Я же был самым известным писателем самого ненавидимого народа — сербского народа». «Если движешься в том направлении, в котором твой страх растёт, ты на правильном пути».

Экранизации

§ «Византийская синя» (серб. Византијско плаво), режиссёр Драган Маринкович, 1993

§ «Красная королева» (серб. Црвена краљица), режиссёр Мирослав Меджимурец, 1981

новелла М. Павича «Дамаскин»

Милорад Павлин - известный специалист по классической филологии, сербский писатель, один из ярчайший представителей постмодернизма в литературе, которого литературные критики называют «первым писателем третьего тысячелетия», «Шахерезадою XXI столетие». Уже сами названия его произведений и подзаголовки к ним: романы «Пейзаж, нарисованный чаем» (Роман для любителей кроссвордов), «Последняя любовь в Константинополе» (Пособие для ворожения), «Внутренняя сторона ветра» (Роман Клепсидра), пьеса «Вечность и еще один день» (Меню для театрального ужина) - переносят читателя в химерический, таинственный, непривычный мир. Читать новеллу «Дамаскин», которая входит в сборник рассказов «Стеклянная улитка» (1998), чрезвычайно интересно. Она насыщена поэтическими метафорическими образами, загадками. В нейавтор приглашает читателя стать участником творческого процесса. Этой новелле Павлин недаром дал подзаголовок «Новелла для компьютера и плотнического циркуля».

Почему такие, на первый взгляд, несовместимые вещи? Наметив узловые точки, писатель предлагает читателям несколько вариантов последовательности прочтения глав, от выбора которой зависит финал произведения, подобно к игре на компьютере. Плотнический циркуль, который был изображен на флаге зодчих, о которых рассказывается в новелле, использовался ими как измерительный инструмент в строительстве. Но в насыщенной метафорическим содержанием новелле он вместе с тем является символом измерения жизненного пути героев, указывает выбор направления этого пути. Именно с помощью плотнического циркуля героиня новеллы Атиллия Николич фон Рудная нашла на карте дорогу к храму Введения, который для нее выстроил зодчий Иова Лествичник. Хотя без внутренней духовной работы, без сердечной доброты, без душевной чуткости ей едва ли стал бы в приключении этот инструмент.

Благородный господин Николич фон Рудная заказал двум зодчим, двум Йованам, строительство дворца и храма для своей юной дочурки Атиллии. Девушку отличало свое непривычное мировосприятие. Цветы под своим окном она поливала музыкантом. Иовану Дамаскину, которого отец нанял построить дворец, Атиллия сказала, что желает, чтобы тот дворец был похож на любовную переписку. Она считала, что дом и есть переписка строителя с жителями. Оно может быть деловым или же похожим на переписку хозяина с невольником или плененного с его надзирателем. Атиллия хорошо ощущала, что сердцем всего управляет любовь.

Йован, на прозвище Лествичник, должен был построить храм для Атиллии. В намеченный срок он принес чертежи храма, но, на желание заказчика, черчений было на три храма. Зодчий объяснил, что зеленый храм будет растить из самшита под окнами Николича, желтый - сводиться из камня над Тисой, а фиолетовое черчение - это тайна, «которая раскроется лишь пол конец строительства. Так как без тайны нет удачного здания, как нет и настоящего храма без чуда». Как выяснилось со временем, фиолетовый храм - это был храм духовности, от него зависел рост самшитового и каменного храмов, Когда фон Рудный провинился перед кем-то: «кусок из рта у кого-то вырвал» - перестал расти самшитовый храм под окнами, прекратилось строительство каменного храма над Тисой. Только искреннее покаяние и искупления грехов могли их возродить, но фон Рудный и не собирался этого делать. Он даже отказался рассчитаться со строителями за уже сделанную работу.

Тем не менее, по одной из версий финала новеллы дочурка благородного господина, ощущая мучения совести за родительские грехи, заплатила Йованам за их работу на строительстве. И произошло чудо: самшитовый храм снова стал расти, а юной Николич фон Рудная удалось разгадать послание Дамаскина. Она поехала в Темиш-Вара. Там ей показали дорогую к только что построенному храму Введения, который принадлежал ей, а священник вручил ей подарок от двух Йованов - две обручальных кольца с иссеченной на внутренней стороне буквой «А».

Это же значит, что материальный мир отражает мир духовный, что все события, которые происходят во внешней жизни человека, зависят от чистоты ее помыслов, а путь к храму лежит через искреннее покаяние и искупление грехов.