Куликовская битва 11 страница

форма, фактически вводится самоуправление территорий, и воп-

росы полиции, суда и финансов должны решаться выборными лицами

на местах. Для того, чтобы орда кормильщиков не чувствовала

себя лишенной средств жизни, собирается устанавливаться специ-

альный налог, который идет в казну, из которой уже выдается

финансовое обеспечение бывшим кормильщикам. То есть задумана

реформа местного самоуправления. Реформа очень любопытная, по-

тому что эта реформа делается очевидно в интересах не бо-

ярства, а дворянства. В это же время начинает расселяться в

Москве первая тысяча по поместьям, первая тысяча новых, так

сказать, служилых людей, которая будет называться дворянами

московскими, вторая тысяча будет расквартирована в других

землях, третья - дальше и т.д.

Сам ли Иван пришел к этой мысли? Вероятнее всего, что это

был результат коллективного, если хотите, творчества, причем

на собор, надо полагать, был предложен к рассмотрению уже под-

готовленный проект. Вскоре после женитьбы и венчания на

царство вокруг царя Ивана образуется своеобразный совет, сво-

еобразная небольшая группа людей, которая впоследствии, по вы-

ражению Андрея Курского, составит так называемую избранную ра-

ду, то есть избранный совет. И там наиболее два значительных

лица - священник Сильвестр и мало родовитый, просто неродови-

тый, дворянин Алексей ... Это молодые сравнительно люди, кото-

рые смотрят на ситуацию видимо совершенно свежими глазами,

иначе себе представляют очень много, а направляет деятельность

избранной рады и самого царя конечно митрополит Макарий. О

роли митрополита Макария в этот период можно говорить очень

много. Мы не видим нигде прямых каких-то вмешательств митропо-

лита Макария в деятельность царя. Но, глядя на то, что

представлял собой царь именно в годы правления митрополита, в

годы его жизни в Москве, мы можем сказать следующее: что вот

эти вот благие и разумные начинания и деяния, которые как раз

приходятся на этот период, можно объяснить только благотворным

влиянием митрополита. Видимо он, человек чрезвычайно умный,

один из самых выдающихся книжников Руси, человек образованный,

умел как-то приручить этого зверя и сделать его хотя бы на ка-

кой-то период менее кровожадным. Во всяком случае, очевидно

то, что зверства опричнины начинаются после смерти митрополита

Макария, что до его смерти мы ничего подобного просто не зна-

ли. Учитывая, что он возглавлял освященный собор, то совершен-

но также очевидно, что и он участвовал в изменении, в новом

датировании "Судебника", и фактически он конечно ... на ту ре-

форму, о которой идет речь.

Что касается "Стоглава". О "Стоглаве" нам еще придется

говорить, когда мы с вами будем рассматривать историю раскола,

но заранее хочу сказать, что обвинение "Стоглава" в том, что

он узаконил какие-то неверные вещи, абсолютно несправедливо.

"Стоглав" действительно узаконил ... , "Стоглав" узаконил ...,

но он узаконил ту практику, которая у нас была с 10-го века,

которую мы получили от греков. Это сами греки в 16-м или 17-м

столетии ввели у себя ... И Никон, копируя греков, по вечной

русской привычке так сказать наспех и поверхностно учиться у

кого-нибудь, лишь бы было за границей, с их, так сказать, по-

мощью и устроил репутацию этому "Стоглаву", как сборнику ка-

ких-то странных, неверных, лживых постановлений. "Стоглав" был

прав. Единственная глупость, которая написана в "Стоглаве",

это то, что касается стрижки бород. Ссылка на пророка Моисея в

этом вопросе абсолютно не подтверждается Писанием. Вот это вы

должны четко представлять, и если вы хотите ссылку на работу

по этому вопросу, то лучшая книга о расколе, а следовательно и

о вопросах, связанных со "Стоглавом", принадлежит профессору

Каптереву. Двухтомное исследование, по-моему, называется "Пат-

риарх Никон и царь Алексей Михайлович" или "Алексей Михайлович

и патриарх Никон", я не помню точно. Это знаменитое сочинение,

которое у нас почему-то сравнительно мало известно. Чрезвычай-

но серьезное, подробное, толковое исследование, написанное к

тому же хорошим, ясным языком. Почему-то у нас выводы Каптере-

ва до сих пор широко не признаются, хотя нет и критики между

прочим этих взглядов. С Каптеревым спорить вообще очень трудно.

