Искусство и техника оружейного дела на Западе 2 страница

В конце XVI века в Испании стали приготовлять огнестрельное ору­жие, но первые стволы были привезены из Германии. До 1780 г. дело было развивалось, но затем пришло в упадок вследствие того, что испан­цы не могли привыкнуть к выдвижным стволам и потеряли спрос на свои изделия. Мельхиор Альварец в 1780 г. первый начал делать выдвижные и двойные стволы (двустволки). Еще надо отметить производство пре­краснейших кольчуг, превосходных седел - в Кордове и самострелов - в Сарагосе.

Но ни один из испанских мастеров не прославился так, как итальян­цы, которые находились в полном союзе с великими художниками. Но все-таки не испанские мастера, на которых сама Испания мало обращала внимания, но произведения их искусства доходили до других европей­ских дворов, и испанское золочение соперничало с итальянским.

В южной Франции с самого начала средних веков, существовала оружейная промышленность, и итальянские к испанские произведения находили себе сбыт в Провансе. В XIII веке маленькие шляпы Монтабана употреблялись повсюду, а поэты конца XIII века и начала XIV особенно восхваляли латы Монсепора, а XIV - оружие Монтемера. В XV и XVI столетии тоже было много искусных мастеров, даже таких, которые изготовляли вещи ко двору. Мы назовем из них нескольких: Жеан де Бонн, плакировщик короля Рене в 1450, придворный плакировщик То-массин Бенье в 1456, знаменитые оружейные мастера Тура - Жак Мер-вилль в 1510 и Сен-Реми фаран в 1568, значительные мастера тауширного дела Рокелин Доу в 1561, Герман Пилон в 1550 и изготови­тель наикрасивейшего кинжала - Тевенит Мартино.

Все эти несомненные доказательства французского искусства далеко не могли удовлетворить гордость французских королей, которые стара­лись выставить Францию первой в отношении культуры. Они чувство­вали, что по красоте и искусству Милан стоит впереди, и потому старались с конца XIV века привлечь миланцев в свою страну образовать школы. В 1410 г. при Карле VI большие успехи оказала лионская школа; значительнейшими мастерами которой были миланцы: Мартин де Тра 1410-1435, по работам тарсиа - Франсуа Форчиа 1537 и братья Баптист и Цезарь Камбеа 1543-1549. Людовик XI в 1466 г. снова призвал к себе миланских мастеров. Карл VIII основал в Бордо в 1490 г. колонию ми­ланских мастеров, из которых Амбруаз Карон достиг высшей славы и богатства. В 1540 г. возвысилось оружейное дело в Германии, и Фран­циск I не замедлил призвать во Францию немецких, тирольских и аугс-бургских мастеров.-Эти старания королей не прошли бесследно, и к концу XVI века множество французов состояло мастерами в Испании, Италии и Германии.

С 1640 г. Франция достигла могущества в приготовлении прекрасного оружия, особенно огнестрельного, шпаг и др. Она заняла первое место, в то время как в Германии это искусство не двигалось вперед, а в Италии и Испании заметно клонилось к упадку. К первейшим мастерам принад­лежали: ружейный мастер Бертран Пироб 1670, Андриен Ренье 1724 и Луи Ренар 1643. Но всех превосходил Филипп Кордье д'0биньи 1635-1665г.

В Нидерландах в конце XIV века искусство оружейного дела стояло на такой же незначительной степени, как и в Северной Германии, хотя уже тогда во многих городах образовались порядочные цехи. Бургунд­ские владетели всегда оказывали покровительство искусствам и ремес­лам, и потому с 1400 г. в нидерландских городах развилось оружейное производство и достигло полного блеска. Первый толчок к тому подали частые турниры, которые тогда любили устраивать, а не менее того и любовь к роскоши обоих герцогов Бургундских - Филиппа и Карла. С начала XV века в Нидерландах уже раздаются имена известных масте­ров; так в Брюсселе в 1407 г. Лодекин Гугес и в 1423 Жеан Виссерон, в 1438 придворный плакировщик Массин де Фромон, в 1462 знаменитый ружейный мастер Амбруаз Руфин и в 1468 мастер Карла Смелого Лан-село де Гиндерталь, которого по производству сравнивают с его совре­менником Томассом Миссалиа в Милане. В это время стал процветать цех самострельщиков, которые впоследствии для ложей употребляли привозное дерево. Замечателен в этом деле был в 1469 г. Лука де Муль-дер.

В царствование Филиппа Доброго начали лить артиллерийские ору­дия в Мехельне. Карл V в 1520 г. возобновил это дело, в котором особен­но отличился его ружейный мастер Ганс Попенридер. Последним замечательным литейщиком в Мехельне был Дитрих в 1760 г.

