Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова 9 страница

Перемены произошли и в приказной системе, расцвет которой пришелся на XVII в. Она была сложной, многослойной и трудной для объяснения с точки зрения функций того или иного приказа. По своему назначению последние делились на постоянные и временные, а те, в свою очередь, - на лично государевы, патриаршьи, дворцовые и государственные. На протяжении XVII в. действовало около 80 приказов, функции которых часто пересекались, что не способствовало четкости и профессионализму управления. За это время резко возросла и численность чиновников в них: в середине века насчитывалось 837 приказных, в конце - 2739. Для контроля за их деятельностью пришлось создать Приказ тайных дел, но это мало поправило положение.

Одним из самых важных и известных мероприятий правительства Алексея Михайловича стало принятие Уложения 1649 г. Оно состоит из 25 глав, почти тысячи статей и охватывает все сферы государственной жизни. Это свод законов, составленный из прежних русских постановлений с добавлением византийских и литовских законов. Однако Уложение не было сборником старого материала, оно содержит много новых положений, да и старые были значительно переработаны.

Уложение отменило урочные лета для сыска беглых. Тем самым крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Оно запрещало духовенству приобретать вотчины, чем резко ограничило возможности расширения монастырского землевладения. Уложение закрепило и обособило посадское население, обращая его в замкнутый класс. Из посада теперь нельзя было уйти, зато в посад нельзя было войти посторонним, чуждым тяглому городскому населению.

Все (или большинство) этих изменений происходили на фоне обострения борьбы между различными слоями русского общества. «Бунташность» XVII в. выразилась не только в них, но и в идеологическом кризисе, который поразил страну в 1650-х гг. Он начался с попыток церковных «верхов» восстановить единство содержания священных книг и обрядов. Еще в 1640-м г. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который входили будущие идейные противники Никон и Аввакум. Они попытались противостоять произвольному сокращению церковных служб и проникновению светских начал в духовную жизнь общества, бороться с пороками, распространившимися в среде священников.

И Никон, и Аввакум родились в Поволжье, причем в соседних селах только один в мордовском, а другой в русском. Однако с самого начала их жизнь, несмотря на внешнее сходство, пошла по разным колеям. Никон (в миру Никита) с ранних лет подпал под власть мачехи, а Аввакум провел обычное детство деревенского мальчишки. Быть может, в эти годы возникли различия в характерах и позициях двух людей, которым было суждено сыграть важную роль в политической и церковной жизни России. Никон оказался крут и неуступчив в церковных делах, где его власть подкреплялась дорогим для него официальным положением священника, затем патриарха. Однако в личном общении он был добр и даже мягок. Аввакум не делил свою жизнь на официальную и не официальную, одинаково ревностно относясь к частным и общественным обязанностям. Он никогда не стремился занять высокий пост, а вместе с тем был готов до последнего отстаивать славянскую старину в обрядах и священных книгах. Такая позиция понятна, поскольку долгое время на Руси считалось, что византийские и болгарские книжники под влиянием ересей исказили православие. Столкновение Никона и Аввакума друг с другом и с троном разожгло долго не угасающий пожар. Отступать ни один из них не собирался, и оба, таки не победив, исчезли с политической арены.

Спор внутри Кружка развернулся по поводу образцов, по которым надлежало производить изменения в священных текстах. Для одних это были древнерусские рукописные книги, для других - их греческие оригиналы. И те, и другие источники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов (ошибки переписчиков, невнимательное отношение к оригиналу), греческие тексты подвергались изменениям после падения Византии и заключения унии между византийской и католической церквями.

В основе назревшего конфликта лежали не только чисто церковные дела, но и принципиальный выбор между византийским и древнерусским наследием, а, в конечном счете, отношения России и Европы. Став в 1652 г. патриархом, Никон энергично принялся за церковную реформу, опираясь при ее проведении на греческие книги. Ему противостояла группировка, настаивавшая на чистоте русских текстов, которую возглавил протопоп Аввакум.

