Согласования конспекта лекций 4 страница

Следующим этапом летописания А.А.Шахматов предположительно считал свод монаха Киевского Печерского монастыря Никона, составленный в 1073 г. Основанием для этой гипотезы послужило появление, начиная с 6569 (1061) г., точных дат в летописании. Никон не только изложил события, случившиеся на Руси после 1037 г., но и, возможно, «в Тмутаракани … узнал хазарское предание о том, что хазаре когда-то брали дань с полян, но отказались от этой дани. Это предание Никон включил в летопись, не без удовольствия указав, что «владеють Козары Русьстии князи и до дьнешьняго дьне». … Никон, располагая тою же болгарскою летописью, что и составитель Древнейшего свода, извлек из нее драгоценные для русского человека, но весьма обидные для греков подробности похода Олега на Царьгород и героические подробности войны Святослава с болгарами и греками. Наконец, по своей церковной линии Никон сделал несколько выпадов против митрополита-грека, указывая, что без всякой помощи со стороны последнего Печерский монастырь в архивах Константинополя нашел забытый строгий монастырский устав, которым поднял жизнь монахов как у себя, так и в других русских монастырях. Также безо всякой помощи греческой церковной власти в «Русской земле» умеют бороться с волхвами, представителями старой веры. Этой последней теме Никон отвел 1071 г., куда собрал разные случаи борьбы с кудесниками-волхвами, происшедшие в разное время …» (Приселков М.Д. С. 69, 70).

Составление Начального свода, который сохранился в тексте Новгородской первой летописи младшего извода, А.А.Шахматов отнес к 1093 г., а его автором считал игумена Печерского монастыря Ивана (Свод 1093 г. Ивана – Начальный свод). Помимо предшествовавшего русского летописания, Иван привлек для составления своего труда «Хронограф по великому изложению» – русскую обработку хроники византийского автора IX в. Георгия Амартола (Грешника) и церковные произведения, составленные при митрополичьей кафедре – «Житие Антония» (основателя Печерского монастыря) и т.наз. «Корсуньская легенда» (об обстоятельствах крещения Руси). Автор извлек из «Хронографа по великому изложению» первое упоминание о нападении руси при императоре Михаиле на Константинополь, читающееся теперь в Новгородской летописи в статье 6362 (854) г., и «очевидно дорожа установить … источник власти тогдашней княжащей на Руси династии «старого Игоря»», сконструировал версию об Игоре как сыне Рюрика. «Это, правда, вело к насилию над родным (киевским, - А.Ш.) преданием, твердо помнящим о княжении в Киеве вещего Олега, теперь, в предлагаемой конструкции, ставшего только воеводою Игоря, зато княжащая династия на Руси, названная теперь рюриковою, получила крепость законности в факте призвания, провозглашения народом, а не в факте захвата власти» (Приселков М.Д. С. 72).

3.Так называемая «Повесть временных лет» была составлена в 1112/1113 г. монахом Печерского монастыря Нестором и, очевидно, носила следующее полное заглавие: «Се повести временьных лет, чьрноризьца Феодосиева манастыря Печерьского Нестора, отъкуду есть пошла Русьская земля, къто в Кыеве нача пьрвее къняжити, и отъкуду Русьская земля стала есть». Труд Нестора во многом носил характер концептуального осмысления истории Русского государства, существовавшего к тому времени уже два столетия. Поэтому ряд построений летописца носил характер не поиска объективной истины, а политического обоснования древности и значительности русского народа в мировой истории. Так, Нестор делает акцент на княжеском происхождении основателя Киева – Кия, о почестях, оказанных Кию византийским императором при посещении первым Царьграда. Под его пером появляется легенда о «чистоте нравов» у полян в противоположность другим славянским племенам. Именно Нестор изложил объяснение происхождения названия Русского государства и списал тексты договоров князей Олега и Игоря с Византией. «Привлеченные к летописанию договоры русских князей с Империей Х века установили пред Нестором со всею неизбежностью факт самостоятельного правления в Киеве князя Олега, что совпадало с преданиями и народными песнями, помнившими вещего Олега как киевского князя, но что разрушало гипотезу игумена Ивана, так как разрывало последовательность княжений Рюрика-отца и Игоря-сына. Нестор вышел из затруднения тем, что постарался все же примирить новый факт с гипотезою, отказаться от которой во многих смыслах было жаль (обычный грех исследовательской слабости): Игорь был определен как малолетний наследник Рюрика, за которого правил до времени мужества его, по завещанию Рюрика, родственник – князь Олег» (Приселков М.Д. С. 77). Таких «исторических» дополнений Нестором было сделано достаточно много. Нестор, доказывая права Рюриковичей на Киев, в отличие от предшествующих летописей назвал Аскольда и Дира боярами Рюрика, связал топоним Киева – Ольгову могилу с именем вещего Олега. Из устной традиции Нестор дополнил летопись преданием о кожемяке, поборовшем печенега, что послужило причиной возникновения названия города Переяславля (Южного). В летописи рассказ помещен под 6501 (993) г., хотя Переяславль упомянут еще в договоре кн. Олега с Византией (ок. 911 г.). Второе предание, включенное в летопись, – об осаде печенегами Белгорода и их обмане местным старцем.

