Куликовская битва 12 страница
преступлении, следует просто соответствующим образом провести
дознание.
Л Е К Ц И Я 17
Сегодня у нас пойдет разговор о Смутном времени, т.е. о
периоде русской истории, который явился прямым следствием
царствования царя Ивана. Не буду останавливаться на царствова-
нии Федора Иоанновича - это было некое затишье перед бурей,
передышка, когда казалось, что процессы, которые вели к разру-
шению царства, как будто утихли, но это была, видимо, обманчи-
вая картина, и несмотря на действительно на достаточно тихий и
спокойный период с 1584 по 1598 год, процессы, которые должны
были привести к кризису, набирали силу, хотя внешне были, мо-
жет быть, и не очень заметными.
Прежде чем перейти к изложению последовательности собы-
тий, я хочу сказать несколько слов о значении этого периода, о
том, что для нас представляет собой история этого времени. На-
до сказать, редко какой период русской истории столь насыщен
событиями. Период этот невероятно динамичен, в сравнительно
короткое время происходит масса невероятных событий, и уже по-
этому это время резко выделяется из остальных, достаточно рав-
номерно текущих своей чередой изменений. Во-вторых, мы имеем
чрезвычайно богатый выбор источников по истории русского Смут-
ного времени: хронографы, записки иностранцев, труды участни-
ков событий или их очевидцев, наблюдателей. Третье, может быть
самое важное, значение этого периода - то, что это время судь-
боносное. Подумать только: кризис государства, смертельная
опасность для народа, для нации и ее будущего. Нам важно по-
нять, как происходит этот кризис и как происходит выход из
этого кризиса. Отсюда логический вывод: в наше время хорошо бы
представлять себе то, что имело место много лет назад. Я не
склонен проводить прямые параллели между Смутой начала 17 века
и нашим временем. Думаю, что их и быть не должно - слишком
много всего изменилось. Но тем не менее я думаю, что история
Смуты дает немало пищи для размышлений, и мы, вероятно, сможем
лучше разобраться в смысле происходящих событий, постигнуть их
ход и сущность, если вооружимся знаниями отом, что было в на-
чала 17 столетия.
Итак, причины Смуты.
Если Соловьев видел причину Смуты в борьбе старых дружин-
ных порядков и новых порядков - государствнных, а второй при-
чиной указывал разрушающую роль казачества, я думаю, что это
интересно с точки зрения историографии вопроса. Костомаров,
которого у нас сейчас очень любят читать, просто говорил о
том, что Смута носила случайный характер и во всем виновато
влияние Польши, иезуиты, католичество и т.д. Приблизительно
так этот вопрос формулировали остальные русские историки до
Платонова. Платонов впервые совершенно четко связал Смуту с
царствованием царя Ивана и показал, что причинами ее были сле-
дующие факторы:
1. Прекращение династии.
2. Резкий упадок хозяйства страны. Если сравнивать цифры,
говорящие о вывозе товаров в начале царствования царя Ивана и
в начале царствования его сына Федора Иоанновича, то мы увидим
падение в несколько раз вывоза русских товаров за рубеж, т.е.
страшный упадок торговли. А раз так, то, следовательно, и кри-
зис финансовый. Если к этому добавить последствия Ливонской
войны, чумы, крымского набега и опричнины, то станет очевид-
ным, что все это залечить за 10-14 лет было невозможно.
3. Бесспорная утрата авторитета власти. Те методы, кото-
рые использовал царь Иван, приводили к тому, что люди, которые
так или иначе должны были контактировать с самодержавным ца-
рем, не уважали, а боялись его. Основным началом их поведения
было желание выжить любыми способами. Следовательно, ни о ка-
кой объединяющей идее - монархической, религиозной, националь-
ной - речь у этих людей не шла, т.е. фактически создавалась
причина для возникновения определенного нигилизма в отношении
источника власти, ее носителя. И это чрезвычайно важно, потому
что вся Смута - это беспринципная, подлая, наглая борьба за
власть отдельных лиц, группировок, которые руководствовались
только своими личными целями.
