Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова 11 страница

Важнейшим направлением преобразований Петра I было реформирование государства. Прежняя система государственного управления, сохранявшая в основном традиционный характер, не могла решить новых задач. Петр полностью перестроил государственный аппарат России, руководствуясь при этом как практическими нуждами, так и новыми рационалистическими принципами, получившими распространение в Европе. Немалое влияние на Петра I оказал и конкретный опыт государственности Швеции.

В 1711 г. в Боярской думы был создан Сенат, как временный, а затем и постоянный орган с широкими административными, судебными, а отчасти и законодательными полномочиями. Система приказов в 1717-1721 гг. была заменена одиннадцатью коллегиями с четким разделением функций и коллективным принципом принятия решений (большинством голосов). Организация работы коллегий определялась Генеральным регламентом. Для контроля за деятельностью государственных учреждений в 1722 г. была создана прокуратура. Ее возглавлял генерал-прокурор П. Ягужинский, «око государево».

Была реорганизована система местного управления. В 1708-1710 гг. страна была разделена на 8 губерний. Ранее основной единицей административного деления были уезды. С 1719 г. ими стали провинции. В городах вместо Ратуш и земских изб были созданы Главный и городские магистранты, члены которых избирались из купцов пожизненно.

Чувствуя неприятие духовенством его реформ, Петр I после смерти патриарха Адриана (1690-1700) более 20 лет не проводил выборов нового патриарха, а его функции выполнял «местоблюститель патриаршего престола» Стефан Яворский. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, а для руководства церковными делами был создан Святейший Правительствующий Синод, состоявший из назначавшихся царем представителей духовенства. Тем самым церковь потеряла свою и без того весьма относительную самостоятельность и была поставлена под непосредственный государственный контроль. Это был второй после раскола, но гораздо более сильный удар по православной церкви. Тесная зависимость от государства (доходившая порой до требований раскрытия тайны исповеди «в государственных интересах») медленно, но неуклонно подрывала авторитет служителей церкви в народе.

Созданную Петром стройную систему государственного управления объединял новый порядок прохождения службы. Ее регламентировала принятая в 1722 г. «Табель о рангах». Разделив все гражданские и военные должности на 14 чинов, она поставила во главу угла не знатность происхождения, а личные достоинства дворян, расширила доступ к государственной службе (одновременно и к дворянству) представителей других сословий. Оборотной стороной реформ государственного управления стал многократный рост бюрократии.

Важнейшим результатом реформ Петра I стадо создание современной регулярной армии и флота. Уже при жизни царя российская армия зарекомендовала себя одной из сильнейших в Европе, а молодой отечественный флот стал господствовать на Балтике.

Реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии. Российский абсолютизм, в отличие от классического западного, возник не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием. Он вырос на крепостническо-дворянской основе. Его формированию способствовали традиции самодержавства, дальнейшее усиление централизации власти, а отчасти, напряженная международная обстановка и опыт западноевропейского абсолютизма. 22 октября 1721 г. во время торжественного празднования Ништадтского мира (продолжавшегося несколько недель) Сенат преподнес Петру I титулы Великого, императора всероссийского и отца отечества. С принятием Петром I титула императора Россия стала империей

Таким образом, созданное Петром I новое «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность госуправления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. Многие петровские нововведения продемонстрировали удивительную живучесть. Государственные учреждения, основанные Петром I, составляли костяк российской государственности весь XVIII век, а отчасти и далее. Рекрутские наборы просуществовали до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, равно как и вся Российская империя, до 1917 г. Подобное «долгожительство» нельзя объяснить иначе, нежели органичностью петровских реформ государственного аппарата, их адекватностью потребностям страны. Это обстоятельство немаловажно и при оценке в целом деятельности Петра I, его преобразований, которые уже с XVIII в. служат предметом острых дискуссий в обществе и исторической науке.