В итоге изучения истории возникновения текстов Начального свода и «Повести временных лет» А.А.Шахматов и его ученик М.Д.Приселков пришли к выводу о фактологической и хронологической недостоверности известий русских летописей о событиях IX-X вв. «Располагая весьма незначительным количеством письменных источников, опираясь, главным образом, на устную традицию, извлекая оттуда факты для повествования о IX и Х вв., летописатели пускались в перетолковывание этих фактов … Все это делает теперь невозможным для историка строить историю Киевского государства Х в. по данным «Повести временных лет» и вынуждает искать иные источники, и более надежные и более современные изучаемым событиям», - писал М.Д.Приселков еще в 1940 г. (Приселков М.Д. Киевское государство. С. 215-217). Такими источниками ученый считал тексты русско-византийских договоров, сохранившиеся в летописи, сочинения византийских авторов. К сожалению, информация достоверных источников весьма ограничена. В итоге, достоверно «мы можем утверждать, что в Х в. на Руси правили «великие князья» Олег и Игорь, что первый из них в 911 г. …, а второй – в 924-944 гг. (время правления императора Романа с сыновьями Константином и Стефаном) заключили договоры о «мире и любви» с византийскими императорами» (Лурье Я.С. С. 98). В труде Константина Багрянородного «Описание императорского церемониала» описана аудиенция русской княгини Ольги (Helga) у автора повествования – византийского императора 9.09.957 г. Под 959 г. западноевропейские хроники и более поздние греческие авторы сообщают о крещении княгини Ольги под именем Елена в Константинополе (Пресняков А.Е. С. 324-326). «История» Льва Диакона, византийского автора 2 пол. Х в., достаточно подробно повествует о войнах кн. Святослава с Болгарией и Византией в 968-971 гг. (Диакон Лев). По поводу изложения обстоятельств крещения кн. Владимира и Руси в русском летописании еще М.Д.Приселков отметил: «Прежде всего он (составитель Древнейшего свода, - А.Ш.) умышленно не пожелал рассказать о действительном ходе событий, приведшем к крещению Владимира; мало того, он не пожелал рассказать и о том, как же была устроена церковь в Киевском государстве после крещения … Не входя в подробности, укажем, что Корсунская легенда извращала ход событий крещения Руси и весьма чернила образ Владимира» (Приселков М.Д. С. 63, 72). Обращаясь к взаимоотношению трех событий: крещения Владимира, крещения Руси и взятия Корсуня (Херсонеса), следует отметить, что древнейшая редакция «Жития Владимира» сообщает: «На другое лето к порогом ходи по крещении; на третье лето взят Корсунь; на четвертое лето церковь камену святые Богородици (Десятинную) заложи …» (Пресняков А.Е. С. 346, 347). А.А.Шахматов и М.Д.Приселков обратили внимание на прослеживаемую по отрывочным сведениям источников связь раннего русского христианства, в первую очередь, не с Византией, а с христианской культурой и церковной организацией Болгарии. Но подчинялась ли русская церковь при кн. Владимире не византийскому, а болгарскому патриарху, или русско-болгарские христианские связи выражались лишь в обращении русских священников «к Болгарии за книгами и учителями» достоверно не ясно (Пресняков А.Е. С. 346-359).