Активное участие в реформе приняла и светская власть, без помощи которой официальная церковь не смогла бы выйти из сложившейся ситуации со столь незначительными потерями. Помимо проведения реформы патриарх претендовал и на большее участие в делах государства, видимо, лавры Филарета, управлявшего Россией при Михаиле Романове, не давали ему покоя. Никон принял титул «великого государя» всячески подчеркивал первичность духовной власти по отношению к светской, и, в конце концов, стал соправителем Алексея Михайловича, оттеснив от трона Боярскую думу.

Действия патриарха шли вразрез с политическими процессами, характерными для России второй половины XVII в. Отношения между ним и царем настолько охладели, что когда в 1658 г. Никон в Успенском соборе Кремля отрекся от патриаршества, царь с неприличной поспешностью принял его отставку. Никон, думавший лишь попугать Алексея Михайловича, попытался вернуться на свой пост, но было уже поздно. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение властолюбивого патриарха, а главным защитником церковной реформы стал глава светской власти - Алексей Михайлович.

Эта перемена была официально зафиксирована собором 1666 г., который проклял всех противников реформы и предал их светскому суду. В результате, руководителей раскола постигла тяжелейшая участь. Протопоп Аввакум после долгих лет мучений погиб на костре в 1682 г.

До раскола государство жило идеей о «священной миссии» - сохранении в чистоте православной веры, - возложенной на него после падения в 1453 г. Константинополя под ударами турок-османов. «Святая Русь», «Москва - третий Рим» - это не демагогические лозунги, а искреннее мироощущение и русской православной церкви, и самодержавных правительств, и образованной общественности предшествующего столетия.

Вера в органическое слияние духовной и светской власти, построение царства Божия на земле, мысль о России несущей свет истины всему остальному миру - все это вдохновляло многих мыслителей страны, оправдывая в их глазах те испытания и тяготы, которые выпали на долю народных масс и страны в целом. После раскола церкви и начала ее подчинения власти самодержца эта утопия теряет своих сторонников. Теряет свое единство, монолитность и русская мысль. Она устремляется на поиски выхода из идеологического кризиса по трем направлениям.

Старообрядчество продолжило прежние традиции поиска Царства Божия на земле, прячущегося теперь, по мнению раскольников, от угрожающей ему бесовщины. Иными словами, старообрядцы боролись против обмирщения идеи России и повседневной жизни. Их идеалом стало создание силой благочестия святого мира. В этот идеологический тупик устремилась сравнительно небольшая часть населения, сурово отгородившаяся от влияния внешнего мира.

Каноническое православное богословие, сохранив мечту о «Святой Руси» как идеал, не считало смертельной опасностью обмирщение государственной жизни. Оно признало поражение церкви от светской власти. Богословие занялось разработкой более близких ему сюжетов, в частности поиском путей ля проникновения идеи святоотцов, т.е. людей, которые силой смирения победили индивидуализм и подняли знамя соборности. Из-за теоретической и практической сложности этого пути по нему также могли пойти лишь немногие.

Третьим и самым активным идейным потоком стала секуляризованная мысль. Позднее, в XVIII в., она, в свою очередь, распадется на несколько направлений, но в XVII столетии она только делает первые и очень робкие шаги. На смену мечте о «Святой Руси» постепенно вызревает идея «Великой России», а в литературе и живописи появляется личностное начало. Герои новых произведений пытаются (хотя и не всегда успешно) вырваться из окон канона, поведать о персонифицированных судьбах.

Симеон Полоцкий (в миру - Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) впервые ввел в русскую литературу жанры поэзии и драматургии. Однако наибольшее развитие получили бытовые повествования, обличительные и сатирические произведения. Среди них выделяются заостренно полемическое «Житие протопопа Аввакума» (написанное самим же Аввакумом), «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Горе-Злосчастии» «Шемякин суд», Калязинская челобитная и др. Известная фантазия, живая речь персонажей отличали эти произведения от литературы предшествующего периода. Однако сквозь относительно новую форму в них часто проглядывало патриархальное содержание.

