РАЗМИНКА СПОРТСМЕНОВ

Средства технической подготовки

Память

 

Для начала кратко охарактеризуем понятие памяти. Память - это психологический процесс отражения действитель­ности, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Эффективность памяти определяется тремя параметрами. Эти параметры – объем, полнота или точность воспроизведения, прочность (длительность) хранения информации. На совершенствование этих трех составляющих и должна быть направлена работа каждого, желающего улучшить работу своей памяти. Поэтому развитие и совершенствование профессиональной памяти ориентировщика может существенно ускорить решение задач ориентирования и повысить ее надежность. А это, в свою очередь, зависит от систематичности и продолжительности работы непосредственно по ее развитию.

Запоминание бывает произвольное и непроиз­вольное, ведущее - произвольное. Оно осуществляется сознательно, с помощью определенных приемов. По каким-то причинам мы, поглощая некоторые виды информации, не запоминаем, игнорируем их. Наша деятельность по запоминанию является как бы имитацией запоминания. Причин может быть много: субъективное неприятие информации (она безразлична или вызывает отрицательное отношение), перекрытие информации другой, более важной, что иногда приводит к так называемой рассеянности.

Запоминание, таким образом, требует определенной настроен­ности и, кроме того, некоторой предрасположенности к данному ви­ду информации, поскольку безжалостное, обезличенное отношение к своей памяти обязательно скажется, в конце концов, на результатах.

Главным условием качественного и количественного запоминания является направленность внимания. В соревновательной обстановке внимание играет большую роль в любом виде спорта, а в лыжном ориентировании это решающий фактор спортивного результата. Большинство технических ошибок, допущенных спортсменом на дистанции, совершаются из-за ослабления внимания. Основная причина "всех бед" - невнимательность, если говорить о технических резервах в лыжном ориентировании.

Внимание это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенном объекте. Внимание является центральным звеном в цепи процессов памяти, необходимым условием запоминания. Из этого определения мы видим, что внимание (наблюдение) за фактами зависит от правильного его сосредоточения на этих фактах.

Что же такое, в сущности, сосредоточение? Это способность зак­реплять внимание на выбранном сюжете или занятии и отвергать другие сюжеты, которые привлекают внимание. Иначе говоря, среди всех воображаемых картин и мыслей, проходящих в нашем мозгу, мы должны отобрать те, которым решили следовать и отбросить все ос­тальное. Необходимо заметить, что сложность состоит не в выборе сюжета для сосредоточения, а в способности противостоять "втор­жению" посторонних мыслей. Поэтому сосредоточение – это, прежде всего, защитная реакция от внешнего вторжения. Это совершенно ценная способность при умственной деятельности.

Сосредоточенность, в которой мы нуждаемся для лучшего запоминания информации, имеет две фазы, хотя речь идет об одной способности. Существует немедленное сосредоточение, к которому мы прибе­гаем для тщательного рассмотрения документов, лиц, событий, картин и сосредоточение длительное, которое нужно для обучения, изучения, запоминания, редактирования, подсчета, обдумывания, размышления. Немедленное сосредоточение должно достигаться добровольно, мгновенно и при любых условиях. Оно требует также способности быстро переключаться на другой предмет.

Для работы в соревновательной обстановке в ори­ентировании необходимо как раз первое - немедленное сосредоточе­ние и переключение, которое происходит все время с карты на местность и наоборот.

Таким образом, начало качественной мыслительной работы ориентировщика на дистанции - это сосредоточение на фрагментах местности и соответствующих ей кусочках карты не отвлекаясь на посторонние помехи – на соперников, свою экипи­ровку, влияние погодных условий, состояние лыжней (зимой), что, оказы­вается, крайне трудно выполнять. Ведь успешность запоминания определяет­ся тем, что и как воспринято. Иными словами, что посеешь при восприятии, то и пожнешь при воспроизведении.

Не случайно в языке сложились такие понятия, как "смотреть" и "видеть", "слушать" и "слышать". Умение выделить необходимое при восприятии, известное нам как наблюдательность, очень важная предпосылка хорошей памяти.

В свою очередь, возникает следующий вопрос. От чего зависит успешное сосредоточение? Исследователи памяти единодушно считают, что первым условием для фиксации впечатления является желание человека, а чтобы его иметь, нужен реальный интерес к событию, которое необходимо запечатлеть.