После источниковедческих открытий А.А.Шахматова, сделанных в кн. XIX – нач. XX вв., исследований его последователей М.Д.Приселкова и А.Н.Насонова очень странным выглядит тиражирование в современной учебной литературе пересказа концепции «Повести временных лет» о событиях 2 пол. IX-X вв. на Руси в качестве достоверной (объективной) информации. Это касается приводимых в учебниках точных дат княжений Олега, Игоря, Ольги, обстоятельств и хронологии походов дружин Олега и Игоря на Византию, легенд «о выборе веры» кн. Владимиром и «корсуньской» – об обстоятельствах его крещения.

 

Лекция 7

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.

План:

1. Определение Древней Руси как «раннефеодального государства».

2. Причины и обстоятельства распространения христианства на Руси.

3. Борьба за власть между сыновьями кн. Владимира Святославича. Этапы установления единовластия кн. Ярослава Мудрого.

4. Триумвират Ярославичей. Личность кн. Владимира Всеволодовича (Мономаха) в русской истории, его вклад в укрепление государства, русскую культуру.

 

Литература:

Алексеев Л.В. Полоцкая земля (X-XIII вв.). – М., 1975.

Алексеев Л.В. Смоленская земля в IX-XIII вв. – М., 1980.

Горский А.А. Дружина и генезис феодализма на Руси // Вопросы истории. – 1984. - № 4.

Горский А.А. Древнерусская дружина. – М., 1989.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. – М., 1999.

Зимин А.А. Правда Русская. – М., 1999.

Котляр Н.Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX-XIII вв. – Киев, 1985.

Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. – М., 1984.

Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. – Л., 1987.

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. – М., 1951 (переиздание – СПб., 2002).

Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. – М., 1993.

Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в Х – первой половине XIII в. – М., 1977.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в. – СПб., 2003.

Янин В.Л. Новгородская феодальная вотчина: (Историко-генеалогическое исследование). – М., 1981.

Янин В.Л. У истоков новгородской государственности. – Великий Новгород, 2001.

 

 

1. Все древнерусские города, может быть за исключением Киева и Новгорода, возникли не из племенных центров, а из княжеских крепостей, строившихся на покоряемых территориях. Первоначальной функцией русских городов было их военно-административное значение. Торгово-ремесленные функции были вторичны. По сути, русские города Х–ХI вв. – это коллективные поселки бояр, защищенные дерево-земляными укреплениями. Собирая дань и располагая крупными денежными суммами (либо их материальным эквивалентом), именно бояре сосредоточили в своих руках городскую торговлю. Первые ремесленники проживали на боярских усадьбах. Особенно хорошо процесс монополизации торговли, ремесла и ростовщичества боярскими семьями изучен по материалам раскопок Великого Новгорода (исследования В.Л.Янина).

Древняя Русь в Х – ХI вв. была раннефеодальным государством. "Феод"- позднелатинское название земельного пожалования господина своему вассалу (свободному слуге) при условии службы вассала господину (сеньору). На Руси вассалами князя были его дружинники–бояре, как непосредственно входившие в личный отряд воинов – "гриди" (или младшая дружина), так и проживавшие в других городах. Именно бояре составляли основу слоя феодалов. Постепенно слой феодалов увеличивался за счет разраставшегося в ХI–XII вв. потомства князей – Рюриковичей, и – после крещения Руси – за счет высших иерархов церкви. Феоды на Руси в Х–XI вв. были не земельные, они заключались в пожаловании феодалам части дани, собираемой с населения государства, либо в пожаловании должности, главным образом, оплачиваемой той же данью. Отсутствие на Руси до конца ХI в. частной феодальной земельной собственности характеризуется как ранний феодализм.

