Лекция 10. Правовые основы инноваций в сфере предпринимательства.
Термин «инновация» появился в отечественном экономическом и юридическом лексиконе в начале 1980-х гг., будучи «включенным» в общий смысловой контекст обширнейшего гуманитарного понятия научно-технического прогресса. Следует различать понятие инновационной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают любое использование в практических целях научных или научно-технических результатов во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью считают использование в практических целях научных или научно-технических результатов в одной из сфер человеческой деятельности. Правовое регулирование общественных отношений, связанных с деятельностью, направленной на использование научных знаний с целью получения нового или улучшения производимого продукта либо способа его производства, приобретает особую актуальность в нашей стране в связи с проводимыми реформами. Традиционно научно-техническая политика в Казахстане всегда рассматривалась как основа экономического роста страны, поэтому значительная часть правового массива и научных исследований посвящалась вопросам внедрения достижений науки и техники и ускорению научно-технического прогресса. Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществлялось посредством многочисленных актов, издаваемых министерствами и ведомствами. Легального определения инновации, равно как и инновационной деятельности, на уровне закона РК не существует и в настоящее время. Характерными признаками данного вида деятельности являются:1.это деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта; 2. это деятельность по доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. В первом случае результатом деятельности выступает сам интеллектуальный продукт, создаваемый и используемый его творцом либо используемый по законным к тому основаниям третьими лицами. Во втором случае результатом деятельности являются реализуемые на рынке товары, воплотившие новые и оригинальные идеи. В отсутствие законодательно установленного круга лиц, участвующих в инновационном процессе, возникают дополнительные трудности при определении фигуры, обладающей статусом субъекта инновационной деятельности. В инновационном процессе могут участвовать как юридические, так и физические лица. В некоторых случаях участниками инновационной деятельности могут выступать и выступают неправосубъектные образования в форме творческих коллективов, экспертных советов и т.д. Для того, чтобы стать участником инновационной деятельности, нет необходимости приобретать одноименный статус, как, например, того требует закон от предпринимателя. Этот вид деятельности не требует лицензирования. Вместе с тем нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации инновационной деятельности и сам характер нововведений позволяют очертить круг субъектов, не только принимающих непосредственное участие в инновационном процессе, но и обеспечивающих этот процесс. К лицам, обеспечивающим условия осуществления инновационной деятельности, в первую очередь, следует отнести органы государственной власти, которые устанавливают общие направления инновационной деятельности, утверждают инновационные проекты и программы, вырабатывают основные принципы развития инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания, утверждают формы государственной отчетности, учреждают и регистрируют организации, реализующие инновационные проекты и т.п. Следующей разновидностью лиц, обеспечивающих инновационную деятельность, являются специализированные органы и организации, создаваемые для целей содействия развитию предприятий в научно-технической и внедренческой сферах, координации инновационной деятельности, ее поддержки и финансирования. Субъекты, принимающие непосредственное участие в инновационной деятельности, весьма многообразны. Среди них следует выделить организации, специально создаваемые для занятия этим видом деятельности. Объектом инновационной деятельности будет комплексное и собирательное понятие «интеллектуальный продукт» и «готовый товар».Интеллектуальный продукт в качестве результата инновационной деятельности может рассматриваться в широком смысле как продукт духовного производства, предназначенный для удовлетворения общественных потребностей. В учебной литературе имеется содержательная характеристика интеллектуального продукта. Его элементами называют: научно-техническую продукцию, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели, изобретения, новые изделия; продукцию информации – программные продукты, радио-и телепрограммы и др.; продукты культуры. Ершова И.В. определяет инновационную деятельность как «..деятельность по разработке и внедрению инноваций». В зависимости от инновационной сферы, то есть сферы деятельности производителей и потребителей инноваций, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций: 1. Продуктовые, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта; 2.процессные, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода. В сфере услуг инновацией будет считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или качественно усовершенствованные в технологическом отношении. Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение дополнительной прибыли. Инновационная деятельность – это деятельность предпринимательская, и поэтому ей свойственны все признаки предпринимательской деятельности (самостоятельность, риск, направленность на систематическое получение прибыли и т.д.). Источниками финансирования инновационной деятельности выступают: собственные средства организаций, в том числе прибыль, включение затрат в себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг; заемные средства; привлеченные средства; средства соответствующего бюджета; средства внебюджетных фондов; средства международных организаций. Предметом инновационной деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах для того, чтобы эти продукты стали новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций (объекты интеллектуальной собственности; средства индивидуализации лиц и товаров; селекционные достижения и др.). Таким образом, товар, работа, услуга становится инновацией, если в них воплощены новые технологии, то есть любые научно-технические, производственные, управленческие, коммерческие знания и опыт. Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется с применением различных правовых форм и методов. Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры. Государственное регулирование инновационной деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным, с применением экономических рычагов и стимулов. Инновационная деятельность в нашей стране еще не оснащена должным правовым регулированием. Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности организаций. Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте содержание инноваций и инновационной деятельности.
2. Кто относится к субъектам инновационной деятельности?
3. В чем заключается государственное и правовое регулирование инновационной деятельности?