Когда говорят о том, что причина Смуты достаточно случай-
на, я думаю, что эти люди ошибаются, потому что те причины,
которые мы сейчас выяснили, достаточно очевидны. Другая точка
зрения - о том, что анархическое начало искони свойственно
русскому народу, - не выдерживает вообще никакой критики, по-
тому что мы, наблюдая весь ход русской истории, видим, что
русские люди, осознанно или неосознанно, но всегда стремились
сохранять государственность, несмотря ни на что. И если
все-таки наступал кризис, то всегда находились здоровые силы,
которые в конечном итоге восстанавливали государственность в
стране. Жить иначе мы не можем. Если будет утрачена госу-
дарственность, мы погибнем как народ, и это было понятно уже и
тогда.
Итак, что же произошло непосредственно в годы, предшест-
вовавшие Смуте? Правление царя Федора Иоанновича ознаменова-
лось только двумя событиями, которые заслуживают серьезного
рассмотрения. Одно всем известно - смерть царевича Дмитрия в
Угличе, а другое - это правление Бориса Годунова.
Борис Годунов, достигший высших должностей при царе Ива-
не, опричник, о котором ничего нельзя сказать отрицательного.
Он был опричником по положению и, видимо, у него хватило ума,
чтобы не замазаться во всей этой гнусности. Фактически он стал
правителем государства при царе Федоре, и тут ничего странного
нет, потому что налицо были два момента: его родная сестра бы-
ла женой царя Федора, царицей, а во-вторых, он уже стоял на
вершине власти при царе Иване. Первоначально он управлял
вместе с Никитой Романовичем Захарьиным, но когда тот в 1585
г. умер, то до смерти царя Федора он фактически является пра-
вителем нашей страны, поскольку царь Федор только царствовал,
но совершенно не вникал в дела управления.
Управлял Борис чрезвычайно разумно, очень практично, и в
этот период действительно можно говорить о каких-то мирных
спокойных процессах. А вместе с тем Борис, бесспорно, забо-
тился о престиже страны, о престиже Церкви, потому что именно
в этот период, в 1589 г., у нас Церковь начинает возглавлять
патриарх. Все переговоры с восточными патриархами по этому
вопросу велись непосредственно Борисом или людьми, которых
назначал он, и здесь он проявил поразительные дипломатические
способности.
Теперь - Угличское дело. Довольно быстро после смерти ца-
ря Ивана его седьмая супруга вместе с сыном, царевичем Дмитри-
ем, и своими братьями были отправлены в Углич в ссылку. Ссылка
- это не обязательно заключение и не обязательно Сибирь. Углич
был, с одной стороны, захолустье, а с другой стороны, захо-
лустье не очень далекое. Для того чтобы там все было в поряд-
ке, за ссыльными присматривал дьякон Битяговский и несколько
его помощников, и все это продолжалось совершенно спокойно, но
15 мая 1591 г. царевича Дмитрия нашли во дворе терема, где он
жил вместе с матерью, с перерезанным горлом.
Думаю, что все здесь присутствующие читали Пушкина и зна-
ют, что царевича Дмитрия убили по приказу Бориса Годунова.
Пушкин написал своего "Бориса", следуя изложению Карамзина, а
Карамзин живописал гнусности Бориса, и тот действительно в его
истории предстает этаким романтическим злодеем шекспировского
толка. Пушкин это еще более романтизировал. Ну а потом после-
довали Мусоргский, Шаляпин, и дело было сделано уже на века.