Следует отметить, что в Х–XI вв. "Русью" или "Русской землей" называли лишь центральную часть государства – среднее Поднепровье. Распространение этого названия отставало от реального расширения границ государства. Отдельный вопрос составляет уровень общественной организации так называемых восточнославянских "племен", которые далеко не сразу вошли в состав Русского государства. Длительное противостояние (например с вятичами – до кон. ХI в.) ряда "племен" (северяне, радимичи, вятичи) с Русью, наличие на их территориях собственных "градов" позволяют утверждать о наличии протогосударственной организации в Х–ХI вв. и у ряда славянских территориально-племенных объединений Восточной Европы.

2. Ко времени правления князя Владимира относится и так называемое "крещение" Руси – принятие в Русском государстве в качестве официальной религии христианства. Точное время этого события и его обстоятельства достоверно не ясны. Содержащиеся в летописной "Повести временных лет" корсуньская легенда и легенда "об испытании вер" были составлены, примерно, через 100 лет после самого события. Скорее всего, князь Владимир крестился в 987 г. в Киеве. Известно, что русский корпус воевал в составе малоазиатской армии Византийской империи с 988 г. в итоге какого-то русско-византийского соглашения. Наиболее вероятно, что в 989 г. князь Владимир овладел византийским городом Херсонесом в Крыму и женился на Анне – сестре византийского императора Василия II. В 990 г. Владимир заложил в Киеве каменную церковь св. Богородицы (Десятинная церковь), а в 996 г. ввел церковную "десятину" - отчисление на нужды церковной организации 10-й части государственных доходов. А.А.Шахматов и М.Д.Приселков выявили в источниках информацию о важной роли в принятии Русью христианства, в первую очередь, не Византии, а Болгарии. Первым архиепископом киевским был Анастас, в 20-е годы XI в. эту должность занимал Иоанн. Позднее, при киевском князе Ярославе Владимировиче (Мудром) в 1037 г. в Киеве была учреждена митрополия. Русские епископы и митрополиты утверждались на должность византийским патриархом. Согласно русской летописи, князь Владимир "нача ставити по градом церкви и попы" и "нача поимати у нарочитые чади дети и даяти нача на ученье книжное". Суть раннего русского христианства состояла в вере, что крещенные люди безусловно спасены, в большом "религиозном оптимизме". Милостыня была главной заповедью этого учения. Сохранились сведения европейского хрониста Титмара Мерзебургского о том, что князь Владимир выкупал пленных и кормил их.