По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпёчаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в., Петр I не только развил их, но как бы «пришпорив» страну, за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень. Всего лишь за четверть века, причем века XVIII отнюдь не толь стремительного, как ХIХ-й и уж тем более ХХ-й он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. Петр приобщил Россию к передовым достижениям западной культуры, добился широкого выхода к Балтийскому морю, чего не могли добиться московские государи, начиная с XVI в. Из своего изолированного, захолустного положения (еще в 1667 г. русские дипломаты вынуждены были доказывать европейцам, что Россия посылает крымскому хану не дань, а «любительские подарки»!) страна не только вступила «на порог» Европы, но и стала доминировать на Востоке и Севере континента.

Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население. И все же вряд ли можно согласиться с известным тезисом П.Н. Милюкова о том, что «ценой разорения Россия была возведена в ранг европейских держав», а уж тем более с реанимируемыми в последнее время положениями об «исторической неоправданности» действий Петра I, которые де «в максимально возможной степени затормозили прогрессивное развитие России». Выше уже отмечалось, что, несмотря на огромные тяготы реформ и действительное разорение масс сельского и городского населения, промышленность и торговля при Петре I шагнули далеко вперед и даже сельское хозяйство, не взирая на кризисные явления, порожденные Северной войной, удовлетворяло в целом возросшие внутренние и экспортные потребности.

Ключевым, для оценки петровских преобразований, является вопрос о том, можно ли было решать насущные проблемы с меньшими издержками, не за счет усиления крепостничества и самодержавия, а развивая капиталистические отношения? Ответ, по-видимому, будет отрицательным. Объективные потребности страны в преодолении крайне неблагоприятного международного положения, в морских путях, необходимых для развития товарно-денежных отношений, неизбежно подталкивали к войне, а та, в свою очередь, - к максимальной централизации власти и мобилизации всех ресурсов. Отсюда и «государственно-крепостнический» характер многих реформ и их радикализм. С точки зрения внутренних условий, российские традиции крепостничества, самодержавие (которых не было в Западной Европе), несформированность капиталистических отношений и их социальных «носителей» также делали невозможным буржуазное развитие. К тому же, не стоит забывать, что почти вся Европа, исключая Голландию и Англию, в XVIII в. отнюдь не рассталась еще с феодализмом, пусть и гораздо более мягким и предрасположенным к капиталистической эволюции, чем российский.

Несмотря на всю противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.

 

 

Тезисы к лекции № 34, 35, 36 (6 часов)

Россия при преемниках Петра I. Эпоха дворцовых переворотов.

План:

1. Активизация политической роли дворянства.

2. Доминанта идеи служения Отечеству в ментальности образованного дворянства.

3. Преемники Петра I.

4. Феномен «дворцовых переворотов», их причины и последствия.

5. «Технология» переворотов: открытая политическая борьба (1725, 1730), военный переворот (1740-1741), дворцовый заговор (1762).

6. Корректировка петровского «наследства» его преемниками.

7. Попытка утверждения конституционной монархии 1730 г.

8. «Бироновщина» и реалии царствования Анны Иоанновны.

9. Факторы формирования идеологии и культуры образованного дворянства.

10. Россия в середине XVIII в.

10.1. Елизавета Петровна и ее внутренняя политика.

10.2. Реформы И.П. Шувалова.

10.3. Уложенная комиссия 1754-1763 гг.

10.4. Внешняя и внутренняя политика Петра III.

 

Отсутствие легитимного наследника Петра I и масштабность его преобразований, в ходе которых были разрушены многие традиционные устои, выдвинулись новые политические силы, начавшие активно бороться за власть, породили длительный период политической нестабильности и дворцовых переворотов.

Еще в 1722 г. Петр I издал указ, по которому сам царь должен определять себе наследника. Однако в 1725 г. Петр умер, так и не успев его назвать. Возможно, он просто не видел достойного преемника, хотя одно время склонялся к кандидатуре своей второй жены Екатерины Алексеевны (лифляндки Марты Скавронской, взятой в плен в ходе Северной войны). Старая знать боролась за кандидатуру Петра Алексеевича - внука Петра I, сына царевича Алексея. Но выдвиженцы Петра I и, что особенно важно, гвардия поддержали Екатерину (1725-1727) и та заняла престол.