Надо сказать, что Бориса Годунова считали убийцей или по
крайней мере организатором убийства Соловьев, Ключевский,
Костомаров, Карамзин - короче говоря, все наши авторитеты. Но
самое интересное - то, что источники, которые являются причи-
ной такого взгляда, все возникли спустя примерно 15 лет после
гибели царевича. Они сбивчивы, в деталях противоречат друг
другу, все написаны задним числом и излагают события буквально
следующим образом (я коротко их изложу, чтобы у вас было
представление). Царь Борис хотел в 1591 г. извести царевича и
сначала подсылал людей с ядом, но не получилось. Тогда был от-
правлен тот самый Битяговский со своим сыном и племянником Ни-
китой Качаловым, была подговорена мамка, которая ходила за ца-
ревичем. И вот в роковой день 15 мая в 12 часов дня, в яркий
солнечный день, на крыльцо терема забираются убийцы, ждут,
когда царевич спустится вниз поиграть. Он спускается, и один
из убийц спрашивает: "А что это у тебя, царевич, на шее? Ста-
рое ожерельице или новое?" Тот отвечает что-то, подымая шею, и
тогда ему наносят удар по горлу, причем удар плохой, неверной
рукой, гортань захвачена не сразу, надо дорезать царевича.
Мамка начинает кричать, но почему-то ее собственный сын тоже
помогает убийцам. Короче говоря, они убиты, пономарь бьет в
набат, сбегается народ, выбегает царица, Мария Нагая, кричит:
"Убили!". Разрывают на части Битяговского, который прибежал
тоже на это дело, разрывают на части убийц.
Этот рассказ в разных вариантах начинает гулять, начиная
приблизительно с 1606 года, по бесконечному количеству русских
рукописных сборников, рукописных текстов, хронографов и т.д. А
почему он не гуляет сразу, в 1591 году? Тут сразу возникает
вопрос: Борис Годунов был неполноценным психически человеком?
Кому еще в голову придет устроить политическое убийство таким
вот образом: в 12 часов дня, при огромном количестве свидете-
лей, абсолютно не подготовленными убийцами? Можно подумать,
что Борис был человек совершенно случайный, не прошедший школу
жизни при Иване Грозном, да и вообще был не знаком с азами по-
литической деятельности. В это мы с вами никогда не поверим.
При Иване Грозном он насмотрелся на столько убийств, тайных и
явных, на столько отравлений всех видов, что, думаю, если бы
он пожелал что-либо подобное совершить, то царевич захворал бы
и спокойно помер без всяких вопросов и проблем. Вообще люди
того времени были закалены и умели решать подобные проблемы,
когда хотели.
Значит, уже этот, такой нелепый, ход событий говорит уже
против того, что излагается в этих бесконечных текстах. Либо
Борис дурак, либо он умный. Если дурак, то да, так получилось;
но он умный, значит, так получиться не могло.
Как мы знаем, весть о смерти царевича достигла Москвы че-
рез два дня, и сразу в туда была направлена следственная ко-
миссияво главе с Василием Шуйским, о котором мы с вами еще бу-
дем говорить. Комиссия расследовала обстоятельства смерти и
буквально записала следующее: что царевич, играя в свайку (ва-
риант игры в ножички), неожиданно задергался в припадке эпи-
лепсии, которой он был подвержен, и ножом, который был зажат у
него в руке, нечаянно ударил себя по снной артерии. Спасти в
таких случаях нельзя.
Это не самоубийство, это трагический случай. И комиссия
пришла к выводу, что Нагие напрасно возвели обвинение на
царских приставов, что Битяговский действительно был разорван
толпой по наущению Нагих, что действительно были убиты и его
сын Данила, и Никита Качалов, что действительно были подброше-
ны следствию ножи, вымазанные кровью (потом выяснилось, что
ножи мазали кровью на бойне). Короче говоря, было принято во
внимание, что следствие пытались ввести в заблуждение, что
имело место подстрекательство народа к бунту. Царица Мария На-
гая была тут же отправлена в далекий монастырь и пострижена в
монахини; братья ее были разосланы подальше, а часть угличан,
которые были уличены в преступлениях и убийствах, казнены.
Следственное дело это напечатано, и его можно прочитать в
том виде, в каком оно сохранилось. Платонов, разбирая обе
версии, анализируя текст беспристрастно, пришел к выводу, что
уж если выбирать то, что ближе к истине, то, пожалуй, резуль-
таты следствия Василия Шуйского. Конечно, он не вызывает ника-
ких симпатий и верить такому человеку не приходится, но Плато-
нов пишет, что в следственном деле так много наивных и естест-
венных подробностей, которые нельзя придумать. И потом,
действительно, в припадке эпилепсии подобные вещи возможны. И
действительно, нужно все время помнить, что сказания, обвиняю-
щие Бориса, появляются только спустя 15 лет после самого собы-
тия.