Для работы на дистанции ориентирования это очень существенный момент, поэтому спортсмену необходимо выяснить для себя достаточно ясно потребность в качественном запоминании, тщательно рассмотреть причины, которые объясняют его усилия: результат, место в соревнованиях, материальная за­интересованность, одобрение со стороны тренера. Короче говоря, цели, ради которых он прикладывает усилия в запоминании и сос­редоточении на дистанции. Нужно хорошо представлять себе свою цель перед на­чалом работы.

Объем информации, которую запоминают ориентировщики, индивидуален и зависит от других технических составляющих работы на дистанции. Если спортсмен способен качественно читать карту без снижения скорости, быстро переключиться с карты на местность, нет необходимости в большом объеме информации для запоминания. И, напротив, в случае хорошей памяти есть смысл ее использовать для экономии времени на других технических действиях.

Сохранение - это удержание в памяти сведений, полученных в процессе запоминания. Как долго требуется такое удержание в работе на дистанции ориентирования? До тех пор, пока спортсмен не миновал тот участок дистанции, который занимал его память. В основном, специалисты ориентирования сходятся на необходимости и достаточности кратковременной памяти.

Таким образом, мы выяснили, что для эффективной работы памяти на дистанции необходимо не так много. Главное - реальный интерес к самому процессу ориентирования, иными словами, его нужно любить. Спортсмену должно нравиться ориентироваться в лесу, только тогда можно рассчитывать на успех. Возможно, в видах спорта, где мыслительная составляющая соревновательной деятельности невелика или совсем отсутствует, можно эффективно работать «через не хочу». В видах ориентирования при выполнении технических задач такой подход успеха не принесет. Следующее – сосредоточенность внимания на фрагментах карты и местности, не отвлекаясь на побочные помехи. Всякое упражнение памяти должно начинаться с упражнения на сосредоточенность. Чем легче спортсмен сосредотачивается, тем быстрее и прочнее он запоминает. Затем, запоминание их на короткое время, до тех пор, пока этот отрезок дистанции не будет пройден. При постоянном сопоставлении информации о карте и местности – переключение внимания.

Еще раз повторим, что уровень развития профессиональной памяти ори­ентировщика зависит от систематичности и продолжительности рабо­ты со спортивными картами и местностью. Не секрет, что спортсмены днями, а то и неделями не упражняются над развитием памяти, даже на самом высоком уровне. Происходит это по разным причинам: недоработка тренеров, чрезмерное увлечение функциональной под­готовкой, отсутствие конкретных рекомендаций по развитию памяти для лыжни­ков-ориентировщиков. А те публикации, которые есть в нашей литературе, либо недостаточно прорабатываются спортсменами и тренерами, что не позволяет вникнуть в их суть, либо вообще игнорируются.

Универсальных рецептов по технике запоминания определенного объема информации нет. В сознании спортсменов в первую очередь вырабатывается и закрепляется в процессе тренировок и соревнований тот стиль пространственного мышления, основу которого составляют природные, генетически заданные особенности его психики. Это находит свое отражение в доминировании той или иной стратегии умственной работы по запоминанию или воспроизведению ситуаций местности и карты. Но итог должен быть один – качественная мыслительная работа, основанная, прежде всего на процессах памяти. Более быстрое и надежное продвижение по дистанции ориентирования высококвалифицированного спортсмена во многом связано с умением принимать решения на основе рационального мыслительного процесса, используя свою, индивидуальную мыслительную тактику работы.

Память является функцией мозга, и как всякая его функция может быть развита и поддается тренировке. Нет плохих или хоро­ших реципиентов памяти в мозгу. Индивидуум от индивидуума отли­чаются только способом запоминания, т.е. процессом памяти. Мозг работает как любой другой орган нашего тела и для пра­вильной работы нуждается в определенном уходе. Нужно поддержи­вать его в активном состоянии, если мы не хотим, чтобы он заржа­вел.

 

Контроль расстояния

 

Этот элемент техники ориентирования позволяет оценивать расс­тояния между различными ориентирами на местности и на карте. В ориентировании на местности существует несколько видов контроля расстояний: счет пар шагов, глазомерный и по ощу­щениям – «чувство расстояния». На карте расстояние определяется с помощью линейки или визуально.