Так вот, получается, что эти два момента, "Судебник" и

"Стоглав", реформируя и упорядочивая как государственное уп-

равление, так и церковную практику, таким образом охватывали

как бы все стороны жизни государства, насколько, повторяю, у

нас трудно представить ы то время, что Церковь могла существо-

вать отдельно от каких-то государственных проблем и наоборот.

А дальше естественно продолжается политика царя, политика ве-

ликого князя Василия Третьего в отношении Казани. Мы знаем,

что василий Третий пытался взять Казань, подходил к ее стенам,

штурмовал, был отбит, выстроил город-крепость Васильсурск, как

передовую базу, и вот его сын тоже начинает походы, и на тре-

тий поход, по-моему в 1552-м году, в день Покрова Пресвятой

Богородицы 14 октября Казань после осады, после взрывов мин,

подведенных под стены города, взята кровопролитным штурмом.

Источники говорят о стопятидесятитысячном русском войске, о

ста пятидесяти пушках русских, о тридцатитысячной татарской

рати, которая обороняла город, о том, что пленных не брали,

кроме женщин и детей при штурме, то есть эта победа была чрез-

вычайно кровопролитной, и дальше интересно очень читать о том,

как отмечалась эта победа. Стояние на ... никак не отмечалось,

бегство от ... , а здесь Иван Грозный возвращается через древ-

ние русские города, через Ярославль, Владимир, Суздаль, через

Троице-Сергиеву лавру, его встречают еще за границей Москвы,

идет Крестный ход от Сретенского монастыря в Успенский собор,

дальше знаменитый многодневный пир в Грановитой палате, тогда

на награды всем участникам Казанского похода истрачено на сов-

ременный счет вероятно миллиарды рублей. Конями, одеждой, ору-

жием, серебряными чашами, всем, чем только можно. И строго го-

воря, это объясняется тем, что именно взятием Казани была

поставлена точка в борьбе с татарами на Востоке.

Ахмат - это был эпизод. А здесь уже не отбили, а победи-

ли окончательно, навсегда. Астрахань - эпизод. Потому что ...

рать, которая спустилась в Астрахань уже никакого хана не наш-

ла, все, кто только могли бежать, бежали, и без выстрела, без

всякого сопротивления Астрахань перешла под руку московского

царя, ну а дань, которая была наложена на тех, кто ... была

непосильной, надо было поставлять каждую зиму три тысячи осет-

ров в Москву. Но в то время, вероятно, можно было бы поставить

и триста тысяч, потому что Волга кишела буквально рыбой. То

есть ни о каких эксплуатации речь просто идти не может.

Эта победа над татарами открывала путь в Персию, чрезвы-

чайно выгодную торговлю для России, потому что восточные това-

ры ценились не только в Москве, ну а Москва могла перепрода-

вать и на Запад с успехом и большой выгодой для себя. А глав-

ное, что колонизовались все земли ... , черемисов, мордвы и

т.д. и дальше создавалась возможность для начала колонизации

русской на восток в сторону Сибири. То есть не просто борьба с

татарами, а, строго говоря, закладывается фундамент для прод-

вижения русских в сторону Тихого океана, и в 16-17 веке, мы

знаем, это продвижение будет все усиливаться и усиливаться.