3. При жизни Владимира его сыновья на правах наместников княжили в городах: Вышеслав, позднее Ярослав – в Новгороде, Изяслав – в Полоцке, пасынок Святополк – в Турове, Ярослав, позднее Борис – в Ростове, Судислав – в Пскове, Глеб – в Муроме, Всеволод – во Владимире Волынском, Мстислав – в Тмутаракани (совр. Керчь), Святослав – в Смоленске. В 1015 г. Ярослав перестал платить в Киев положенные от Новгорода 2000 гривен. Владимир собрался в поход на Новгород, но 15 июля 1015 г. умер. На Руси началась крупная усобица. Ярослав для похода на Киев традиционно нанял скандинавскую дружину. Но в итоге конфликта варягов с новгородскими боярами погибла значительная часть и тех и других. Ярослав нуждался в воинах, и потому с целью юридического урегулирования новгородско-скандинавских противоречий был составлен первый русский свод законов – ранняя редакция "Русской правды". В 1019 г. рать Ярослава нанесла поражение рати Святополка, который вскоре умер. Ярослав утвердился на княжеском "столе" Киева. Летописная традиция приписала князю Святополку убийство своих братьев Бориса и Глеба, позднее канонизированных и ставших первыми русскими святыми. Святополк получил эпитет "Окаянный". Однако шведская "Сага об Эймунде" убийцей братьев называет Ярослейва, в котором легко угадывается князь Ярослав. Борьба за власть происходила в очень жестких формах. Ярославом был посажен "в поруб" его брат Судислав (в 1037 г.), освобожденный племянниками лишь 24 года спустя. В 1024 г. в битве у г. Листвен (Лиственская битва) сошлись полки князя Ярослава и его брата князя Мстислава Тмутараканского. Характерно, что центральный полк войск Ярослава составляли наемные варяги во главе со слепым Хаконом (Якуном), а центральный полк войск Мстислава подвластные ему северяне. После сражения между братьями было достигнуто соглашение о разделе "Русской земли" по Днепру. Земли к западу от реки с центром в Киеве остались под властью Ярослава, а земли восточнее Днепра составили владения Мстислава с центром в Чернигове. Характерна преемственность с государственной традицией Хазарского каганата. Мстислав, владея одним из прежних городов каганата – Тмутараканью (хазарское название Самкерц), получил под свою власть земли племенных объединений, входивших в каганат – северян и радимичей. Полоцк и Витебск находились под властью внука Ярослава – Брячислава Изяславича. В 1036 г. Мстислав заложил в столице своих владений – городе Чернигове "каменный" храм св. Спаса. В этом же году он умер. Ярослав, посадив в тюрьму Судислава, объединил под своей властью все земли государства (полоцкий князь был его вассалом). В 1036 г. под стенами Киева русские войска Ярослава нанесли крупное поражение печенегам. На поле сражения в 1037 г. был заложен кафедральный храм св. Софии (Премудрости божьей), была построена новая линия киевских городских укреплений: "Заложи Ярослав город великий, у него града суть Златые врата, заложе же и церковь святые Софья, ... церковь на Золотых воротех св. Богородица благовещенье, … св. Георгия монастырь и церковь св. Ирины". Христианское имя жены Ярослава – шведки Ингигерды было Ирина. В 1037 г. в Киеве была учреждена митрополия, при ней была создана первая русская летопись – так называемый "Древнейший свод", ставший основой "Повести временных лет", составленной позже – в 1112 – 1113 гг. У Киева возник первый русский монастырь – Печерский, ставший позднее общерусским культовым центром. По словам летописца "и бе Ярослав любя церковныя уставы". Под его руководством строилась укрепленная линия на южной границе по реке Рось. На территории современной Эстонии была построена крепость Юрьев (совр. Тарту), названная по христианскому имени князя Ярослава. Русь как государство была признана не только Византией, но и европейскими королевствами – наследниками империи Карла Великого. Дочь Ярослава – Анна, выйдя замуж за короля Франции Генриха Капета, стала французской королевой и матерью короля Филиппа I.

4. В 1054 г. Ярослав умер, завещав Русское государство трем своим старшим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Фактически, в Киеве княжил Изяслав, в Чернигове – Святослав, в Переяславле Южном – Всеволод, во Владимире Волынском – Игорь, а в Смоленске – Вячеслав. Но многие общегосударственные вопросы решались коллективно Изяславом, Святославом и Всеволодом. В 1067–1071 гг. происходила борьба между этим киевским триумвиратом и их родственником – полоцким князем Всеславом Брячиславичем. Киевские князья, заманив Всеслава в Киев, посадили его "в поруб". Однако события приняли неожиданный оборот. В итоге восстания киевской городской общины Изяслав был изгнан из города, а киевским князем городское вече избрало Всеслава. Вскоре Изяслав снова утвердил свою власть над Киевом, но уже в 1073 г. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава. В 1076 г. умер князь Святослав, похороненный в черниговском храме св. Спаса. Началась крупная усобица между потомками Ярослава Мудрого. В 1078 г. в сражении между русскими князьями на Нежатиной ниве под Черниговом погиб князь Изяслав. До 1093 г. в Киеве княжил Всеволод – отец известного князя Владимира Мономаха. Перед смертью князь Всеволод вызвал своего сына Владимира в Киев, намереваясь передать ему "стол". Однако дальновидный князь Владимир уступил Киев Святополку Изяславичу, "яко есть стол преже отца его был". В 1094 г. Мономах уступил Чернигов Олегу Святославичу, а сам ушел "на стол отень Переяславлю". По инициативе Владимира Мономаха в г. Любече на Днепре в 1097 г. князья – потомки Ярослава Мудрого собрались на съезд (Любечский съезд), где с целью "устроенья мира" и "блюдения Русской земли" приняли важный юридический принцип: "каждый да держит отчину свою" (т.е. каждый князь наследует владения своего отца). И хотя сразу же после съезда с варварского ослепления князя Василько Теребовльского началась новая усобица, формально юридически произошло закрепление отдельных русских регионов – княжеств за представителями разных ветвей Рюриковичей. Первоначально Святополк Изяславич наследовал Киевское княжество, Владимир Всеволодович – Переяславское, Давыд, Олег и Ярослав Святославичи – Черниговское княжество, включая Муром и Рязань, Давыд Игоревич – Владимиро–Волынское, Володарь и Василько Ростиславичи – Галицкое княжество. Русь вступила в новый период исторического развития - классического (развитого) феодализма, который характеризовался раздроблением верховной политической власти на основе крупного землевладения (на Руси – княжеских домениальных волостей).