Определение расстояний на местности шагами раньше широко применялось летом, на дистанциях по спортивному ориентированию бегом. А для измерения расстояний на карте использовалась шкала, нанесенная на плато компаса. Теперь же, в связи с высокими требованиями к скорости ориентирования, точными и подробными картами, эти методы почти не применяются, так как связаны с большой потерей времени. Исключение составляют лишь ситуации при непосредственном приближении к КП в труднопроходимом лесу, когда ориентир, на котором он установлен, трудно заметить даже с 10 – 15 метров. В лыжном ориентировании использовать шаги и линейку практически невозможно, поэтому протяженность любых участков карты и местности определяются визуально.

Глазомерный контроль расстояний является основополагающим в спортивном ориентирова­нии. Он основан на зрительном восприятии окружающего пространства, позволяет оценить взаимное расположение и размеры объектов. Довольно часто во время соревнований он является единственно возможным способом оценки расстояния.

Для этого, прежде всего, нужно правильно оценивать длину отрезков на карте с учетом ее масштаба. Процедуру пересчета длины отрезков карты на соответствующие отрезки местности можно значительно упростить, не пользуясь пятизначными числами масштаба. Известно, что самая распространенная мера расстояний на местности для пешеходов и бегунов – это метр. При этом глазомерная оценка отрезков разной длины на чертежах и картах в основном производится в сантиметрах. Поэтому, например масштаб 1:15000 легче и понятнее воспринимается следующим образом: 1 сантиметр карты соответствует 150 метрам местности. Регулярные занятия по визуальному определению расстояний карты в сантиметрах и переводу их метры дадут ощутимый эффект и позволят довольно точно глазомерным способом определять длину отрезков карты непосредственно в метрах. Эти упражнения могут выполняться как в классе, так и на тренировке, в движении. Правильная оценка расстояний на карте необходима не только для контроля по ходу движения, но и для выбора варианта.

Вторая составляющая развития глазомера в ориентировании – определение пройденного расстояния на местности или до видимого впереди ориентира. Оценка расстояний на местности до объектов разной удаленности с последующей проверкой погрешности по карте даст хороший эффект.

В терминологии ориентирования используется такое понятие как «чувство расстояния», которое характеризует способность спортсмена на основе комбинации зрительных, двигательных и временных ощущений с необходимой и достаточной точностью определять расстояния на местности. Это специализированное чувство развивается у квалифицированных ориентировщиков в результате тренировок и участия в соревнованиях. Необходимость в процессе ориентирования постоянно оценивать расстояния на местности и сопоставлять его с расстоянием на карте, способствует выработке определенных этало­нов длины, которые постепенно формируются и хранятся в памяти спортсмена.

В лыжном ориентировании задача усложняется тем, что спортсмены варьируют скоростью движения в зависимости от качества и классификации лыжней, что, безусловно, сбивает спортсмена, а высокая скорость на спуске искажает представление о его протяженности. Тем не менее, методичная работа по определению расстояний, которую можно организовать на полигоне или в домашних условиях, поможет выработать «Чувство расстояния» и развить глазомер.

 

Контроль направления

 

Важным техническим навыком для спортивного ориентирования бегом является сохранение запланированного направления движения. Если ориентировщик способен при движении не отклоняться от определяемого собой же направления, его планы по прохождению через определенные ориентиры совпадают с самим прохождением. Если он отклоняется в сторону, то мысленно может «бежать» по намеченной линии, а реально – нет. Это очень распространенная ошибка, которую сложно устранить.

Для тренировки такого навыка спортсмены используют бег по азимуту. Слово азимут в переводе с арабского языка означает направление, поэтому бег по азимуту предполагает бег в определенном направлении. Вообще азимут определяется как угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью, проходящей через эту точку и наблюдаемый объект. В ориентировании нужное направление движения фиксируется на спортивной карте с помощью угла отклонения линии нужного направления от линии магнитного меридиана в градусах. Исходная точка пребывания спортсмена совпадает с точкой угла. Но далеко не всегда спортсмены запоминают угол отклонения в градусах.

«Взятие» азимута производится с помощью компаса с плато. Наложив продольную сторону плато на линию нужного направления, необходимо сопоставить линию магнитного меридиана карты и стрелку компаса. При точном сопоставлении спортсмен будет вынужден повернуться сам в направлении нужного движения. Если пробегаемый участок небольшой, достаточно сразу, посмотрев вперед увидеть конечную точку. В случае большого расстояния можно либо постоянно держать компас на карте в одном положении и контролировать совмещение стрелок севера компаса и карты, либо зафиксировать направление магнитной линии карты на компасе поворотом вращающейся относительно плато колбы. В этом случае, задача спортсмена сводится к контролю пребывания стрелки компаса между направляющими линиями колбы, а продольная сторона плато будет указывать направление нужного движения.