Дальше, после соответствующих торжеств, после строительства

храма Покрова, что ..., то есть Василия Блаженного, (небольшая

справка: Василий Блаженный никогда не видел храма, который мы

называем его именем. Он умер ранее его пойстройки. Он молился

в деревянном храме, который стоял на месте этого собора. И

когда возводили этот собор, то могилу московского святого,

московского юродивого не тронули, а обстроили. И если вы буде-

те смотреть с Красной площади на собор, то самый маленький

несимметричный предел с маленькой главкой это и есть предел,

где находится могила Василия Блаженного. Известно, что сам

царь нес его останки к могиле в свое время. Типичное

московское название не собор Василия Блаженного, а просто

Василий Блаженный. Название московское, потому что настоящее

его название храм Покрова, потому что престол освящен в глав-

ном пределе в честь праздника Покрова Божьей матери в тот

день, когда была взята Казань. Так вот еще остается добавить,

что эта фантастическая раскраска собора 17-го века, первона-

чально он был цвета красного кирпича и белокаменных вставок.

Вот это вот надо четко себе представлять, что тогда он был

немножко другой).

Так вот дальше Ливонская война. Ливонская война была воб-

щем-то тоже вполне очевидным деянием. Ливонский орден был

настолько слаб, что никакого неуспеха просто быть не могло.

Русское войско после успехов в борьбе с Казанью представляло

собой мощное достаточно явление, а Ливонцы, как сами ливонские

хронисты говорили, погибали от сытой и порочной жизни, там

напрочь отсутствовало какое-то политическое единство, магистры

ссорились с рижскими архиепископами, отдельные части пытались

быть самостоятельными. Короче говоря это было гнилое дерево,

которое достаточно было пихнуть, чтобы выйти в Прибалтику, к

берегам Балтики, что и было сделано. В течение двух кампаний

1559-60 годов русская рать прокатила по землям всего ливонско-

го ордена до Пруссии, разграбив все, что можно было оттуда вы-

тащить, захватив пленных, богатства, доведя орден до полного

упадка, и тут надо было вовремя остановиться, потому что ма-

гистр, не зная, что ему предпринять, стал ... , предлагать

свой орден Швеции, Польше, Литве, нужно было срочно предприни-

мать какие-то действия, чтобы не оказаться лицом к лицу с эти-

ми государствами, но здесь ничего не было предпринято, и Эст-

ляндия отошла Швеции, Курляндия, то есть область в районе Ри-

ги, - Польше, а остальная западная часть ордена отошла к Лит-

ве. И Россия оказалась теперь с тремя врагами нос к носу со-

вершенно иного сорта, чем Ливонский орден. И если Швеция

достаточно опасной теперь в этот момент не была, то Польша и

Литва представляли собой совершенно другую комбинацию, хотя

успехи первоначально в Литве русского оружия были весьма зна-

чительными: был взят Полоцк в 1563 году и в 1565 году, когда

русские войска доходили уже до Вильно, литовцы готовы были к

заключению чрезвычайно выгодного и почетного мира с Россией.

Чего еще нужно? Нет, земский собор решил войну продолжать, и

куском, как говорится, подавились, но не забывайте, что в это

время уже начался опричный ... и строго говоря земский собор

мог только одобрать те идеи, которые высказывал царь Иван. Го-

ворить о какой-то продуманности действий в этот период не при-

ходится. И вот я думаю, что при том, что Ливонская война про-

должалась до 1581-го года, здесь мы должны с вами остано-

виться, потому что вот где-то в 1563-64 году проходит рубеж,

когда кончается государственный деятель, когда кончается нор-

мальный человек и начинается зверь, выродок, предтече Берии, я

не знаю, кого еще, так сказать, тот самый государственный дея-

тель, которым так восхищен Иосиф Виссарионович. Умирает жена,

тяжелая болезнь самого царя, смерть митрополита Макария, все

это вместе видимо настолько влияет на натуру царя Ивана, что

после этих событий он уже человек действительно совершенно

другой. Ну а какой он был человек в этот период, и что было

сделано именно в это время, и каковы были результаты именно

опричного периода, мы будем говорить с вами на следующей лек-

ции.