В нач. XII в. великий киевский князь Святополк Изяславич, который сыграл далеко не последнюю роль в ослеплении князя Теребовля Василько Ростиславича, удерживал под своей властью не только киевскую волость, но и Волынь, Туров, Пинск. Большое количество центров Руси были под властью Владимира Мономаха – Переяславль Южный, Смоленск, Новгород и Ростов. В Черниговском княжестве правили дети кн. Святослава Ярославича – Давыд, владевший собственно Черниговом; Олег – князь Новгорода-Северского; Ярослав, ставший родоначальником отдельной ветви муромо-рязанских князей. В Галицком княжестве правили кн. Володарь Ростиславич и его ослепленный брат Василько.

10 апреля 1113 г. умер Святополк Изяславич, и киевская городская община обратилась через послов к Вл. Мономаху: «Пойди, княже, на стол отен и деден», - как свидетельствует летопись. Время его правления в Киеве (1113 – 1125 гг.) характеризовалось определенной централизацией власти киевского князя. Даже полоцкие князья, постоянно демонстрировавшие свое полунезависимое положение от Киева, были им приведены к покорности: Глеб Всеславич князь Менска (Минска) лишался Мономахом своей волости в 1116, 1119 гг. и в итоге умер в киевском плену. Волынский князь Ярополк Святополчич в итоге конфронтации с Вл. Мономахом лишился своей «отчины» и был вынужден уйти в Венгрию. После смерти Вл. Мономаха в почтенном возрасте (73-х лет от роду) вел. князем киевским стал его сын Мстислав (1125-1132 гг.). Сыновья Мстислава – Всеволод и Ростислав княжили в Новгороде и Смоленске, его родные братья – Ярополк, Вячеслав, Андрей и Юрий княжили в Переяславле Южном, Турове, Владимире Волынском, Ростове (и Суздале). Во многом благодаря родственной поддержке, Мстиславу Владимировичу удавалось продолжать центростремительную политику отца. В итоге коалиционного похода князей - «Мономашичей» в 1127 г. на Полоцкое княжество князья полоцкого дома признали власть Мстислава. Через три года кн. Мстислав Владимирович «поточи … полотский князе с женами и с детьми в Грекы» за их отказ участвовать в общерусском походе на половцев. После смерти Мстислава вел. князем киевским стал его брат Ярополк Владимирович (1132 – 1139 гг.).

 

Лекция 8

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В XIII-XV ВВ.

План:

1. Политическая раздробленность Древнерусского государства в XII в. как форма его организации периода классического феодализма.

2. Центробежные и центростремительные процессы в Древнерусском государстве XII в. Проблема «противостояния» Северо-Восточной Руси и Киевской земли во 2 пол. XII в. в отечественной историографии.

 

Литература:

Алексеев Л.В. Полоцкая земля (X-XIII вв.). – М., 1975.

Алексеев Л.В. Смоленская земля в IX-XIII вв. – М., 1980.

Горский А.А. Дружина и генезис феодализма на Руси // Вопросы истории. – 1984. - № 4.

Горский А.А. Древнерусская дружина. – М., 1989.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. – М., 1999.

Зимин А.А. Правда Русская. – М., 1999.

Котляр Н.Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX-XIII вв. – Киев, 1985.

Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. – М., 1984.

Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. – Л., 1987.

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. – М., 1951 (переиздание – СПб., 2002).

Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. – М., 1993.

Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в Х – первой половине XIII в. – М., 1977.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в. – СПб., 2003.

