Литературное творчество
Биография
Родился в Белграде, по собственным словам, «...на берегах одной из четырёх райских рек, в 8:30 утра в семье скульптора и преподавательницы философии...». Среди предков писателя и до него были литераторы — в 1766 году один из рода Павичей опубликовал сборник стихотворений.
В 1949—1953 годах учился на философском факультете университета Белграда, позже получил степень доктора философии в области истории литературы в Загребском университете.
Перед тем как полностью посвятить себя литературному творчеству, М. Павич некоторое время преподавал в различных университетах (в парижской Сорбонне, в Вене, Фрайбурге, Регенсбурге и Белграде). Был наставником сербского писателя и литературоведа Савы Дамянова[1]. Его первый поэтический сборник («Палимпсести») был издан в 1967 году. В 1971 годубыл опубликован следующий стихотворный сборник «Лунный камень» («Месечев камен»).
Кроме того М. Павич работал в газетах, писал критические работы, монографии по истории древней сербской литературы и поэзии символизма, переводил стихи с европейских языков. Известность принёс роман «Хазарский словарь» (1984 год), ставший бестселлером. Его книги переведены на несколько языков.
В 1991 году вошёл в состав Сербской академии наук и искусств.
В 2004 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Не получил её, уступив при голосовании Эльфриде Елинек.
Павич владел русским, немецким, французским, несколькими древними языками, переводил Пушкина и Байрона на сербский язык. Член «Société Européenne de Culture», член сербского ПЕН-клуба.
Был женат на Ясмине Михайлович (сербская писательница, литературовед и литературный критик).
Скончался 30 ноября 2009 года в Белграде на 81-м году жизни от инфаркта миокарда[2] и был похоронен 3 декабря на Новом кладбище [3].
Для прозы М. Павича характерны мастерство форм, лёгкость языка, блестящие метафоры, внимание к философским проблемам. Многие из его произведений («Хазарский словарь», «Внутренняя сторона ветра», «Пейзаж, нарисованный чаем» и др.) написаны в форме нелинейной прозы. По словам Ясмины Михайлович, эти романы и сборники рассказов лучше всего воспринимать в форме гипертекста.
Краткая библиография
§ «Железный занавес» (серб. Гвоздена завеса), 1973
§ «Кони святого Марка» (серб. Коњи светога Марка), 1976
§ «Русская борзая» (серб. Руски хрт), 1979
§ «Хазарский словарь» (серб. Хазарски речник), 1984
§ «Пейзаж, нарисованный чаем» (серб. Предео сликан чајем), 1988
§ «Вывернутая перчатка» (серб. Изврнута рукавица), 1989
§ «Биография Белграда» (серб. Кратка историја Београда), 1990
§ «Внутренняя сторона ветра» (серб. Унутрашња страна ветра), 1991
§ «Последняя любовь в Константинополе» (серб. Последња љубав у Цариграду), 1994
§ «Стеклянная улитка» (серб. Стаклени пуж), 1998
§ «Ящик для письменных принадлежностей» (серб. Кутија за писање), 1999
§ «Звёздная мантия» (серб. Звездани плашт), 2000
§ «Страшные любовные истории» (серб. Страшне љубавне приче), 2001
§ «Семь смертных грехов» (серб. Седам смртних грехова), 2002
§ «Невидимое зеркало – Пёстрый хлеб» (серб. Невидљиво огледало – Шарени хлеб), 2003
§ «Уникальный роман» (серб. Уникат), 2004[4]
§ «Роман как держава» (серб. Роман као држава), 2005
§ «Свадьба в купальне» (серб. Свадба у купатилу), 2005
§ «Другое тело» (серб. Друго тело), 2006[5]
§ «Бумажный театр», (серб. Позориште од хартије), 2007
§ «Мушка» (серб. Вештачки младеж, досл. «Рукотворная молодость»), 2009
§ «Сербская книга мёртвых» (серб. Српска књига мртвих, не закончено, о перспективах публикации ничего не известно), 2009