В 1726 г. при императрице был создан Верховный тайный совет, обладавший высшими законодательными правами, но реальная власть во многом сосредоточивалась в руках А.Д. Меншикова. Его усилия были направлены главным образом на всемерное обогащение и упрочение собственных позиций. Он даже рассчитывал женить наследника престола Петра Алексеевича на своей дочери. Однако в результате заговора представителей старой знати Долгоруких и Голицыных Меншиков вскоре после смерти Екатерины был арестован и сослан с семьей в Березов. Его огромное имущество, в том числе более 100 тыс. крепостных, было конфисковано.

Следующим императором стал 11-летний Петр II (1727-1730). В составе Верховного тайного совета возобладала старая аристократия. Но и это царствование оказалось недолгим. В середине января 1730 г. накануне своей свадьбы с Е.А. Долгорукой Петр II простудился на охоте и скоропостижно умер.

Верховники решили пригласить на освободившийся престол племянницу Петра I (дочь его брата Ивана Алексеевича), курляндскую герцогиню Анну Ивановну (1730-1740), оговорив ее воцарение рядом условий - кондиций. Согласно им, без ведома тайного совета, императрице запрещалось объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, награждать чином выше полковника, жаловать или отнимать вотчины без суда.

Гвардия и поместное дворянство, съехавшееся в Москву на свадьбу Петра II, не хотели усиления аристократии. Узнав о «затейке» верховников, они потребовали, чтобы Анна Ивановна не принимала кондиций. Императрица разорвала их, упразднила Верховный тайный совет, а членов его выслала из столицы.

Анна Ивановна тяготилась государственными делами. Стремясь от них избавиться, в 1735 г. она издала указ, по которому подписи трех министров приравнивались к ее собственной. В управлении государством важную роль играл фаворит императрицы Э. Бирон, мелкопоместный курляндский дворянин.

Царствование Анны Ивановны - так называемая бироновщина, традиционно считалось мрачным периодом террора, небывалого засилья иностранцев, которые де попирали российские интересы, подавляли русских и т.п. Однако такие оценки появились главным образом при Елизавете I, взошедшей на трон в результате государственного переворота, а в советскую эпоху они оказались незаменимым аргументом в «борьбе с тлетворным влиянием Запада». Факты же рисуют несколько иную картину.

В 30-х годах экономика шагнула далеко вперед. Достаточно сказать, что вывоз железа, увеличился в 5 раз! Определенные успехи были достигнуты и во внешней политике (об этом см. ниже). Никакой «немецкой партии», контролировавшей верховную власть в стране, не было. Вместе с действительно многочисленными иностранцами (их число увеличивалось с XV в. и особенно в правление Петра I) у власти находились русские: Г.И. Головкин (канцлер), А.М. Черкасский, А.П. Волынский и др. Правящую элиту разделяла не столько национальность, сколько острая борьба за власть. Именно она послужила причиной казни ряда видных вельмож (Долгоруковых, Голицыных, Волынского). Всего по политическим мотивам было арестовано - главным образом за сплетни о жизни императрицы и ее окружения - до 10 тыс. человек и менее тысячи из них были сосланы в Сибирь. Количество политических дел за 10 лет правления Анны Ивановны (2 тыс.) было меньше, чем при Елизавете I (2,5 тыс. - в первое десятилетие ее царствования и 2,4 тыс. - во второе).

Разумеется, определенные противоречия на национальной почве давали себя знать. Однако именно во времена Анны Ивановны были изданы правительственные постановления о недопущении особых привилегий для иностранцев, принимаемых на русскую службу. Русские офицеры отныне стали получать столько же, сколько и иностранные, в то время как при Петре I иностранцы-офицеры получали в 2 раза больше русских. С 1728 по 1738 г. доля генералов-иностранцев понизилась с 58% до 51%. Таким образом, правление Анны Ивановны оказалось не таким одномерным, как это представлялось еще недавно.