Л Е К Ц И Я 16

 

Все те, кто хоть как-то интересовались историей России,

прекрасно знают, что было время, когда на Руси существовали

опричники, и это слово стало фактически определением терро-

риста, палача, преступника, человека, сознательно совершающего

беззаконие. Но при этом я напомню, что само слово "опричь"

("опричнина") стало употребляться задолго до царствования Ива-

на Грозного. Уже в 14 веке опричниной называют часть

наследства, которая достается вдове князя после его смерти.

Она имеет право получать доходы, скажем, с определенной части

земельных угодий, но после ее смерти все это возвращается к

старшему чину. Вот что такое опричнина - специально выделенный

на пожизненное владение удел.

У слова "опричнина" со временем появился синоним, который

восходит к корню "опричь", что значит "кроме". Отсюда "оприч-

нина" - "тьма кромешная", как ее еще иногда называли, "оприч-

ник" - "кромешник". Но этот синоним употребляется только с 16

века; как полагают некоторые ученые, впервые выражения "кро-

мешники", "тьма кромешная" появляется только у Андрея Курбско-

го.

Теперь несколько слов о том, какова историография этого

непростого и вместе с тем, казалось бы, широко известного воп-

роса. Впервые об опричнине достаточно подробно заговорили

историки 18-19 веков - Болотов и Карамзин. И уже тогда факти-

чески сложилась традиция делить царствование Ивана Грозного на

две половины: до опричнины и с момента ее возникновения. До

возникновения это обыкновенный государственный деятель, пусть

немного жестокий, но во всяком случае человек, который знает

что делает итвердо, уверенно ведет государство по пути к сла-

ве, могущества. А после наступления опричнины - это кровавый

маньяк, психически неполноценный человек, который сеет вокруг

себя смерть и всяческие беззакония.

Особенность трактовки царя Ивана у Карамзина заключается

в том, что Карамзин был превосходный писатель и моралист, поэ-

тому он, живописуя опричнину, естественно, создал чрезвычайно

яркую и выразительную картину всего того, что творилось в то

далекое время. Соловьев, который смотрел на вещи под совершен-

но иным углом зрения, который говорил о государственности в

первую очередь, видел в опричнине столкновение старого и ново-

го и как бы отделял жестокости царя Ивана, его террор, его

зверства от процесса социального и экономического. Если хоти-

те, и политические процессы рассматриваются как бы совершенно

самостоятельно. Это был, бесспорно, шаг вперед, потому что он

был уже не только красивый моралист. Но в дальнейшем эта точка

зрения была развита, и Платонов создал концепцию, которая до-

жила до наших дней и попала во все учебники. И, как ни стран-

но, использовалась при советской власти.

Эта концепция говорила о том, что Иван Грозный, видя, что

его политике централизации препятствуют крупные землевладель-

цы, бояре, общинники, повел борьбу против них при помощи оп-

ричнины. И, конечно, сумел достичь бесспорных результатов, су-

мел еще больше централизовать государство, ну а издержки оп-

ричнины - всем известный террор, чего Платонов не скрывал, не

собирался обходить, но видел главное не в этом, а в том, что

было сделано: были разорены крупные землевладельцы, получила

преобладание, по Платонову, большая масса сравнительно мелких

землевладельцев, служилых людей, а отсюда - прогрессивность

политики опричнины. Эта концйепция и утвердилась.

Но уже в 20-е годы стали исследовать колоссальный комп-

лекс материалов, формально, казалось бы, далеких от этих проб-

лем - огромное количество писцовых книг, где фиксировались зе-

мельные наделы и крупных землевладельцев, и служилых людей;

где фикисровалось что отнималось, что давалось, куда кто пере-

мещался и т.п. Это были в полном смысле слова учетные бухгал-

терские, так называемые амбарные записи.