Янин В.Л. Новгородская феодальная вотчина: (Историко-генеалогическое исследование). – М., 1981.

Янин В.Л. У истоков новгородской государственности. – Великий Новгород, 2001.

 

 

1.В русской историографии смерть кн. Мстислава Владимировича традиционно связывают с началом т.н. «феодальной раздробленности» на Руси. Конечно, личные качества князей играли не последнюю роль в политической ситуации в государстве. Но следует знать, что раздробление верховной политической власти – лишь одна из характеристик классического (развитого) феодализма. Причем характеристика обязательная. Все государства, находясь в стадии развития классического феодализма, представляли из себя политическую систему, состоящую из более или менее тесно связанных между собой территориальных объединений. Стадия общественного развития (или государственное устройство), именуемая «феодализмом», характеризуется тремя основными чертами.

Во-первых, наличием системы частных союзов покровительства (вассалитета), которые возникают там и тогда, где ослабевают общественные, в т.ч. и государственные, связи. Система покровительства – вассалитет – основана на личной службе вассала сеньору. Она более архаична, чем система подданства, когда все граждане государства подчинены не конкретному человеку, а своду законов государства. На Руси в ходе разрушения родового строя в VIII-X вв., когда ряд людей выпадал из-под покровительства общины, многие из таких «изгоев» объединялись в дружинные союзы под покровительством князя. По мере усложнения состава дружины и увеличения количества князей развивался субвассалитет: великий князь покровительствовал младшим родственникам, у старших дружинников были свои воины – вассалы.

Во-вторых, экономической основой покровительства-вассалитета было условное пожалование – «феод» (фьеф, бенефиций). Ранние пожалования заключались в получении дружинником части дани, собираемой первоначально в ходе коллективного полюдья, а позднее (на Руси – в XI в.) – при осуществлении дружинником должности сборщика налога в отдельной территориальной единице (волости или погосте). Для классического (развитого) феодализма характерны пожалования – «феоды». Известно, что на Руси на рубеже XI – XII вв. впервые формируется феодальная собственность на землю в виде княжеских волостей (домениальных владений). Эти волости были личными владениями отдельных князей и их потомства, а не государственными землями. Как правило, такие волости находились на окраинных землях различных княжеств, и их возникновение связано с относительно поздним вхождением этих территорий в состав Древнерусского государства. Княжеский домен в Новгородской земле был расположен на стыке Новгородской, Суздальской и Смоленской земель. Домены черниговских князей – в землях радимичей (волость «Радимичи») и вятичей (волости «Вятичи», «Лесная земля»). Домен смоленских князей – также в землях радимичей по Днепру. В 1 пол. XII в. возникали и более мелкие земельные владения – княжеские и боярские села. Боярские села возникали путем княжеских пожалований либо самостоятельных покупок земель у сельских общин. Путем княжеских пожалований в XII в. формировалось монастырское землевладение. Процесс возникновения боярского землевладения – крупных вотчин в XII-XIII вв. в Новгородской земле подробно исследован В.Л. Яниным на основе информации летописей, раскопок боярских усадеб в Новгороде и, главным образом, берестяных грамот. Основной источник благосостояния новгородских бояр заключался в их непосредственном участии в сборе государственных налогов с сельского населения Новгородской земли. Бояре активно занимались ростовщичеством и торговлей. Постепенно отдельные регионы Новгородской земли путем княжеских пожалований становились частными владениями тех боярских родов, представители которых в X-XI вв. собирали с них дань.