Перед смертью императрица выбрала себе наследником Ивана Антоновича - правнука царя Ивана Алексеевича, сына Анны Леопольдовны (племянницы Анны Ивановны). Но поскольку тот был еще младенцем, регентом был назначен Бирон: Императрица умерла 17 октября 1740 г., а уже 8 ноября фельдмаршал Миних совершил государственный переворот и арестовал Бирона. Однако вскоре Миних был отстранен Остерманом.

25 ноября 1741 г. при помощи гвардейцев на престол взошла дочь Петра I Елизавета (1741-1761). Малолетний император Иван Антонович, родители и многие иностранцы, занимавшие ключевые должности, были арестованы. Знать осталась равнодушной к заговору дочери Петра I. Среди 308 гвардейцев, поддержавших Елизавету, было лишь 17,5% дворян, но 44% крестьян и 38% разночинцев. Несмотря на изменившийся социальный состав - результат чистки гвардии при Анне Ивановне - гвардия по-прежнему оставалась привилегированной частью армии с ярко выраженным корпоративным духом и преторианской психологией. Будучи одним из «детищ» Петра I, она выступила против умаления собственного влияния.

При вступлении на престол вся программа императрицы умещалась в одном тезиса: «Восстановить попранные иностранцами начала Петра I». В соответствии с ним на ведущие должности стали выдвигаться русские. Елизавета восстановила многие государственные учреждения, в частности, Сенат как высший государственный орган и ликвидировала стоявший над ним Кабинет министров. 1754 г. раньше многих европейских стран в России были отменены внутренние таможенные пошлины. В 1757 г. были восстановлены протекционистские тарифы, отмененные в 1731 г.

В целом же правление Елизаветы не стало «вторым изданием» петровской политики. Веселая и любвеобильная императрица, в отличие от отца-реформатора, не уделяла много времени государственным делам (к концу жизни этому мешала и ее болезнь). Политика Елизаветы отличалась осторожностью, а в некоторых аспектах - и непривычной мягкостью. Отказываясь санкционировать смертные приговоры, она фактически первой в Европе отменила смертную казнь. В 1744 г. на Украине было восстановлено гетманство, упраздненное за 10 лет до этого. Был несколько снижен податной гнет (хотя и увеличились косвенные налоги на соль и вино). В Россию было переселено 25 тыс. сербов, страдавших от турецкого и австрийского гнета. Симпатии императрицы к французской моде способствовали началу ее широкого распространения в высшем обществе. Вместе с тем, ужесточилась религиозная политика. Были приняты указы о высылке из России лиц иудейского вероисповедания, о перестройке лютеранских храмов в православные, началось преследование проституции.

Правление Елизаветы ознаменовалось расцветом фаворитизма. Братья Разумовские и И.И. Шувалов играли огромную роль в формировании государственной политики. В целом же фаворитизм был противоречивым явлением. С одной стороны, он был показателем зависимости дворянства от монаршей щедрости, а с другой, своеобразной, пусть и достаточно робкой, попыткой приспособления государства к запросам дворянства.

Короткое правление племянника Елизаветы и внука Петра Великого - Петра III (1761-1762) было ознаменовано его пропрусскими симпатиями, а также Манифёстом о вольности дворянства, упразднением Тайной канцелярии, запрещением преследования раскольников (усилившегося при Елизавете) и подготовкой указа о секуляризации церковных земель.

Каковы же были основные тенденции социально-экономического и политического развития России в 1725-1762 гг.? Сумели ли наследники Петра сохранить и приумножить доставшееся им «наследство»?