И вот чем больше материала ученые обрабатывали, тем инте-

реснее становилась картина. Оказывалось, что крупное землевла-

дение не очень пострадало и фактически как оно было до оприч-

нины, так оно сохранилось и после нее. Что в те земли, которые

отошли именно в опричнину, угодили зачастую территории, насе-

ленные служилыми людьми, у которых не было больших наделов. К

примеру, скажем, территория Суздальского княжества была почти

сплошь заселена служилыми людьми, богатых землевладельцев там

было очень мало. Эта картина совершенно расходилась с тем, что

высказал Платонов, который не обрабатывал писцовых книг и не

знал статистики, т.к. не пользовался источниками, носившими

столь массовый характер. Его не следует за это упрекать, пото-

му что для обработки подобных материалов потребовались усилия

многих ученых и чрезвычайно большое время. Но был еще вскрыт

один источник, который Платонов тоже не анализировал детально,

- знаменитые синодики. Как известно, они содержат списки лю-

дей, убитых, замученных по приказу царя Ивана; в основном они

умерли или были казнены и замучены без покаяния и причастия,

следовательно, царь Иван был грешен в том, что они умерли не

по-христиански. Эти синодики рассылались по монастырям для по-

миновения.

Степан Борисович Веселовский, который проанализировал эти

синодики (а работа была чрезвычайно сложной, т.к. не всегда

указывалось подробно имя, отчество и фамилия того, кто там

упомянут) , тоже пришел к выводу: говорить о том, что в период

опричного террора погибали в основном крупные землевладельцы,

не приходится. Да, бесспорно, казнили бояр, членов их семей,

но кроме них погибло невероятное количество служилых людей.

Погибали лица духовного сословия абсолютно всех рангов, люди,

которые были на государевой службе в Приказах; наконец, погиб-

ло невероятное количество обывателей - городских, посадских

людей, просто тех, кто населял деревни, села на территории тех

или иных вотчин и поместий. Следовательно, говорить о том, что

террор был избирательным и направлен был только против бо-

ярской верхушки, совершенно не приходится.

Концепция Платонова уязвима еще и вот по какой причине.

Он полагал, что бояре обладали колоссальными вотчинами, кото-

рые более или менее как бы накладывались на те или иные части

прежних княжеств. Таким образом они могли поддерживать сепара-

тистсвие тенденции. Подтверждалось это еще и тем, что в момент

болезни царя Ивана в 1553 году бояре, рассуждая о том, кто мо-

жет в случае смерти царя ему наследовать, обсуждали кандидату-

ру его двоюродного брата - Владимира Андреевича Старицкого,

крупного землевладельца, поскольку Дмитрий, сын царя Ивана,

тогда единственный, был еще очень мал - ему было только три

года.

Таким образом, концепция Платонова как будто получала

подтверждение. Но если обратиться к материалам исследования

писцовых книг, то получится, что как раз бояре имели свои зем-

ли в разных, как сейчас бы сказали, областях, а тогда уделах.

Один и тот же человек имел свои земли и в Нижегородской, и в

Суздальской, и в Московской земле - т.е. он не был привязан

конкретно к какому-то определенному месту. Объяснялось это,

может быть, еще и тем, что боярам приходилось служить в разных

местах, потому и землю они при случае прикупали (или она им

давалась) в разных местах. Следовательно, о том, чтобы как-то

отделиться, выделиться, избежать процесса централизации, речи

не могло идти, потому что они не могли собрать свои земли вое-

дино, в кулак. То есть, процесс централизации был вполне объ-

ективне и, следовательно, говорить о том, что они препятство-

вали централизации, не приходится.