Это событие сыграло колоссальную роль, но в то время оно
прошло достаточно незамеченным, потому что вскоре даже место
погребения царевича Дмитрия стали забывать. И когда его остан-
ки в связи с канонизацией надо было перенести в Москву, в Ар-
хангельский собор, то могилу пришлось отыскивать.
Царь Федор в 1598 г. умер; с его смертью пресеклась ди-
настия Даниловичей, как иногда называли московских князей, и,
естественно, встал вопрос: кому наследовать московский престол?
Москва сразу автоматически присягнула царице Ирине, но
она отказалась царствовать и ушла в Новодевичий монастырь, где
приняла постриг. Попытка бояр организовать присягу боярскому
правительству, так сказать, демократическому, у Церкви успеха
не имела, и тогда встал вопрос о Борисе Годунове, поскольку он
был действительно правителем Москвы.
Борис отказался, и тогда временно, в течение 40 дней, по-
ка не прошли сороковины по царю Федору, правил патриарх Иов с
боярской думой, а потом был собран чрезвычайно представитель-
ный земский собор (около 500 челловек на нем присутствовало),
где было решено предложить трон Борису.
Борис несколько раз отказывался, но инициативой патриарха
был склонен к согласию. С 1598 по 1605 год правил Борис Году-
нов.
Борис вел разумную внутреннюю и внешнюю политику. Он
стремился увеличить объем торговли, не стремился ни с кем осо-
бенно воевать, пытался укрепить сельское хозяйство. Но ему ка-
тастрофически не везло. В 1601 г. начинается трехлетний голод
в стране, который унес десятки тысяч жизней. Для того чтобы
понять, как действовал Борис в этих, прямо скажем, тяжелейших,
условиях, нужно помнить, что, во-первых, он организовал камен-
ное строительство в эти годы по всей стране. Каменное строи-
тельство всегда хорошо оплачивается, люди могли заработать ка-
кие-то деньги. Второе: когда цены на хлеб взвинтились так, что
его стало невозможно покупать, Борис не только открыл царские
житницы и организовал выдачу хлеба, не только организовал по-
купку хлеба там, где цены были относительно низки, и перевозку
этого хлеба в районы наиболее страдающие, но по его просьбе на
хлебный рынок была выброшена часть запасов Троице-Сергиева мо-
настыря. У хлеботорговцев было совершенно четкое представление
о том, что запасы эти были буквально неисчерпаемы. И вот
представьте себе, что этот богатейший монастырь выбрасывает
часть своего хлеба на рынок по чрезвычайно низким ценам. Имеет
место демпинг, как выражаются экономисты. Другие торгаши вы-
нуждены цены снижать. Такую операцию Борис проделал несколько
раз. Он боролся с голодом всеми доступными мерами, в том числе
экономическими.
Урожай 1604 г. голод прекратил, но, может быть, эта голо-
довка была последней каплей, напряжение достигло таких преде-
лов, которых государство выдержать не могло. И вот приблизи-
тельно в начале 1605 г. начинаются слухи о Самозванце, причем
первые отдаленные слушки прошли еще раньше. О том, что где-то
на западе, ближе к Польше, появился царевич Дмитрий.
Борис умирает в апреле 1605 года, уже зная о Самозванце.
Умирает скоропостижно: во время застоль у него пошла горлом
кровь, и через несколько часов он умер, успев принять мона-
шество. Трон был завещан его сыну, царевичу Федору, но если
Борис умел держать бразды правления крепкой рукой, то царевич,
видимо, очень хороший молодой человек, был явно не подготовлен
действовать резко, энергично и не имел никакого авторитета.