Ответ на последний вопрос не так уж прост. Многим современникам, да и потомкам казалось в чреде беспрерывных переворотов и сменявших друг друга фаворитов петровское наследство медленно, но верно приходило в упадок. Даже любимое детище Петра I - флот к 1751 г. сократился в 1,5 раза. Из 37 линейных кораблей и 15 фрегатов остались соответственно лишь 27 и 8, да и те в плохом состоянии. Непрерывная борьба за власть парализовала серьезную созидательную работу, снижала влияние России в международных делах.

Однако, вглядевшись в глубинные процессы, происходившие в обществе, можно увидеть, что импульс петровских преобразований оказался настолько силен, что страна в основном продолжала развиваться по тому пути, на который ее направил царь-реформатор. Рост промышленности не только не прекратился, но еще более ускорился. В середине века в России насчитывалось уже 600 мануфактур, в то время как при Петре Великом - всего 96. Если за первую четверть века прирост выплавки чугуна составил 650 тыс. пудов, то за вторую - 1,2 млн. Быстро росла легкая промышленность. Уже с 30-х годов она в основном удовлетворяла внутренний спрос.

В то же время во второй четверти XVIII в. развитие промышленности происходило главным образом за счет расширения принудительного труда. В 1736 г. было юридически оформлено прикрепление к мануфактурам наемных рабочих с семьями. Доминированию принудительного труда в промышленности способствовала нехватка свободных рабочих рук, вызванная усилением крепостного права, введением паспортной системы и быстрым увеличением количества мануфактур.

Отличительной чертой социального развития России стало значительное расширение привилегий дворянства, получение которых облегчала относительная нестабильность государственной власти. В 1730 г. дворянство добилось отмены ограничений в передаче поместья по наследству, введенных указом о единонаследии. В 1736 г. срок государственной службы дворян был ограничен 25 годами. В 1754 г. дворянской монополией было объявлено винокурение, а в ходе генерального межевания государство заставляло не дворян продавать свои земли, что существенно увеличило дворянское землевладение.

Незадолго до смерти Елизаветы Петровны был составлен проект нового Уложения, в котором предполагалась отмена для дворян обязательной государственной службы и введение монополии дворян на землю.

18 февраля 1762 г. Петр III подписал Манифест о вольности дворянской, который освобождал дворян от обязательной службы государству, а повинности, ранее возлагавшиеся на них законом, теперь превращались в требование их гражданской совести. Помещики же, осевшие в деревне, должны были, по мысли императора, нести просвещение своим крестьянам. Сами дворяне восприняли этот указ, как освобождение от каких бы то ни было обязательств по отношению к государству.

В середине XVIII в. в России проявляются первые симптомы разложения феодально-крепостнических порядков, и начинается генезис капитализма. В деревне быстро развиваются товарно-денежные отношения. Падает значение натурального оброка, повышается - денежного. (Но на черноземных землях увеличивается барщина.) Бурно растут «отходничество» крестьян и крестьянские промыслы. В 60-х годах в Московском уезде более 60% крестьян было занято в домашней промышленности. Из массы крепостных выделяются богатые крестьяне, которые пытались, правда, не всегда успешно, выкупать себя на волю, а зачастую сами покупали себе землю и крепостных. Некоторые крепостные богатейшего помещика Шереметева имели до 600-700 крепостных крестьян! В середине века в России складывается капиталистическая мануфактура. Основателями мануфактур выступают преимущественно частные лица. В некоторых отраслях, особенно в легкой промышленности, начинает постепенно преобладать вольнонаемный труд.

Во внешней политике России после Петра I по-прежнему доминировали три основные проблемы: балтийская, польская и черноморская. Приоритетной задачей русской дипломатии являлось предотвращение реванша Швеции, удержание всех своих владений и господствующего положения на Балтике.

Возрастание роли России в европейских делах и особенно предпринятая по инициативе Екатерины I попытка усилить свое влияние в Западной Прибалтике (в том числе в герцогстве Голштиния) резко обострили отношения с Англией и Францией. Дипломатические отношения с Англией, разорванные еще в 1720 г., были восстановлены лишь в 1732 г. Франция выступила наиболее последовательным противником России. Проводя политику «восточного барьера», она восстанавливала против России Швецию, Польшу и Турцию.