Как отмечал русский философ В.В. Зеньковский, все три направления российской мысли сохранили свои изначальные черты: повышенное внимание к теме человека, его судьбы, к социальной проблематике, особенно к историософии (обращение к вопросам о смысле истории) и, наконец, доминирование нравственного начала, моральной установки.

Определенные изменения происходили и в зодчестве. Здесь также начала пробиваться тенденция к обмирщению. Культовые постройки все более обрастали различными украшениями и таким образом сближались с гражданскими. Новые материалы (изразцы, фигурный кирпич) способствовали и появлению новых стилей. Шатровые храмы оставались одной из излюбленных форм, хотя вскоре были запрещены, вероятно, как нарушающие канон. К концу века появляется «московское», или «нарышкинское барокко» поражавшее пышностью украшений и в то же время пропорциональностью. Наиболее ярким примером нового стиля явилась церковь Покрова в Филях. Вершиной деревянного зодчества стал ансамбль царского дворца в Коломенском. Вместе с тем, наследие прежних традиций проявляется в доминировании церковного, монастырского зодчества над гражданским.

В русской живописи тоже по-прежнему властвует иконопись. Но влияние раскола церкви наблюдается и здесь. Во главе нового движения стоял непревзойденный художник этого периода Симон Ушаков. Он внес в традиционное представление об иконописи свое понимание назначения иконы, выделяя, прежде всего ее художественную, эстетическую сторону. Наиболее известны его иконы «Спас Нерукотворный» и «Насаждение древа государства Российского». В них проявляется своеобразная тенденция к обмирщению путем очеловечения Христа, вплетения исторического (главным образом, генеалогического) материала. Развитие этой тенденции приводит к появлению светской живописи, и, прежде всего портретов (парсун), выполнявшихся еще в иконописной манере.

 

Тезисы к лекции № 27, 28 (4 часа)

Мануфактурно-промышленное производство. Начало формирования всероссийского внутреннего рынка.

План:

1. Социальная политика при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче.

2. Этапы становления крепостного права в XVII в.

3. Феодальная вотчина и поместье.

4. Новые явления в экономике.

5. Формирование рыночных связей и появление первых мануфактур.

6. Экономическая политика государства и финансовая система (Новоторговый устав, денежная реформа, налоговая реформа 1679 г., поддержка промышленности, государственные монополии).

7. Иностранцы на русском рынке.

8. Изменения в социальной структуре Московского царства.

 

Начало XVII в. современники событий называли не только Смутным временем, но и «великим московским разорением». В течение первых 10-12 лет этого столетия вновь появились огромные пространства невозделанных земель. От междоусобиц и иностранной интервенции наиболее пострадали уезды, расположенные к западу и к югу от Москвы, в некоторых из них пахотные земли сократились в десятки раз. Процесс восстановления хозяйства занял тридцать лет - с 20-х по 50-е гг. XVII в. Продолжительность восстановительного периода объясняется и низким плодородием почв Нечерноземья, и слабой сопротивляемостью крестьянского хозяйства природным условиям, и убогостью сельскохозяйственной техники.

В XVII в. развитие сельского хозяйства характеризовалось освоением новых территорий и обменом земледельческим опытом с другими народностями, чьи земли вошли в состав Русского государства: карелами, татарами, чувашами, мордвой. Необходимость покупать некоторые промышленные товары и уплачивать подати заставляла крестьян продавать хлеб даже в ущерб собственному хозяйству. Впрочем, также поступало и государство, зачастую тратившее необходимый хлебный запас на покупку оружия или поддержку своих воюющих зарубежных союзников.

В это столетие крестьянство добилось значительных успехов в производстве технических культур, особенно льна. Семена его контрабандой ввозились в Голландию и другие европейские страны. Тем не менее, пашню русский крестьянин по-прежнему обрабатывал сохой, бороной, реже плугом; уборка урожая производилась серпом и косой. Кое-где, несмотря на преимущества трехполья, сохранились подсека и перелог. На российских полях выращивались рожь (имевшая самую низкую урожайность среди зерновых), овес, пшеница, ячмень, лен и конопля.

