Программа и планирование исследований.

Основные принципы планирования. Организация ИСУ.

Лекция 12. Программа и планирование процесса ИСУ.

Раздел 3. планирование, организация и диагностика исследования систем управления.

Контрольные вопросы.

Что означает метод синектики?

Что такое метод проектирования концепций?

Назовите и поясните основные этапы общей кон­цепции.

Какое значение для проведения исследований име­ют такие характеристики процесса управления, как, цели организации, функции управления, управленческие ре­шения, организационная структура.

В чем заключается метод Метчета?

 

 

12.1 Программа и планирование исследования.

12.2 Основные принципы планирования.

12.3 Организация ИСУ.

 

 

Любое исследование систем управления начинается с составления про­граммы.

Планирование исследования- это комплекс положений, определяющих цели и задачи, предмет, условия проведения, исследование ресурсов, предполагаемый результат.

Программа и план имеют много общего, но программа - это средство дос­тижения цели, форма ее конкретизации, а план - организующий фактор после­довательного движения к цели.

План исследования- организационная основа исследования, предпола­гаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) про­ведения исследования.

Программа разрабатывается на основе:

- определения и осознания целей развития организации (фирмы, корпора­ции, предприятия, офиса и пр.);

- определения проблем ее развития;

- выделения ключевых проблем.

Программа должна давать ясный ответ на вопросы:

- зачем необходимо проводить исследование;

- что исследовать;

- какими средствами и методами. Она должна содержать:

- обоснование предмета исследования (важность и актуальность проблемы);

- общее содержание исследуемой проблемы;

- ее роль относительно других проблем;

- необходимые условия для успешного решения проблемы (финансирование, кадровое обеспечение, организационные условия, временные ограничения и пр.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов:

1. Цель проведения исследований.

2. Содержание проблемы, ее актуальность и важность.

3. Парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования.

4. Обеспечение исследования ресурсами.

5. Предполагаемый результат и эффективность исследования.

Планирование исследования, как уже указывалось, необходимо для расчета и определения организационных характеристик его проведения (формирование групп, установление функций, обязанностей, ответственности, взаимодействии и пр.), распределения используемых ресурсов в организационном и временном пространстве, ограничения времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования), установления точек и методов контроля.

План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организационными возможностями и вариантами ее практического решения.

Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и успешно этап за этапом. В процессах ее решения могут возникать возмущающие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют оперативно корректировать его, бывают случаи, когда план вообще может быть разрушен. Поэтому по сложным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных ре­шениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвратов. Алгоритм — это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находит отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов.

В реальной практике не всегда проведению исследования предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследования, хотя это очень полезно для обеспечения эффективности исследования.

Но возможно и совмещение этих процедур, оформление их в одном документе. Однако надо стремиться к тому, чтобы требования составления программы, разработки алгоритма и расчета плана исследования были выдержаны и учтены в полной мере.

12.2 Основные принципы планирования исследования:


1. Принцип конкретности формулирования заданий.

План должен состоять из предельно конкретно и ясно сформулированных заданий. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений.

2. Принцип организационной значительности.

План должен соответствовать организации деятельности исследовательских групп или предлагать новые организационные формы, необходимые для его ус­пешного выполнения.

3. Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости.

Задания должны соответствовать определенной трудоемкости их выполнения.

4. Принцип интеграции деятельности. План должен:

- учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений;

- стать фактором объединения их усилий;

- исключать дублирование и конфликтные ситуации.

5. Принцип контролируемости.

Не следует включать в план задания, которые трудно контролировать.

6. Принцип ответственности.

В плане не должно быть заданий, не имеющих адреса и исполнителя.

7. Принцип реальности.

План должен содержать только выполнимые задания. Реальность выполнения заданий плана должна определяться: наличием ресурсов; расчетами времени; квалификацией исследователей; использованием опыта аналогичных работ; организационными возможностями; наличием соответствующей техники и пр.