Лекция № 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Лекция № 1. Основные понятия и терминология

Содержание

Лекция № 1. Основные понятия и терминология.............................................................. 3

Лекция № 2.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 7

-...... Основные задачи РСЧС:................................................................................................... 7

-...... Принципы построения и функционирования РСЧС:................................................ 7

-...... Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 8

-...... Режимы функционирования РСЧС.............................................................................. 15

-...... Задачи и состав сил и средств РСЧС.......................................................................... 16

-...... Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РСЧС 20

Лекция № 3. Всероссийская служба медицины катастроф.......................................... 22

-...... Организация Всероссийской службы медицины катастроф................................ 22

-...... Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф................. 24

-...... Формирования и учреждения службы МК Минздрава России............................. 26

-...... Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф... 30

Лекция № 4. Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях 33

-...... Классификация медицинских средств индивидуальной защиты........................ 34

-...... Снабжение медицинскими средствами индивидуальной защиты..................... 35

-...... Табельные медицинские средства индивидуальной защиты.............................. 35

Лекция № 5. Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях 40

-...... Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в чрезвычайных ситуациях. 40

-...... Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения....................................................................................................................... 41

-...... Мероприятия при привлечении ЛПУ к ликвидации последствий ЧС:............... 44

Лекция № 6. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях. 47

-...... Организационные основы медицинской сортировки............................................. 49

Лекция № 7. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий аварий на радиационно-опасных объектах. 54

-...... Основные мероприятиям по защите персонала АЭС и населения.................. 58

-...... Схема проведения йодной профилактики при радиационных авариях.......... 59

-...... Особенности оказания медицинской помощи на этапах...................................... 61

Лекция № 8. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах (ХОО)......................................................................................................................................................... 63

-...... Принципы организации химической разведки......................................................... 65

-...... Организация оказание медицинской помощи.......................................................... 68

-...... Особенности сортировки и регистрации.................................................................... 70

-...... Особенности оказания медицинской помощи на этапах...................................... 70

Лекция № 9. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера........................................................................................................................................................ 72

-...... Землетрясения.................................................................................................................. 72

-...... Наводнения........................................................................................................................ 77

- ..... Лесные и торфяные пожары......................................................................................... 80

Лекция № 10. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях 82

-...... Особенности образования эпидемических очагов при ЧС................................... 82

-...... Общий комплекс мероприятий для предупреждения распространения инфекции в зоне катастрофы 83

-...... Требования к эвакуации пострадавших и инфекционных больных................... 84

-...... Противоэпидемические мероприятия в пути следования.................................... 85

-...... Противоэпидемические мероприятия в местах временного размещения...... 87

-...... Лечебно-эвакуационное обеспечение инфекционных больных......................... 89

-...... Особенности медицинской сортировки инфекционных больных....................... 91

-...... Перевод стационара на строгий противоэпидемический режим....................... 93

-...... Режим работы инфекционных больниц в зоне ЧС.................................................. 94

-...... Особенности оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями 96

Лекция № 11.Психическое реагирование населения при катастрофах.................. 99

-...... Особенности клинической картины............................................................................. 99

-...... Особенности диагностики............................................................................................ 102

-...... Особенности организации оказания медицинской помощи.............................. 104

Лекция № 12. Медицинское снабжение формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях..................................................................... 107

-...... Основы организации медицинского снабжения службы МК.............................. 110

-...... Объем и содержание задач, решаемых органами медицинского снабжения, в зависимости от режима функционирования службы МК......................................................................................................................... 111

-...... Учет медицинского имущества................................................................................... 114

Содержание............................................................................................................................. 117

 

 

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, применения современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде.

Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей.

По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:

- биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей, инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями, голод, терроризм);

- военные (военные конфликты, войны);

- природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни и др.);

- техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы; обрушение сооружений; аварии на очистных сооружениях; затопление, крушение (аварии транспортных средств);

- экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере).

Классификация катастроф по ВОЗ:

- метеорологические катастрофы - бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т.п.;

- топологические катастрофы - наводнения, снежные обвалы, оползни, снежные заносы, сели;

- теллурические и тектонические катастрофы - землетрясения, извержения вулканов и т.п.;

- аварии - выход из строя сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт и т.д.), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, крупные взрывы и др.

 

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(по Постановлению Правительства РФ от 13.09.96 № 1094)

Масштаб ЧС Кол-во пострадавших Нарушение условий жизни Зона загрязнения Материальный ущерб, тыс. МРОТ
Локальная До 10 В пределах территории объекта До 1
Местная 10 - 50 100 - 300 В пределах населенного пункта, города, района 1 - 5
Территориальная 50 - 500 300 - 500 В пределах субъекта РФ 5 - 500
Региональная 50 - 500 500 - 100 В пределах двух субъектов РФ 500 - 5000
Федеральная >500 >1000 Более двух субъектов РФ >5000
Трансрегиональная (в РФ) любое любое Выходит за пределы РФ любой
Трансрегиональная (за рубежом) любое любое Затронуты территории РФ любой

 

Поражающие факторы источников ЧС - это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства.

Динамические (механические) факторы в результате непосредственного действия избыточного давления в фронте ударной волны, отбрасывания человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторичных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.

Термические факторы - в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма; при низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения.

Радиационные факторы - при авариях на радиационно-опасных объектах и применении ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов.

Химические факторы - аварийно опасные химические вещества (АОХВ), боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях, применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.

Биологические (бактериологические) факторы - токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.

Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными расстройствами.

Изолированное повреждение - единичное повреждение в пределах одного органа, одного анатомического сегмента конечности или функционального образования в пределах одной анатомической области.

 

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде, материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС -это территория, на которой сложилась чрезвычайная обстановка.

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации - это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер возникших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.

Пораженный в чрезвычайной ситуации (при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавшие») - это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

 

Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются на:

- безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести.

- санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.

Боевые санитарные потери - это потери в результате воздействия боевых средств противника или непосредственно связанные с выполнением боевой задачи. К боевым санитарным потерям относят также военнослужащих, получивших в период боевых действий отморожения.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (больных): по степени тяжести поражений (заболеваний) - крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

 

Величина и структура потерь в ЧС зависят от:

- характера, масштаба и интенсивности ЧС,

- численности населения, оказавшегося в зоне ЧС,

- плотности и характера размещения населения,

- своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты,

- готовности населения к действиям при угрозе ЧС,

- уровня подготовки к ликвидации последствий ЧС и др.

 

 


Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В соответствии с Федеральным законом от 21, 12. 94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Основные задачи РСЧС:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

- проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

- создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка населения к действиям в ЧС;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Принципы построения и функционирования РСЧС:

- защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся па территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;

- к организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);

- реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;

- согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

- соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.

Направления работы РСЧС (в рамках ГО) в мирное время:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

- заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;

- совершенствование систем оповещения населения;

- планирование мероприятий ГО;

- обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени, Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации,