В 1937 г. образованы Агинский бурятский, Усть-Ордынский бурятский и Карельский (Калининская обл.) национальные округа. В начале 30-х годов значительно выросло число национальных районов и сельсоветов. На территории Советской Украины к июню 1935-го функционировали 28 национальных районов (в том числе 9 русских, 8 немецких, 3 болгарских, 1 польский) и 1076 национальных сельсоветов. На территории СССР насчитывалось 250 (на январь 1933) и 240 (на июль 1934) национальных районов, а также 5300 (по данным на 1933—1934) национальных сельсоветов. К категории национальных отнесены каждый десятый район и восьмой-девятый сельсовет в стране.
В РСФСР к началу 1931 г. насчитывалось 14 краев и областей, И автономных республик, 14 автономных областей, 2085 районов. К принятию новой Конституции СССР ее состав существенно изменился. В автономные республики были преобразованы Кара-Калпакская (1932), Мордовская (1934) и Удмуртская (1934) автономные области. В 1934 г. образованы Чечено-Ингушская и Еврейская автономные области. 5 декабря 1936-го созданы Коми, Марийская, Северо-Осетин-ская, Кабардино-Балкарская и Чечено-Ингушская автономные республики. В то же время Казахская и Киргизская АССР выделились из состава России и на правах союзных республик вошли в Союз ССР.
В новой Конституции СССР и разработанных на ее основе конституциях союзных республик ничего не говорилось о нижних этажах советской федерации (национальные районы и сельсоветы), что, как вскоре оказалось, означало переход к политике, направленной на их ликвидацию и свертывание работы с национальными меньшинствами. В 1937 г. РСФСР состояла из 5 краев, 19 областей, 17 автономных республик, 6 автономных областей, 10 автономных округов. Накануне Отечественной войны, 31 марта 1940-го Карельская АССР преобразована в Карело-Финскую ССР, также выведенную из состава РСФСР. Создание автономных образований обеспечивало наиболее полное выявление возможностей экономического, политического и культур-
ного развития каждой национальности, наиболее благоприятные условия для подготовки национальных кадров.
Система органов власти и управления в союзных республиках строилась по аналогии с центральными. Конституции союзных республик должны были соответствовать Основному Закону СССР. В случае расхождения союзного и республиканского вариантов действовал союзный закон.
Выборы в новые органы власти, в соответствии с новыми конституциями, проходили в 1937 и 1938 гг. в праздничной обстановке. Однако «триумф демократии» уживался с массовыми репрессиями. Они назывались «ежовщиной» — по имени назначенного в сентябре 1936 г. наркомом внутренних дел СССР Н. И. Ежова, который сменил обвиненного в заговоре Г. Г. Ягоду (возглавлял Наркомат с июля 1934).
Идеологическая кампания, связанная с принятием новой Конституции СССР и проведением на ее основе первых выборов, стала своеобразной ширмой, скрывавшей до предела обострившуюся к этому времени борьбу с инакомыслием в партии и стране в целом. Истоки ее следует искать в стремлении И. В. Сталина и его окружения предотвратить возникновение новых оппозиционных групп (и объединения их со старыми) в условиях проведения в жизнь дерзостных, порой авантюристических планов перестройки страны. Конфронтация в начале коллективизации с основной массой крестьянства также заставляла обратиться к испытанному ранее оружию — «красному террору» против «классовых врагов». Оправданием решительных мер служила необходимость быть во всеоружии перед угрозой со стороны гитлеровской Германии.
Громкое убийство С. М. Кирова было использовано для начала реализации идеи о необходимости физического устранения всех действительных и вероятных противников Сталина, способных стать организаторами и потенциалом, как стали говорить позднее, «пятой колонны», действующей в случае войны на стороне вражеской армии и подрывающей тылы. Официальным стал тезис, что «враги народа» проникли всюду — во все партийные, советские, хозяйственные органы, в руководство Красной Армии. Обстановка в стране стала все в большей мере соответствовать ситуации, нарисованной в 1938 г. Ь. Ромашовым в пьесе «Родной дом»: «Мы живем в нашем большом советском доме, работаем, увлекаемся, веселимся. А какие-то личности бродят вокруг нашего дома и норовят его взорвать». Кампания по выявлению и очищению страны от «врагов» в 1935-1938 гг. сопровождалась многочисленными судебными процессами.
Первыми из наиболее громких был процесс по делам «ленинградской контрреволюционной зиновьевской группы Г. И. Сафарова, 11. А. Залуцкого и других» (январь 1935) и «московской контрреволюционной организации — группы "рабочей оппозиции"» (март—апрель 1935, главные обвиняемые А. Г. Шляпников, С. П. Медведев).
В самом начале 1935 г. возникло так называемое «кремлевское дело», в результате которого был снят с поста секретаря ЦИК СССР А. С. Енукидзе, являвшийся ко всему прочему крестным отцом жены Сталина Н. С. Аллилуевой. Как отмечалось в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) «Об аппарате ЦИК СССР и тов. Енукидзе» от 3 апреля 1935 г., действительные мотивы его перемещения «на меньшую работу» не могли быть объявлены официально в печати, «поскольку их опубликование могло дискредитировать высший орган Советской масти». Современные историки считают это дело, в отличие от многих других, не вымыслом, а в значительной степени отражением реальных событий и фактов (см.: Жуков Ю. Н. Иной Сталин. М., 2003).
Благодаря своеобразным личным качествам закоренелого холостяка Енукидзе, в аппарат ЦИК (секретариат ЦИК, комендатура Кремля, Правительственная библиотека, Оружейная палата) «сотрудники и сотрудницы принимались не по деловым признакам, а по знакомству, личным связям и нередко по готовности принимавшейся сотрудницы сожительствовать с тем или иным из ответственных работников секретариата ЦИК». В результате, как отмечается в цитируемом документе, аппарат оказался «крайне засоренным чуждыми и враждебными советскому государству элементами». В частности, работниками правительственной библиотеки оказались Н. А. Розенфельд, урожденная княжна Бебутова, бывшая жена брата Л. Б. Каменева; бывшие дворянки Н. И. Бураго, 3. И. Давыдова, Е. К. Муханова, Е. Ю. Раевская и др.