Непростую, на первый взгляд операцию взятия азимута, можно отработать до автоматизма и она не будет большой помехой для работы на дистанции. Сложнее сохранять точное направление движения в труднопроходимом лесу, где густая растительность вынуждает ориентировщиков сбиваться с правильного направления, оббегая множество препятствий.

В лыжном ориентировании точный азимут спортсмены не используют, а «грубый», то есть примерный, определяют, например идя на подрезку. В основном компас зимой используется для того, чтобы ориентировать карту относительно местности. Эта операция выполняется множество раз на дистанции, так как спортсмен, двигаясь по густой сети лыжней, часто меняет направление движения.

Механически операция контроля направления зимой выполняется поворотом столика планшета, на котором закреплена карта местности. Компас может крепиться на каркасе планшета (более распространенный способ) или на руке, как часы. Путем хорошего тренинга операцию ориентирования карты с местностью можно довести до автоматизма, который заключается в том, что при повороте спортсмена, например, направо на определенный угол, он поворачивает столик против часовой стрелки на такой же угол, при повороте налево соответственно по часовой стрелке. Для точного выполнения этой операции, в тренировках на местности нужно при изменении направления движения поворачивать планшет рукой, не смотря при этом на компас. После поворота, проверяя себя по компасу, определять погрешность ошибки и тем самым корректировать свои действия. В результате лыжня, по которой спортсмен движется на местности, и соответствующая ей на карте должны быть совмещены (параллельны) и совпадать с направлением его движения.

Моделирование такого упражнения в классе позволит ускорить процесс его совершенствования. Для его выполнения необходимо надеть планшет и вставить в столик карту любой местности с густо нанесенной сетью лыжных трасс. Ведя себя мысленно по выбранному маршруту, спортсмен должен поворачивать столик планшета рукой на угол, соответствующий, по его мнению, углу поворота на карте, сам, при этом, поворачиваясь на месте. Упражнение позволяет выполнять те же действия, как при движении на реальной местности.

Без такого контроля можно уйти не по выбранной лыжне и допустить ошибку. Анкетный опрос лыжников-ориентировщиков класса МС и КМС (n=40) показал, что 80% из них считают самой распространенной своей ошибкой уход не по «своей» лыжне, т. е. не по той, которую выбрали для движения. Причина такой распространенности парадоксальна – спортсмены просто пренебрегают проверять сопоставление карты с местностью при помощи компаса считая, что они ведут себя по сети лыжней и этого вполне достаточно.

Действительно, не всегда обязательно пользоваться компасом. В литературе описываются следующие виды контроля направления: с использованием компаса, солнца, ориенти­ров и специализированного чувства направления. Первый и второй виды контроля направления относительно прос­ты, доступны и надежны. Однако, совершенствование этих навыков требует определенной систематической тренировки. Третий и четвертый виды основаны на восприятии пространс­твенных отношений, чувствительности зрительного анализатора к угловым величинам. Эти навыки формируются в процессе длительной тренировочной и соревновательной деятельности.

Задача стоит одна – сориентировать карту с местностью, т.е. совместить север линии магнитного меридиана карты с севером магнитной стрелки компаса, чтобы видеть соответствие нужного спортсмену направления ухода на местности и карте. А выяснить, какие способы для этого наиболее приемлемы, можно только используя и развивая каждый из них. Понятно, что на первых стадиях занятий ориентированием обязательно использование компаса, а с ростом технического опыта и мастерства возможно проявление специализированного чувства направления.

 

 

Понятие «мыслительная деятельность» для спортсменов - ориентировщиков включает несколько конкретных операций, которыми они пользуются. В частности, наблюдение за местностью, отслеживание своего пути по карте, сопоставление карты с местностью, чтение карты в движении (включая выбор вариантов), запоминание отдельных фрагментов карты и местности, контроль пройденного расстояния и направления движения. Эти операции можно выполнять с разной степенью эффективности.

Техника ориентирования не является незыблемой и неизменной. Ее нужно постоянно совершенствовать и поддерживать на высоком профессиональном уровне как с помощью упражнений на местности, так и в домашних условиях (в классе). По мере накопления опыта тренировок и соревнований у спортсменов формируется хорошая основа технического мастерства, способность специализированного мышления, что приводит к уменьшению числа ошибок и повышает надежность прохождения дистанции.