Интриги Франции и Англии осложнили положение России. Но русское оружие и дипломатия сумели в целом отстоять интересы государства. В результате войны «за польское наследство» 1733-1735 гг. Россия, выступившая против Франции совместно с Австрией и Пруссией, заметно усилила свое влияние в этой стране. В ходе русско-турецкой войны 1735-1737 гг. были частично ликвидированы условия Прутского мира. Россия возвратила себе Азов и несколько отодвинула всю границу на юг. Вместе с тем, итоги войны были невелики по сравнению с затраченными усилиями, а юго-западное побережье Каспийского моря, которое Россия в 1735 г. в преддверии войны отдала Ирану, чтобы заручиться его поддержкой, так и отошло от нее. В 1741 г. войну России объявила Швеция. Но вскоре шведы были разбиты. Согласно заключенному в 1743 г. миру Россия получала небольшую часть Финляндии, а главное, сохранила все свои владения.

В середине XVIII в. быстрое усиление при Фридрихе II (1740-1786) Пруссии нарушило европейское равновесие и резко изменило расклад сил на континенте. Угроза прусской гегемонии в Европе объединила против нее Австрию, Францию Россию, Саксонию и Швецию. Союзником Пруссии была Англия. В начале войны - в 1756-1757 гг. Фридрих II одержал ряд побед над Австрией, Францией и Саксонией. С вступлением в войну России в 1757 г. ее характер изменился. Блестящие победы русской армии у Гросс-Егерсдорфа (1757), у Куннерсдорфа (1759), взятие Берлина (1760) поставили Пруссию на край гибели. Лишь смерть Елизаветы и приход к власти Петра III, поклонника Фридриха II, спасли Пруссию. Престиж русской армии вырос, но ничего более в результате войны Россия не получила.

Таким образом, после Петра I внешняя политика России, во главе которой стояли А.И. Остерман и затем Л.П. Бестужев-Рюмин, в основном сохранила свою преемственность. Однако внутриполитическая нестабильность снижала ее последовательность, эффективность и не всегда позволяла в полной мере использовать те преимущества, которые давали России военные победы.

Тезисы к лекции № 37, 38, 39 (6 часов)

Век Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма».

План:

1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: содержание и границы термина.

2. Реформы Екатерины II: преобразование Сената, секуляризация церковных имуществ, «Уложенная комиссия» 1767 г., создание системы местного управления.

3. Просветительская деятельность власти первые российские просветители (Н.И. Новиков, М.В. Ломоносов, Е.Р. Дашкова, А.Н. Радищев и др.).

4. Создание круга образованного дворянства, его политическая роль и отношения с монархом.

5. Люди екатерининской эпохи: А.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, Ф.И. Ушаков, М.М. Щербатов, Г.Р. Державин и др.

6. Революция 1789 г. во Франции и России.

7. Участие в антифранцузских коалициях. Разделы Польши.

8. Проблема «просвещенного абсолютизма» в России в контексте западно-европейских реформ второй половины XVIII в.

9. Политика и облик власти при Павле I.

10. Особенности развития многонационального государства в XVIII в.

11. Процесс колонизации и национальная политика на окраинах.

 

Принцесса из мелкого германского княжества Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская приехала в Россию в 15-летнем возрасте в качестве невесты Петра III. Крестившись в православие, она получила имя Екатерины Алексеевны. Под этим именем, к которому порой прибавляли «Великая», она сумела войти в историю как самая выдающаяся из всех российских императриц, сумевшая понять страну и многое сделать для реализации ее национальных интересов.