В это время Самозванец уже двинулся из северских городов
к Москве, и когда стало ясно, что скоро он войдет в город, в
Кремль приехали его сторонники-бояре, которые совершенно отк-
ровенно, вульгарно, не таясь, убили Федора Борисовича и его
мать просто в Кремле. Убийство было абсолютно явным и очевид-
ным, поскольку никто не скрывался. Ксению не убили, ее ждала
другая ужасная судьба.
И вот в мае в Москву является Самозванец. До сих пор
иногда решают вопрос, был ли он тем Гришкой Отрепьевым, о ко-
тором все знают. Вероятнее всего, да. Может быть, он действи-
тельно Гришка Отрепьев. Тогда действительно, может быть, он
успел побывать в Чудовом монастыре, но монахом он не был. Он
появляется в Москве как Дмитрий Иванович, провозглашается ца-
рем. Ему присягает Москва. Казалось бы, есть царь законный,
есть законное правительство, но в этот момент сразу же тво-
рится следующее беззаконие: патриарх Иов изгнан. На его место
сажают грека Игнатия, совершенно беспринципную личность, кото-
рый угоден новому московскому царю.
Затем царь должен платить по счетам. Ведь его экспедиция
снаряжалась на польские деньги, и ему нужно выполнять условия
договора. Ему нужно вести соответствующую политику в отношении
Польши, и он обязан заключить брак с Мариной Мнишек, знамени-
той авантюристкой, которая якобы пленила его сердце, пока он
еще находился в Сандомире в гостях у воеводы пана Мнишека.
Пока Марина едет, надо утрясти, как они будут венчаться -
по-католически или по-православному. Видимо, Дмитрий достаточ-
но индифферентен и к католицизму, и к православию, но в Москве
лучше в то время о католицизме не говорить откровенно, а поля-
ки, естественно, не собираются перекрещивать Марину в пра-
вославие, и тут надо как-то все соблюсти. Он пытается управ-
лять страной, но это сложно, потому что уже идет слух о том,
что он самозванец. Источником этого слуха был человек, кото-
рый, конечно, наиболее точно знал, кто такой Дмитрий, или уж
во всяком случае знал, где настоящий царевич Дмитрий. Василий
Шуйский, избавившись от Бориса, понял, что лже-Дмитрий уже
сделал свое дело и надо от него избавляться. Поэтому слух на-
чинает быстро распространяться, но Самозванец показывает, что
он тоже парень не дурак, губа не дура: Василий Шуйский схва-
чен, уличен, осужден, приговорен, стоит на эшафоте в рубахе
простой. Кланяется народу, говорит, что терпит безвинно, поги-
бает за московский народ. Но тут Самозванец делает роковую
ошибку - он его милует, и Василий Шуйский отделывается ссылкой.
Таким образом, Самозванец уже приготовил себе судьбе, по-
тому что такие люди, как Шуйский, да еще в те годы, умели
использовать промахи своих противников на сто процентов.
Итак, приезжает в Москву посольство с Мариной Мнишек -
ровно через год после того, как воцаряется Дмитрий (опять май,
но уже 1606 года). Ксению Годунову, которая весь этот год была
наложницей лже-Дмитрия, отправляют на север, в женский мо-
настырь - хватит, теперь надо соблюдать приличия. Ну а раз
свадебные торжества, то польская свита и амнистия госу-
дарственным преступникам. Мы хорошо знаем, что это такое.
Государственный преступник Василий Шуйский тут же возвращается
в Москву. Идут свадебные торжества, поляки пьянствуют, задира-
ют нос, оскорбляют москвичей, москвичи терпеть не могут поля-
ков-католиков. Напряжение нарастает, и вот чуть ли не через
неделю после свадьбы, пока свадебные торжества еще продолжа-
ются, ночью в ворота Кремля на белом коне с крестом в руке въ-
езжает Василий Шуйский со товарищи. Подмосковные полки идут за
ним и за князем Голицыным, который вполне, так сказать, соот-
ветствует духу мероприятия. А дальше уже дело техники.
Когда Самозванца будят в его спальне и докладывают о про-
исходящем, он размахивает саблей и кричит: "Я вам не Борис!".
