Подходы к формированию направлений развития организации

Стратегическое управление — это выработка и осуществление стратегии развития и поведения организации во внешней среде, разработка и внедрение стратегии, касающейся выпускаемой продукции, а также разработка и реализация стратегии поведения предприятия в отношении своего персонала. Определение направлений развития предприятия зависит от того, на какой стадии развития оно находится, какова окружающая его среда. Направлений развития организации может быть несколько, но существуют общие подходы к их формированию.

Стратегия — это основное направление действия предприятия, следование в котором в течение долгого времени приводит к достижению целей предприятия. Это понимание стратегии подходит при рассмотрении верхнего уровня организации, на более низких уровнях иерархии стратегия верхнего уровня становится целью.

Решая задачи стратегии, предприятие сталкивается с решением двух основных вопросов: 1) какой бизнес можно отложить на перспективу, а какой вообще не стоит начинать; 2) каким бизнесом непосредственно следует заняться, т. е. проанализировать текущее положение дел; если положение дел не устраивает, то надо задуматься о смене ориентиров своей деятельности или перейти в другую область коммерческой деятельности.

Выделяют три главных направления развития предприятия:

1.Основано на достижении минимального уровня издержек производства: расширение доли на рынке будет происходить за счет снижения стоимости продукции, при этом само предприятие должно обладать хорошо налаженным производством и процессом снабжения.

2.Основано на специализации в производстве продукции; подобная работа возможна для предприятий, имеющих возможности проведения научно-исследовательской работы, освоения новейших технологий, развитую систему маркетинговой деятельности.

3.Касается вопросов определения сегмента рынка, на котором проводятся многочисленные маркетинговые исследования для определения своего направления работы. Здесь возможно сочетание стратегии снижения издержек и специализации в производстве продукции. Обязательный элемент этого варианта развития — анализ потенциальных потребителей (потребностей рынка).