28 июня 1762 г. в результате заговора, в котором принимала участие и сама Екатерина, ее муж Петр III, восстановивший против себя высшее общество своим откровенным пруссофильством, был, свергнут и убит. До воцарения Екатерина II (1762-1796) выступала главным образом от имени своего сына Павла Петровича, как бы не претендуя на роль большую, нежели регентши. Воспитатель Павла, видный государственный деятель Н.И. Панин мечтал даже об ограничении власти царя императорским советом из 6-8 человек по шведскому образцу. Екатерина II дала обещания и о воцарении сына и об «императорском совете», но вскоре забыла о своих обязательствах. Тому благоприятствовали и некоторые тенденции социального развития России.

В результате дворцовых переворотов дворянство как бы приспособило обновленное государство к собственным нуждам. Разрыв между дворянством и государством, заложенный Петром I, постепенно ликвидировался. Правление аристократической олигархии для массы дворянства означало менее комфортное существование, меньшие гарантии, чем те, которые предоставляла абсолютная власть монарха. При Екатерине II союз дворянства с государственной властью еще более укрепился.

Екатерина II, хотя и имела множество фаворитов, но в отличие от предыдущих правительниц России всерьез, с большим трудолюбием и аккуратностью относилась к государственным делам. Ее иностранное происхождение и нелегитимный приход к власти еще больше поощряли «служебное» рвение и изучение страны.

Начав свое правление со знакомства с центральным управлением, Екатерина предприняла затем поездку по России, в результате которой родились ее первые распоряжения. Она подтвердила монопольное право помещиков на владение крепостными и имениями, снизила цены на соль, отменила некоторые откупа и издала жесткий указ против взяточничества. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных владений.

Екатерина быстро почувствовала потребность страны в реформах. Она не желала существенно ограничивать свою власть, но вместе с тем была готова к преобразованиям, для того чтобы продвинуть общество вперед по европейскому пути, избавиться от некоторых наиболее варварских его сторон.

Вторая половина XVIII в. - время веры во всемогущие законы и всепреодолевающее законопослушание. В 1767 г. в Петербурге по приказу императрицы собралась Уложенная комиссия для пересмотра российских законов (Уложения 1649 г.), составленная из депутатов от всех сословий, кроме крепостных крестьян. Одновременно это была и попытка прощупать настроение и расклад сил в обществе. Перед началом работы Комиссии Екатерина обратилась к ней с посланием - «Наказом», в котором были использованы идеи Монтескье и итальянского юриста Беккариа о равенстве граждан перед законом и презумпции невиновности. По мнению императрицы, депутаты должны были продемонстрировать всей России тип нового, просвещенного человека. Все они, независимо от происхождения, уравнивались в правах и навсегда освобождались от угрозы смертной казни, телесных наказаний, конфискации имущества. Эти «новые люди» должны были решить и вопрос о крепостном праве.

Екатерина в «Наказе» ставила проблему крепостничества, но не сумела (не захотела?) сохранить эти главы от безжалостного «редактирования» со стороны своего ближайшего окружения. Члены Уложенной комиссии узнали лишь немногим более четверти первоначально написанного императрицей и эту четверть в Комиссии Екатерина не отстаивала, поняв, что единственным, в чем сходилось большинство депутатов, было желание владеть крепостными. Работа Комиссии закончилась в декабре 1768 г. безрезультатно. Российское общество оказалось не готовым не только к отмене крепостного права, но даже и к более умеренным реформам. Характерный пример: приглашенные Екатериной II для обсуждения статуса «третьего сословия» видные купцы (28 человек), даже не заикнулись о принципиальных политико-юридических проблемах, полностью сосредоточившись на частных финансовых вопросах!

Не желая осложнять отношения со свободными сословиями, императрица ограничилась лишь некоторым смягчением внутренней политики расширением свобод для дворянства, купечества. К удивлению Европы, в правление Екатерины II некоторые печатные издания осмеливались даже критиковать императрицу. Но в главном ее политика была не нова. - Хотя в своих мечтах Екатерина II и поднялась до идей просветителей, по существу она оставалась самодержавной императрицей крепостнической страны.