Подтверждается это еще и тем, что боярская дума существо-

вала и на протяжении 15-16 веков активно участвовала во всех

наиболее важных проблемах. Они обсуждались в боярской думе

("царь приказал", а "бояре приговорили" - форма достаточно из-

вестная), следовательно, предполагать, что бояре хотели соз-

дать партию, которая стремилась растащить государство по

кускам, не приходится.

Тогда возникает вопрос: а что собой представляет опрични-

на, если экономическая ее сторона невразумительна и ее полити-

ка тоже ничего не убыстряла и не улучшала? Что же это такое?

Здесь, видимо, нужно говорить еще и о том, что в опрични-

не существует как бы два комплекса источников. Одни - это

писцовые книги. А есть источники, которые я бы охарактеризовал

как публицистику того времени. Здесь прежде всего надо сказать

об "Истории о великом князе московском" Андрея Курбского;

бесспорно, следует упомянуть ряд летописных сведений и, нако-

нец, некоторые известия иностранцев, и в первую очередь знаме-

нитые записки о России Джерома Горсея - англичанина, который

провел в России 20 лет. Он был английским торговым агентом и

одновременно выполнял дипломатические поручения. Был достаточ-

но обласкан царем Иваном, часто бывал при дворе, с ним беседо-

вал грозный московский царь. И он, чудом уцелев (в 91-м году

его обвинили в каких-то преступлениях, совершенных в Ярослав-

ле, но отпустили на покаяние), написал уже в Англии очень ин-

тересные записки, причем есть основания полагать, что не

просто по памяти, а что-то он, видимо, успел записать еще в

России. Этот источник - один из основных по истории опричнины,

хотя и не все, что там содержится, следует безоговорочно при-

нимать на веру.

Горсей - наблюдательный человек, знающий цену и деньгам,

и словам как купец и дипломат, писал достаточно точно. Причем

то, что он видел сам, он выделял как личные наблюдения, а то,

что узнавал из других уст, не выдавал за свое.

Несколько слов о хронологии событий. Ливонская война на-

чалась в 58-м году. В первые годы она велась чрезвычайно

успешно для России. В 60-м году умирает первая супруга царя

Ивана Анастасия; в 64-м - первая вспышка массовых казней.

Массовых не в том смысле, что замучены какие-то большие коли-

чества людей, а в том, что уже группы лиц отправляются на пла-

ху. А дальше, в декабре 1564 года, царь с колоссальным обозом

уезжает из Москвы. Покружив по подмосковным монастырм, заехав

на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, он едет дальше на се-

вер и останавливается в Александровой слободе, ныне Александ-

ров Владимирской области.

Александрова слобода становится как бы новой столицей

государства на определенное время. Оттуда он присылает в Моск-

ву грамоту, в которой объявляет свой гнев на бояр, духо-

венство, на служилых и приказных людей - короче говоря, на

всех, кроме простых людей. И что-де он не желает, боясь заго-

воров, опасностей, править и как бы уходит с царского трона.

Естественно, в Москве происходит нечто вроде паники, де-

путация отправляется в слободу, под конвоем ее приводят пред

светлые очи царского величества, и депутаты бьют челом, чтобы

их выслушали. Их слушают, и они согласны на все, лишь бы

царь-государь смилостивился. И царь говорит, что он согласен

по-прежнему править страной, но с условием, чтобы класть опалу

на ослушников, на крамольников так, как ему угодно будет.

Царь, таким образом, выпрашивает у москвичей полицейскую дик-

татуру собственного государства.

И вот начинается опричнина, которая выглядит следующим

образом. Царь указывает, что ряд земель, городов, каких-то

частей тех или иных городов будут взяты в опричнину. Но в оп-

ричнину попадает территория от Никитской улицы (если стоять

спиной к Кремлю, то левая сторона, где консерватория, до Моск-

вы-реки - это все опричнина). Ряд уделов, земель других горо-

дов - это тоже опричнина, а все остальное - земщина. С земщины

берется 100 тысяч рублей на подъем опричнины, т.е. государство

как бы делится на две не очень равные части.