Он действительно не Борис. Поэтому он убит тут же, в каких-то
теремных переходах, а Марина, выскочив из кровати, прячется
под юбками своих фрейлин. Ее не убили, а отправили в Ярославль.
Труп Самозванца выброшен на площадь, как сравнительно не-
давно было выброшено и тело Бориса Годунова. Потом его где-то
в районе современных Сокольников закапывают у какой-то церков-
ной ограды. Потом выясняется, что место-де нечистое и там яв-
ляются какие-то призраки, поэтому его срочно выкапывают, сжи-
гают, а пепел пушкой развеивают по воздуху. Коротко и ясно.
Надо сказать, что подобные методы по-своему даже симпатичны.
Казалось бы, первая часть Смуты кончилась. Борьба за
власть между группировками бояр, интриговавших против Бориса,
а потом против лже-Дмитрия, кончилась. Но земский собор соб-
рать в этих условиях еще нельзя. Да Василию Шуйскому и не ну-
жен земский собор, потому что земцы вполне были согласны с
кандидатурой Бориса Годунова, а Василий Шуйский не пользовался
авторитетом, несмотря на свое происхождение (он Рюрикович).
Поэтому организуются массовые, так сказать, выкрикивания из
толпы, и буквально на Красной площади вопят: "Хотим царя Васи-
лия!"
И Василий становится царем. Он избран на митинге, сугубо
демократическим способом, но совершенно очевидно, что автори-
тета у нового московского царя не много. И действительно,
последующие четыре года показывают, что этот царь царствует
номинально, а уж править вообще не может. Правда, он сразу де-
лает вполне естественный шаг: патриарх Игнатий, ставленник
лже-Дмитрия, тут же убран, и патриархом становится Гермоген,
который сыграет такую великую роль во всех этих событиях.
Казалось бы, Шуйский добрался до власти. Но этого мало -
надо еще уметь этой властью пользоваться. Вот тут он сделать
ничего не может. Некто Молчанов, один из пособников убитого
Самозванца, бежит в Польшу и уже по дороге, видимо, обдумывает
вопрос: как по-новому раскрутить этот традиционный ход? Сам
он, правда, самозванцем быть не хочет и ищет кандидатуру, ко-
торая на это согласилась бы. Занятие это довольно опасное, и
Молчанов понимает, что жизнь все-таки дороже. Но уж больно
здорово получилось в первый раз, почему бы не попробовать и во
второй? Находится какая-то малопонятная личность, чье имя не-
известно. И опять: польская граница, северские города, Пу-
тивль, воевода Шаховской, который готов на что угодно, лишь бы
принести вред царю Василию, плюс знаменитый Болотников.
Болотников был слугой или холопом князя Телятьевского. Он
воевал с татарами, попал в плен, попал в Турцию, греб на гале-
рах его величества султана, каким-то образом бежал с этих га-
лер, попал в Италию, в Венецию, оттуда стал перебираться об-
ратно поближе к родине, но тут уже не испытывал судьбу на мо-
ре, а добирался посуху, потому ему пришлось переезжать Польшу.
Там он попался на глаза Молчанову, и тот его переслал к Ша-
ховскому.
Болотников не изображал из себя самозванца - он просто
устроил бунт. И вот получается такая вещь: с одной стороны к
Москве идут бунтовщики Болотникова ("крестьянская война под
предводительством Ивана Болотникова" - так этот базар формули-
ровался в учебниках истории СССР), с запада начинает двигаться
какая-то новая сила под названием "Самозванец" со спасшимся в
очередной раз чудесным образом царевичем. А в Рязани поднима-
ется дворянство во главе с Прокопием Ляпуновым, которое очень
недовольно политикой царя Василия, потому что власти нет, по-
рядка нет, государственность падает, страну раздирают на части
все кому не лень. А дворянство, служилое сословие, порядка хо-
чет: оно привыкло к порядку, поддерживало всегда порядок, поэ-
тому оно - наиболее заинтересованная в нем часть населения.