Неблагоприятные природные, социальные и технические условия, однако, не помешали началу формирования уже во второй половине XVII в. районов, производивших товарный хлеб. Главными среди них были Среднее Поволжье и Черноземный центр. Здесь же зарождалось российское товарное скотоводство. В то же время выявились районы - потребители хлеба: Поморье, Нижнее Поволжье, Сибирь, Дон. Иными словами, создавались условия для более тесного взаимодействия различных районов страны, возникала постоянная экономическая заинтересованность их друг в друге.

Как крестьянское, так и помещичье хозяйство оставалось, в основном, натуральным т.е. довольствовалось тем, что производилось внутри него. Хлеб, птица, масло, яйца, мясо, сало, полотно, сукно, деревянная и глиняная посуда - все это делалось или выращивалось крестьянами и поставлялось боярам, помещикам и священнослужителям. Разбросанные по разным регионам страны вотчины позволяли феодалу обеспечивать себя всем необходимым и выменивать не производившиеся в его хозяйстве изделия.

Среди крупных хозяйств уже появлялись и не совсем типичные для России. По данным Н.И. Павленко, боярин Б.И. Морозов в 1620-х гг. владел 151 двором и 233 душами, а после смерти оставил наследникам 9100 дворов и 27400 крепостных. Однако дело не в размерах владений Морозова, а в том, что он широко развивал в своем хозяйстве промыслы, особенно поташный (производство пороха). Морозов также содержал винокурни, железоделательный завод, не брезговал и ростовщичеством. Промыслы приносили боярину фантастический доход - 180 тыс. руб. в год. Однако на фоне массы российских феодалов его предпринимательская деятельность была, скорее, исключением из правил.

С середины XVII в. крепостничество окончательно воцаряется в России. В конце столетия из 812 тыс. тяглых дворов лишь около 10% принадлежало свободным посадским людям и черносошным крестьянам. Подавляющее число, учтенных переписью 1678-1679 гг. домовладельцев, являлось крепостными. Это обстоятельство, естественно, сказывалось на жизни не только российской деревни, но и городского населения.

К середине века в России насчитывалось 254 города, но больших центров среди них было не много. Только в 15 из них насчитывалось более 500 дворов. Городское население по сравнению с XVI в. возросло на 60%, но все равно составляло ничтожную часть от общего количества населения.

Для этого времени становится характерным перерастание ремесла в товарное производство. Всех городских ремесленников можно разделить на две группы: работавшие на государство и казну, и тягловые посадские люди. Последние-то и вынуждены были, не дожидаясь заказов, работать на рынок, выяснять его конъюнктуру и удовлетворять спрос покупателей. Скажем, в Москве в этот период работало 130 кузниц, 100 мастеров скорняжного дела, около 600 человек, изготовлявших продукты питания. Но занятия ремеслом не заставили горожан полностью отказаться от сельского хозяйства. Москва середины XVII в. представляла собой скопление слобод, перемежавшихся пашнями и лугами.

Во второй половине XVII столетия в стране начал формироваться всероссийский рынок. Вообще-то, на хозяйства в любой период развития страны не носит абсолютного характера. Люди вынуждены обращаться к рынку хотя бы за теми товарами, которые могли быть произведены в местностях имеющих для этого сырьевые ресурсы (железо, соль и т.п.). В рассматриваемый период некоторые промыслы были распространены повсеместно, но в силу различных причин, в отдельных районах те или иные изделия делались более качественно. Поэтому центрами выделывания полотна, например, стали Новгород, Псков, Ярославль Смоленск, Вологда. Кожи грамотнее всего обрабатывались в Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, Калуге. Причем сырье в эти пункты поставлялось не только из близлежащих мест, но и с Украины. Вековая стихийная специализация давала свои плоды - лучшими плотниками в России считались жители Поморья. Вдоль важнейших рек возникали центры судостроения, где изготавливалось и все необходимое для оснастки судов.