Во время работы в классе должны выполняться не только упражнения по развитию памяти, внимания, глазомера, но и прогнозироваться предполагаемые ситуации, с которыми спортсмену непременно или возможно придется столкнуться на дистанциях ориентирования. Кроме того, работа в классе должна включать анализ технических тренировок на местности и прошедших соревнований. Практика показывает, что спортсмены, совершая ошибки на соревнованиях, повторяют их же в последующих стартах. Этот замкнутый круг нельзя разорвать ничем, кроме подробного и основательного анализа соревновательной деятельности в целом и причин совершения типичных ошибок в частности. Установив такие причины, проще найти пути их устранения.

Как бы напряженно и продолжительно спортсмены не упражнялись в классе, все же основные технические тренировки должны проводиться на местности. Самыми эффективными из них являются тренировочные старты или неофициальные соревнования, которые спортсмены могут использовать для отработки намеченных технических навыков.

Кроме тренировочных дистанций можно использовать и другие формы организации технической тренировки на местности. Например, давать спортсменам отдельные технические задания по «взятию» двух-трех КП и возвращению к месту старта. Проходя большую тренировочную дистанцию, спортсмен и тренер теряют связь друг с другом. На начальных стадиях обучения такая связь особенно важна, так как молодые спортсмены, не получая необходимых консультаций от тренера, делают много ошибок, затрачивают лишние усилия и время на поиск КП, просто «теряются» в лесу. В результате эффект обучения резко снижается. Короткие дистанции по 2 – 3 КП позволяют избежать этого и значительно повысить эффект тренировочного занятия.

Очень полезна на стадии обучения техническая работа по прохождению «лучей», когда дается задание по «взятию» только одного контрольного пункта и возвращению этим же путем обратно (рис. 7). Установка КП в разных направлениях от старта позволит спланировать достаточное количество «лучей» из одной точки. На обратном пути от КП в исходную точку спортсмен сможет значительно повысить скорость, что даст дополнительный тренировочный эффект.

Для того, чтобы облегчить задачу вхождения в технику ориентирования, целесообразно организовать и провести несколько занятий «по нитке». Что это такое? На карту от места старта наносится линия, проходящая через разные ориентиры и постоянно изменяющая свое направление. Спортсмен или группа спортсменов (со сменой ведущего) должны пробежать по местности строго по намеченной линии. Тактика работы по «нитке» схожа с работой на дистанциях маркированного направления. В первом случае линия задана на карте, во втором – на местности. Но суть одна – необходимо провести себя по определенному маршруту, то есть по заданной линии, а не по направлению. Когда линия маршрута нанесена только на карте ведущего, остальные спортсмены по сути бегут маркированную дистанцию. Останавливаясь на определенных ориентирах, ведущий может просить остальных показать данную точку на своей карте или сделать прокол в ней (рис. 8).

Работа на местности вместе с тренером, в группе или парами дает хороший урок начинающим ориентировщикам. Но таких занятий должно быть лишь небольшое количество, так как научиться ориентироваться в лесу можно работая только индивидуально. Этот процесс можно сравнить с развитием навыка человека в беглом чтении. В начале обучения грамоте ему показывают буквы, объясняют принцип произнесения слогов, а затем и слов. Все остальное зависит от усидчивости обучаемого: чем больше он будет самостоятельно читать, тем быстрее и качественнее он научится это делать.

Понятно, что наиболее эффективная тренировка чтения карты в движении может быть проведена на местности с использованием карты этой же местности. Работая какое-то время с одной картой, район становится для спортсменов довольно знаком, и эффективность технических тренировок постепенно снижается. Для полноценной технической работы необходимы все новые лесные районы с нарисованными картами. Кроме того, что карт местности вокруг населенных пунктов немного, до многих из них нужно добираться, используя транспорт. Такой ежедневной возможности коллективы или отдельные спортсмены конечно не имеют.

Поэтому в тренировочный процесс спортсмены-ориентировщики включают вспомогательные технические средства тренировки. Самое распространенное из них – чтение карты другой местности и решение отдельных технических задач во время движения (бегом, на лыжах, на лыжероллерах, на велосипедах), то есть при выполнении функциональной циклической нагрузки. Технические задания могут включать чтение рельефа, выбор вариантов движения нанесенной на карте дистанции, запоминание отдельных кусочков карты или выбранных путей движения. На такой тренировке спортсмены не могут сличать карту с местностью, и все же эффект может быть хорошим, так как основной технический прием – чтение карты на ходу, присутствует. То же самое можно выполнять во время силовой тренировки по круговой системе в перерывах между выполнением упражнений.