К Коломенскому подходят Болотников и отряды рязанцев во
главе с Прокопием Ляпуновым, на какое-то время между ними име-
ет место альянс, но уже под Коломенским Ляпунов и его дворяне
понимают, что лучше с Василием, чем с Болотниковым, потому что
последний жаждет только одного: экспроприации экспроприаторов.
То есть впереди только грабеж, только насилие - и больше ниче-
го.
В таких случаях надо выбирать из двух зол меньшее, и Ля-
пунов переходит на сторону правительственных войск. Болотников
благодаря этому разбит, бежит в Калугу, в Тулу, где его хвата-
ют, и, кажется, в Каргополе ... (?).
Кажется, можно вздохнуть свободно. Но тут уже возникает
Самозванец-2. Мы не знаем его имени, но знаем прозвище - "ту-
шинский вор". "Воровать" на русском языке 17 века означает
"делать неправду", поэтому воровство есть обман, грабеж,
просто утверждение какой-то неправды, даже на словах, измена,
в том числе государственная. И вот народ называет эту личность
вором, потому что правды там быть, конечно, никакой не может.
Он со своими отрядами казаков (поляки поддерживают его уже со-
вершенно откровенно), которые хотят грабить все что только
можно, подходит к Москве и останавливается в Тушино. Взять
Москву он не может. Москва - это тройной ряд стен: Белый го-
род, Китай- город и Кремль, это не под силу тушинцам. Но может
грабить почти безнаказанно почти все города средней России и
верхнего Поволжья, что они и начинают делать. Отстоять эти го-
рода Василий Шуйский не может, выгнать вора из Тушино - тоже.
И вот начинается противостояние, которое продолжается с
1608 по 1610 год. У Шуйского остается только одна надежда -
пригласить каких-нибудь помощников со стороны бороться с ту-
шинцами. Для этого командируется в Швецию его племянник Михаил
Васильевич Скопин-Шуйский. Ему 22 или 23 года, он блестяще
проводит переговоры, нанимает профессионалов, в Новгороде по-
является небольшое шведское войско, начинается обучение
русских добровольцев. И вот это войско в 1609 г. начинает дви-
гаться из Новгорода в Москву.
Но пока это все происходит, разграблены практически все
наши города - Владимир, Ростов, Суздаль и т.д., везде рыскают
банды казаков, тушинцев, поляков - вообще неизвестно какой
мрази, беглых "деятелей" Болотникова. Никакой власти, каждый
сам за себя, и вообще помощь утопающим - дело рук самих утопа-
ющих.
В 1608 г., осенью, тушинцы начинают осаду Троице-Сергие-
вого монастыря. Они знают о его богатствах, о его казне очень
хорошо. К тому же это близко от Тушино. В монастыре село в
осаду приблизительно 2,5 тысячи человек - несколько сот мона-
хов, крестьяне, бежавшие из окрестных деревень, и те паломни-
ки, которые в этот момент оказались в монастыре. Среди них бы-
ла Ксения Годунова. Постоянно вело осаду монастыря 15 тысяч
человек. Она продолжалась до 1610 года, когда она была снята
подошедшими отрядами Скопина-Шуйского. За время этой осады
практически все, кто находился в монастыре, погибли. Когда
осада была снята, там оставалось 200 с небольшим человек.
У нас на Руси помнят осаду Севастополя, блокаду Порт-Ар-
тура, Ленинградскую блокаду. Но первой такой страшной блокадой
была осада Троице-Сергиевого монастыря. Эта осада, когда при-
ходилось рыть подкопы, отражая подкопы тушинцев, когда прихо-
дилось устраивать вылазки, сражаться на стенах, буквально
сбрасывая все новые лестницы, - эта осада стала как бы знаме-
нем борьбы простых русских людей против всей этой нечисти, ко-
торая обрушилась тогда на Россию. И пример этой обороны значил
чрезвычайно много. Это был как бы якорь, который держал Россию.
Знаменитый келарь Троице-Сергиевого монастыря Авраамий
Палицын написал потом подробнейшую историю этой осады. Там
описываются некоторые периоды прямо по дням, а битвы всегда