Основные принципы построения УСО

Рис. 19.

Сигнал блокировки шины

Рис. 18.

АШ переводит в неактивное состояние сигналы BREQ, AEN и устанавливает на линии BUSY сигнал логической "1", показывая другим арбитрам, что он освободил СШ.

Если в процессе обмена по СШ сигнал BPRN на входе АШ переходит в неактивное состояние, СШ немедленно (по завершении текущего цикла обмена) освобождается, и использовавший ее микропроцессор вынужден ждать, пока ему снова будет предоставлен доступ к системной шине. Однако существуют операции ввода-вывода, которые нежелательно прерывать до их полного завершения. Например, при вводе данных с 20-разрядного цифрового датчика положения нужно произвести два цикла обмена, так как за один цикл может быть введено только одно машинное слово (16 разрядов для 16-разрядного микропроцессора). Если доступ к датчику осуществляется по СШ и после первогого цикла доступ к СШ будет прерван, только часть данных окажется введенной. И микропроцессор должен будет ожидать неопределенное время для ввода оставшейся порции данных и продолжения вычислений. Такой ситуации можно избежать, если иметь возможность запретить АШ освобождать СШ при выполнении "критических" операции ввода-вывода. Для этого служит специальная управляющая линия блокировки шины LOCK (рис. 19):

Установка активного состояния линии LOCK на выходе микропроцессора производится программно с помощью специального префикса блокировки шины LOCK, например:

LOCK IN AL, 0001

Таким образом, при составлении программы имеется возможность защиты "критических" операции ввода-вывода от прерывания, вызванного отказом в доступе к СШ.

 

Рассмотрим теперь две оставшиеся задачи проектирования УСО: разработку собственно УСО и его соединения с объектом управления.

Рассмотрим основные принципы построения аппаратных средств МПС при использовании различных способов взаимодействия с ведущим устройством.