Соль и металлические изделия требуются повсюду, но производиться они могут лишь там, где для этого существуют условия. Поэтому центрами железоделания стали Тульско-Серпуховский, Тихвинский и Устюжно-Железопольский районы. Соль добывалась в основном, в Поморье (Соль Камская, Соль Вычегодская) и в Старой Руссе. Постоянно росла специализация этих производств, увеличивались объемы продукции.

Перечисленные выше изменения стали причиной появления в России в XVII в. первых серьезных капиталонакоплений. Методы первоначального накопления в нашей стране были достаточно неординарными. В России не произошло обезземеливания крестьян, как в Англии. Внешняя торговля и полученные в результате нее накопления не играли такой роли как в развитых странах Европы. В России действовали внутренние источники накопления: налоги, откупа, подряды, ростовщичество, а государство, являясь монополистом большинства этих видов получения доходов, играло в экономическом процессе первую скрипку.

Однако самым важным новшеством в промышленности ХVII в. стало появление мануфактур. Мануфактура - это крупное производство, основанное на разделении ручного труда. Кроме того, мануфактура могла представлять собой простую или капиталистическую кооперацию (в первом случае разделение труда находится в зачаточном состоянии, во втором - достаточно продвинулось вперед). Первые из российских мануфактур возникли в металлургии в тех местностях, где имелись руда, лес и небольшая река, легко перегораживаемая плотиной.

В 1636 г. голландский купец Андрей Виниус пустил первый вододействующий завод в Тульско-Каширском районе. Правительство позаботилось о смелом предпринимателе: в течение 10 лет он получал денежную ссуду, к заводу были приписаны дворцовые крестьяне. Чуть позже подобные предприятия были построены в Олонецком и Липецком районах. Однако металлургия оставалась единственной отраслью промышленности, где действовали мануфактуры.

В становлении российского общегосударственного рынка решающую роль сыграли не крупные предприятия, а мелкое товарное производство. Узлами, связывающими межобластные производства, стали ярмарки российского значения: Макарьевская (близ Нижнего Новгорода), Ирбитская (на Урале), Свенская (под Брянском). В роли своеобразного постоянного рынка выступали некоторые города, и, прежде всего Москва, Архангельск, Астрахань, Новгород.

Уровень экономического развития страны достаточно точно отражается структура ее внешней торговли. Из стран Западной Европы в Россию ввозились промышленные изделия, а экспортировались сельскохозяйственное сырье: полотно, кожи, пень, сало и т.п. К тому же внешняя торговля России практически полностью находилась в руках иностранных купцов, которые предпочитали не продавать товар оптом в портах прибытия, а старались проникнуть с ним на внутренний рынок. Русское купечество слабо организованное и не обладавшее достаточными капиталами, не могло выдержать конкуренции с опытными иностранными коллегами.

В ряде челобитных - 1627, 1635, 1637 и 1648 гг. - русские купцы жаловались на засилье в стране европейских торговых людей. Наконец, в 1649 г. правительство решило лишить иностранцев права торговать внутри страны. Однако, это мало помогло, и в 1653 г. был обнародован Торговый устав. Вместо множества пошлин он устанавливал одну - 5% с цены продаваемого товара, а для иностранцев - 6%. Если же последние отправляли товар вглубь страны, не продавая его оптом на месте, с них взималось еще 2%. Еще более жестким был Новоторговый устав 1667 г. Согласно его статьям, иностранные купцы, продававшие свой товар в портах прибытия, уплачивали обычные 5%. Если же они желали продавать его внутри России, то размер пошлины увеличивался до 10%. Кроме того, устав запрещал торговать иностранцу с иностранцем товарами, произведенными не в России, и вообще разрешал им вести лишь оптовую торговлю.

 

Тезисы к лекции № 29, 30 (4 часа)

Внешняя политика России в XVII в.

План:

1. Усиление противоречий с Крымским ханством, Османской империей, Ираном и другими государствами Востока.

2. Посольский приказ и организация дипломатических связей со странами Азии и Европы.

3. Россия и Тридцатилетняя война.

4. Стремление к дальнейшему территориальному росту: присоединение украинских и белорусских земель, освоение Сибири, продвижение на Дальний Восток.