100 тысяч рублей - сумма совершенно не нормальная (доста-

точно сказать, что мелкий чиновник в Приказе получал в год от

5 до 10 реблей). Значит, то, кто остался в земщине - а там

осталось немало простого служилого люда, - должны были эти

деньги отдать. А как - это уже их дело. Поскольку отдать могли

не все, то репрессии обрушились на них сразу.

Затем те, кто попал в опричнину, делятся как бы на тех,

кто сидит на земле, и тех, кто служит в опричном войске, кото-

рое создается сразу. Сначала 1000, потом 2000, потом больше.

Так вот, опричники, как полагал Платонов, - это именно те лю-

ди, которым давали земли опальных бояр, конфискованные в оп-

ричнину. Действительно, в Подмосковье была расселена первая

1000 опричников. Потом, правда, выяснилось по писцовым книгам,

что многие никуда не переселялись, а как жили, так и остава-

лись на этих землях, но просто вдруг оказывались опричниками.

Поэтому надо четко понять, что в опричнину, с одной стороны,

попадали люди не по своей воле (сегодня ты простой служилый

человек, а завтра ты проснулся опричником, и тебе еще повезло,

потому что ты попал в число царских любимцев). А с другой сто-

роны, опричники - это была такая особая служилая масса людей,

особое войско, если можно так выразиться, огромная зондерко-

манда, которая и проводила политику террора. Поэтому опричник

- явление двойственное. Мы знаем опричников, которые ничем се-

бя не запятнали - наоборот, оказали немалые услуги отечеству.

Но таких было немного, потому что большинство тех, кто не хо-

тел принимать непосредственного участия во всех этих

зверствах, сидели по углам и не высовывались. А вот тех, кото-

рые проводили репрессии, их-то и поминают теперь как опрични-

ков, они-то и являются выражением этого чудовищного совершенно

деяния царя Ивана.

Естественно, следует задать вопрос: может быть, все это

приписывается царю Ивану и он, православный государь, особых

зверств не делал? И это все на местах творили его слуги типа

негодяя Малюты Скуратова?

Тут придется разочароваться тем, кто надеется на подобную

интерпретацию фактов. Иван, как это ни печально, был садист. И

можно процитировать немалое количество источников, которые жи-

вописуют гнуснейшие деяния самого царя. История о том, как он

во время пира убивал людей собственноручно, вонзая в них кин-

жал, или история о том, как его двоюродный брат князь Владимир

Андреевич Старицкий был вызван в Москву вместе с женой и до-

черью и царь приказал им выпить отравленное питье; о том, как

какой-то опричник во время пира имел несчастье не угодить

грозному владыке и царь шутя окатил его раскаленными щами.

Тот, ошпаренный, стал вопить, и тогда царь смилостивился и

прекратил его мучения ударом ножа. Подобных историй можно пе-

речислить очень много.

Но, естественно, каков хозяин - таков лакей, и не-

посредственные помощники его мало в чем ему уступали. Что же

тогда говорить обо всей этой мелкотравчатой публике, которая

просто разъезжала на вороных конях в своих черных одеждах и

выметала крамолу из государства?

Опричнину этого времени, в этом варианте понять просто -

это была ежовщина. Другого термина, другого аналога подобрать

нельзя. Как в годы ежовщины по ночам непрерывно брали людей,

так нечто подобное происходило и тогда.

"Царь жил в постоянном страже боязни заговоров и покушений

на свою жизнь, которые он раскрывал каждый день (он каждый

день раскрывал заговор на свою жизнь! - М.В.). Потому он про-

водил большую часть времени в допросах, пытках и казнях, при-

говаривая к смерти знатных военачальников, чиновников, которые

были признаны участниками заговора" (Д.Горсей).

Как известно, для того, чтобы человек признался в любом