2.В итоге формирования частной земельной собственности у отдельных княжеских ветвей Рюриковичей, у местных боярских корпораций отдельных городов – центров княжений возникла пресловутая политическая раздробленность Руси. Раздробление верховной политической власти на основе крупных землевладений – третья черта классического феодализма. Экономически самостоятельная корпорация новгородских бояр в 1136 г. добилась самостоятельности политической: из города был изгнан кн. Всеволод Мстиславич, и городом стало управлять собрание новгородских бояр – вече. Представителем исполнительной власти веча был избираемый посадник. С 1156 г. стала выборной и должность новгородского архиепископа. Князья приглашались новгородскими боярами в качестве военачальников. С 1136 г. по 1478 г. в Великом Новгороде существовала боярская республика. В Полоцком княжестве в XII-XIII вв. правили потомки кн. Изяслава Владимировича, сына кн. Владимира (Святого, Красное солнышко). В Галицком – потомки сына Ярослава Мудрого кн. Владимира. В Туровском – потомки кн. Святополка Изяславича Киевского (ум. в 1113 г.). В Черниговском – потомки сына Ярослава Мудрого кн. Святослава. Дети его сына – кн. Давыда Святославича владели собственно черниговскими волостями, дети его другого сына – кн. Олега Святославича владели Новгород-Северским уделом Черниговского княжества. В частности, территория совр. Тульской обл. входила в состав Новгород-Северского удела (княжества). Потомки еще одного сына кн. Святослава Ярославича Черниговского – кн. Ярослава княжили в Муроме и Рязани. Потомки кн. Владимира Мономаха правили во Владимиро-Волынским, Смоленском, Ростово-Суздальском, Переяславльском княжествах. В составе указанных княжеств существовали отдельные уделы, число которых зависело от необходимости предоставить во владение того либо иного представителя династии Рюриковичей источник территориального дохода. Однако пресловутая раздробленность была лишь формой политической организации Древнерусского государства периода классического феодализма. Старший князь среди потомков Ярослава Мудрого имел право на киевский великокняжеский «стол» и звание верховного сюзерена всех русских князей. Старший среди удельных князей имел право на старший «стол» отдельных княжеств – Черниговского, Галицкого и др. Так, новгород-северский князь Всеволод Ольгович в 1126 – 1139 гг. был князем Чернигова, а в 1139 – 1146 гг. был вел. кн. киевским. Тем не менее, существовавшее древнейшее родовое правило главенства старшего представителя в роде постоянно нарушалось прецедентами внедрения в практику иного юридического принципа наследования власти – от отца к сыну. Противоречия между этими принципами составляли формальную сторону борьбы русских князей за киевский «златой стол». Эта борьба осложнялась и очень часто инициировалась территориальными боярскими корпорациями, известными по летописям как «кияне», «смоляне», «владимирцы» и т.д. Центрами сосредоточения боярских корпораций были города, а их представительными органами власти – городские веча. Так, в 1146 г. после смерти вел. кн. киевского Всеволода Ольговича киевский «стол» наследовал его брат Игорь Ольгович. Но часть киевских бояр обратилась к внуку Владимира Мономаха кн. Изяславу Мстиславичу с желанием видеть его на престоле Киева. И хотя кн. Игорь потерпел поражение в сражении от кн. Изяслава и находился в плену у последнего, в 1147 г. «кияне» убили кн. Игоря Ольговича, ворвавшись на территорию киевского монастыря св. Федора. Характерно, что кн. Игоря пытался защищать брат его соперника – кн. Владимир Мстиславич. После смерти вел. кн. киевского Юрия Владимировича (Долгорукого) в мае 1157 г. киевляне «разграбиша двор его красныи и другыи двор его за Днепром разграбиша … и Василков двор сына его разграбиша в городе, избивахуть суждалци по городом и по селом, а товар (имущество) их грабяче». Указание в летописи на избиение «киянами» «суждалцов» позволяет понять противоречия, которые возникали между местными киевскими боярами и боярами пришлыми – из дружин князей, занимавших киевский «стол». В частности, кн. Юрий Владимирович был князем Ростово-Суздальской земли. Собственно, его борьба за Киев против своего племянника кн. Изяслава Мстиславича и составила основное содержание крупной русской усобицы 1146 – 1154 гг. Противников поддерживали коалиции их союзников. Например, черниговские князья Владимир и Изяслав Давыдовичи воевали за кн. Изяслава Мстиславича, а их двоюродный брат новгород-северский кн. Олег Святославич – за кн. Юрия Владимировича (Долгорукого). После смерти Юрия Владимировича киевским вел. князем стал черниговский князь Изяслав Давыдович (1157 – 1159 гг.). После него князьями Киева были «Мономашичи» – кн. Ростислав Мстиславич и его племянник кн. Мстислав Изяславич.