5. Казачьи территории: своеобразие культуры, общественной организации, быта.

6. Народные волнения, восстания и движения в XVII в.: их символика, лозунги, состав участников и последствия.

7. Сверхзадачи начала Нового времени в русской истории: территориальное самоопределение, выход к морям и вхождение в Европу, преодоление внутреннего раскола, создание новой иерархии ценностей.

После смерти Ивана Грозного правительство Годунова стремилось к поддержанию мирных отношений с соседями. Неоднократно продлевалось перемирие с Речью Посполитой, развивались отношения с Кавказом и Средней Азией. Вместе с тем удалось усилить оборону южных границ. Дважды крымский хан Девлет-Гирей собирался в поход на Россию (1591, 1598), но выход навстречу крупных русских сил во главе с Годуновым оба раза заставил его отступить. Единственной войной, которую вела Россия, была война со Швецией, получившей по перемирию 1583 г. побережье Финского залива. Война (1590 - 1593) закончилась мирным договором (1595), по которому России были возвращены Иван город, Ям, Опорье и Карелла.

Активную внешнюю политику Россия продолжала проводить и в XVII в. внешнеполитический курс России на протяжении XVII в. был нацелен на решение трех задач: 1) воссоединение с украинским и белорусским народами; 2) обеспечение выхода к Балтийскому и Черному морям и 3) достижение безопасности южных границ от набегов вассала Османской империи крымского хана. Однако возможности для одновременного решения всех этих задач у России в XVII в. не было.

Весной 1632 г. началось безвластие в Речи Посполитой и Русское правительство сочло ситуацию благоприятной, что бы начать войну за Смоленск. Поход русской рати к Смоленску начался в сложных условиях, когда южные уезды подверглись набегам крымских татар.

Осада Смоленска затянулась на 8 месяцев.

Начались переговоры, завершавшиеся в июне 1634 г. заключением Полянского мирного договора. Полякам были возвращены все города, которыми овладели русские на начальном этапе войны: Невель, Стародуб, Потчеп, Себеж и др. Смоленск тоже оставался в руках поляков.

Неудача в Смоленской войне лишила страну возможности вести активную политику на юге. В 1637 г. донские казаки овладели турецкой крепостью Азовом. Когда к Азову была тянута армия османов, казаки обратились в Москву с предложением ввести в крепость правительственный гарнизон, но правительство не решалось на подобный шаг. И казаки в 1642 г. оставили Азов, разрушив его укрепления.

Важнейшей внешнеполитической акцией России в XVII в. явилась борьба за воссоединение с Украиной.

Большая часть Украины в первой половине XVII в. входила в состав Речи Посполитой. Населенные украинцами и белорусами латифундии принадлежали польским магнатам, официальным языком был польский, православная церковь подвергалась гонениям. Особую прослойку среди населения Украины составляли запорожские казаки. В Запорожье не было официального землевладения, казаки имели свое самоуправление - выборного гетмана. Днепропетровские казаки несли сторожевую службу, отражая набеги крымских татар, за что польское правительство платило им вознаграждение.

Новый этап борьбы украинского народа за свободу связан с именем Богдана Михайловича Хмельницкого. В конце 1647 г. в низовьях Днепра он организовал небольшой отряд, а в начале следующего года явился в Запорожскую Сечь, изгнал оттуда правительственный гарнизон и после избрания гетманом обратился с призывом к восставшим.

Начало движения сопровождалось рядом побед восставших над войсками Речи Посполитой. В мае 1648 г. в двух битвах у урочища Желтые Воды и у Корсуни была наголову разгромлена армия гетмана Полоцкого, направленная правительством Польши для подавления восстания. Летом 1648 г. восстание переросло в освободительную войну.

Одновременно с украинцами в борьбу против Польши включились и белорусы. Движение здесь было менее организованным, потому что в Белоруссии отсутствовали силы, равные тем, которыми располагал Хмельницкий.