В последние годы стали использоваться средства тренировки, позволяющие моделировать работу спортсменов при движении по линейным ориентирам. Такие упражнения особенно эффективны для лыжников-ориентировщиков, так как максимально приближены по условиям работы к работе на дистанции зимнего заданного направления. Ниже рассмотрены два таких упражнения.

В первом случае работа ведется на стандартном, оборудованном на местности полигоне в виде двух промаркированных, пересекающих друг друга замкнутых линий в форме эллипсов, протяженностью примерно 150 метров каждая. Это могут быть как тропинки (летом), так и лыжни (зимой), пересечения которых являются моделью отвилков и перекрестков. С помощью этой модели спортсмен может, используя карту другой местности, мысленно пробегать нанесенную на ней дистанцию, фиксируя повороты и перекрестки прохождением в соответствующих направлениях поворотов и перекрестков на модельных кругах.

На каждом эллипсе расположено по четверо ворот оборудованных контрольными пунктами с номером и компостером для отметки. В месте расположения КП 31 находится условный старт каждой дистанции.

Спортсмены, получив карту с дистанцией заданного направления, выбирают вариант движения, используя только линейные ориентиры. Выбрав вариант, они начинают передвигаться со старта (КП 31), для точности контроля, вправо. Работа заключается в слежении своего продвижения по карте и правильном исполнении на местности.

Для наглядности на рис. 9 показан пример реализации одного перегона, когда спортсмену необходимо со старта, продвигаясь по дистанции, два раза повернуть направо, затем один раз налево, затем "проехать" сквозной перекресток и еще раз повернув направо, оказаться на КП 1 (КП 37 на полигоне). Таким же образом с КП 1 на КП 2 и так по всей дистанции до финиша.

Предварительно задавая направление движения по дистанции, можно просчитать порядок прохождения контрольных пунктов на модельном полигоне (С-37-32-35-38-31-Ф), что позволяет учитывать время прохождения каждой дистанции и сравнивать результаты спортсменов делая упражнение контрольным и эмоциональным. Такое упражнение получило название «эллипсы».

Для выполнения следующего упражнения, которое условно названо «перекрестки», используется местность с густой сетью тропинок и дорог, как правило находящихся в непосредственной близости с постоянным местом тренировок (лыжные базы, парки). В случае передвижения на лыжероллерах или велосипедах может быть использована асфальтированная часть города, с малоинтенсивным движением, парки.

Суть его заключается в следующем. На местности выбирается маршрут движения, который показан на рис. 10 (а). Разрабатывающий маршрут, по мере продвижения рисует его на чистом листе бумаги, не повторяя схему движения, а в виде прямой линии, отображая отвороты и пересечения дорог рисками, пересекающими эту прямую или отходящими от нее, рис. 10 (б)

Спортсмен получает на старте лишь схему, изображенную на рис 10 (б). Таким образом, он должен безошибочно пробежать по намеченной организатором линии, максимально абстрагируясь, так как, во-первых, схема движения представляет собой прямую линию, а на местности спортсмен должен двигаться в различных направлениях, во-вторых, на схеме отсутствует информация о местности. Данные условия, заставляют спортсмена максимально концентрировать внимание в течение всего времени выполнения упражнения.

Так как в ориентировании сочетаются большие физические нагрузки с напряженной мыслительной деятельностью, основное мастерство спортсменов определяется оптимальным соединением технических навыков с варьированием скорости движения. Чтобы уметь регулировать скорость, спортсмены любого уровня мастерства должны оценить свои физические и технические возможности. На низкой скорости, при «надежном беге» почти каждый спортсмен способен преодолевать безошибочно даже очень сложную в техническом плане дистанцию, и наоборот, на максимальной скорости на это оказываются не способны даже очень опытные спортсмены элитных групп. Роль произвольной регуляции скорости движения в ориентировании очень высока, способность к такой регуляции является одним из ведущих качеств спортсменов высокого уровня. Они используют как параллельно, так и последовательно все освоенные технические приемы и способны выбирать наиболее подходящую модель решения конкретной задачи ориентирования на соответствующей для себя скорости.