Понимая, что собственных сил для завоевания независимости и длительной борьбы с Речью Посполитой и Крымом недостаточно, Хмельницкий несколько раз обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. Россия же в то время не была готова к войне, которая могла начаться сразу же после объявления о воссоединении Украины с Россией.

И все же Россия начала активно действовать. Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Б. Бутурлиным. В свою очередь Рада в Переяславле 8 ноября 1654 г. единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России.

Начавшаяся война с Речью Посполитой на первом этапе была для России успешной. В 1654 г. русские войска овладели Смоленском и 33 городами Восточной Белоруссии. Русским войскам оказывало помощь белорусское население. Разгромом Речи Посполитой воспользовалась Швеция, стремившаяся стать Полновластной хозяйкой прибрежных территорий на юге Балтики. Летом 1655 г. шведы вторглись в пределы Польши и овладели большей частью ее территории.

Успехи Швеции обостряли ее отношения с Россией. В Москве считали, что это усложнит борьбу России за выход к Балтийскому морю. В августе 1656 г. начались переговоры с Польшей, 24 октября между Россией и Польшей было заключено перемирие. Вслед за этим Россия объявила войну Швеции. Военные действия на русско-шведском театре первоначально развивались успешно, но Речь Посполитая, получив передышку, сумела собраться с силами и возобновить военные действия против России. Одновременно вести войну против Речи Посполитой и Швеции у России возможности не было, и она 20 декабря 1658 г. заключила со Швецией перемирие на три года. По Кардисскому миру (июнь 1661 г.) Россия вынуждена была возвратить Швеции все свои приобретения в Ливонии, в результате чего Россия оставалась отрезанной от морских берегов. Возобновленная же война с Речью Посполитой приняла затяжной характер. В 1661 г. стороны начали мирные переговоры, которые завершились 30 января 1667 г. перемирием, в результате чего России были возвращены Смоленск, а также все ее земли к востоку от Днепра. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством. Россия приобрела также сроком на два года Киев. И только по условиям Андрусовского перемирия 1686 г., закрепившего «Вечный мир», Киев оставался за Россией.

Хотя Андрусовское перемирие, а затем и «Вечный мир» не решили в целом вопроса о воссоединении с Россией всей Украины и тем более Белоруссии, тем не менее, они ознаменовали крупный внешнеполитический успех правительства: воссоединение Левобережной Украины с Россией открывало перспективу вхождения в состав России всей Украины и Белоруссии.

Окончание войны с Речью Посполитой позволило России оказать энергичное сопротивление агрессивной политике Османской империи, претендовавшей на Украину. Турция объявила войну России. Война 1677 - 1681 гг. началась походом объединенного османо-крымского войска на Правобережную Украину.

В сражении у Бужина русско-украинская армия раз громила крымско-османские войска.

13 января 1681 г. в Бахчисарае был подписан договор, устанавливающий 20-летнее перемирие. Турция признала право России на Киев. Земли между Днепром и Бугом объявлялись нейтральными, не подлежащими заселению подданными воевавших.

В ходе войны была создана третья по счету оборонительная линия, Изюминская, протяженностью в 400 верст, прикрывавшая от набегов Украину.

Начатое еще в конце XVI в. освоение Россией Сибири активно продолжалось, и в XVII в. Сибирское ханство, владевшее Западной Сибирью, стало обширным государством, в которое, кроме сибирских татар, входили ханты, манси, зауральские башкиры и другие народы. Русское правительство поставило задачу их присоединения к России. Оно привлекало к решению этой задачи фактических хозяев Среднего Приуралья - солепромышленников Строгановых, которые владели огромными землями и имели собственные вооруженные отряды. По жалованной грамоте Ивана IV Строгановы начали в Западной Сибири строительство крепостей. В конце 1581 - начале 1582 г. состоявший на службе у Строгановых казачий атаман Ермак со своим отрядом (численностью около 600 человек) двинулся в поход. Ему удалось разбить войска Кучума и захватить его столицу Кашлык. В результате этой операции население Сибири согласилось платить дань не Кучуму, а Ермаку. В 1584 г. Ермак погиб в бою.