Со смертью Карла Смелого в 1477 оружейное производство пришло в упадок в Брюсселе, Валенсиенне и Мехельне. Единственный значитель­ный плакировщик в 1480 г. был Франциск Скрео. В количественном отношении оно также уменьшилось, а в 1495 г. Максимилиан I вызвал из Милана двух братьев Мерате в Нидерланды и поселил их в Арбуа.

В XVI веке особенно много приготовлялось оружия, замечательного в техническом отношении. Хотя во второй половине этого века в Нидер­ландах существовала оружейная школа, но она была далеко не так хороша, как в царствование Филиппа Доброго и Карла Смелого. В 1640 г., почти одновременно с французским оружейным производством, возвысилось это дело и в Нидерландах, где особенно выдвинулись в красоте и изяществе стиля амстердамские орнаментовщики и в XVI веке стиль их был господствующим в Нидерландах. Люттих, состоявший отдельно от Нидерландов в политическом отношении, имел значитель­ные мастерские, которые возникли почти так же, как в Пассау, потому что и Люттих обязан значением своего дела владычеству епископов. Уже с IX столетия существовало там оружейное производство, но достигло оно полного блеска в приготовлении артиллерийских орудий и в особен­ности огнестрельного оружия во время войны за освобождение Нидер­ландов в XVI веке. В то время оттуда доставлялось все вооружение Испании. Часто иностранные государи пытались водворить у себя та­мошнее производство и привлекали к себе мастеров. Массу оружия получил оттуда Наполеон I в 1809-1814 гг.

Англия с начала-средних веков отличалась технической стороной своего оружия. Со времен Ричарда I там делали латы и оружие по своему собственному национальному образцу, что доказывает самостоятель­ность вкуса. Но с начала XVI века любовь к роскоши двора и дворянства требовала от мастеров известной степени красоты. В XVII столетии она производит огнестрельное оружие, замечательное по безупречности ме­талла и превосходству работы. До XVIII века английские работы имели только временное и непродолжительное влияние на европейские изде­лия.

Оружейное дело в Германии началось с эпохи Карла Великого, когда красивые кельнские мечи пользовались большой известностью. По виду и описаниям кельнских мечей заметно влияние Востока. Работы сара­цин, арабов и жителей северных берегов Африки давно доставлялись через Византию в Германию и там служ"ли образцом. Не столько по красоте, сколько по количеству изготовлении, заслуживает внимания оружейное производство в Пассау. В VIII веке угрожаемое аварами епископство Лорх было переведено в Пассау; множество работников северной Штирии и австрийских земель последовали за своим пастырем и положили начало оружейному делу, которое быстро развилось и в средние века приобрело всемирную славу. Мастерские, которые отчасти зависели от епископа, присвоили своим произведениям в XIII веке епи­скопский герб, состоящий из изображения "волка" и епископского посо­ха. В Пассау преимущественно изготовляли клинки для мечей. Старинный епископский значок в средние века нередко подделывали. В одной хронике говорится, что герцог Альбрехт в 1349 г. даровал пасса-уским мастерским значок "волка"; но это сведение неверное. Можно допустить, что Карл IV дал цеху пассажирского ножевщика Георга Шпрингенкле герб, состоящий из короны, в зубцах которой было вотк­нуто три блестящих меча. С Пассау соперничал в оружейном производ­стве Регснсбург. В песне о Роланде упоминается, что изготовитель меча Роланда (Дюрендаля) был мастер Мадельгер из Регенсбурга. Мастера Пассау придавали своим изделиям суеверное значение; так говорили, что имея их меч, человек делается неуязвим. Существовало бесчислен­ное множество подобных тайн, и этим кружили головы до Вестфальского мира.

До XII века ничего не было известно об оружейном деле Золингена, города Пруссии. По некоторым преданиям,- оно началось при Адоль­фе IV в 1 147, а по другим - ему положили начало штирийские рабочие в 1290 г.; своему быстрому развитию оно обязано крестовым походам. В XV веке там стали приготовлять огромное количество шпаг и рапир, которые до сих пор не хуже английских.

Золингенские клинки XVI и XVII века походили на испанские того времени, и это потому, что многие Золингенские мастера мечей работа­ли тогда в Испании. Главным пунктом оружейного производства был Зуль в Тюрингии. Тамошнее мастерство существовало уже до 1380 и снабжало латами и мечами все немецкое рыцарство. В 1563 последний граф фон Геннеберг преобразовал производство огнестрельного оружия в высоком стиле, который и до сих пор очень ценится. В этом принимали немало участия ружейные мастера фамилии Клетт. Наравне с большими центрами прославились и другие немецкие города своею необыкновен­ной производительностью. Уже в начале средних веков выступил Нюр­нберг. Одним из древнейших нюрнбергских цехов был цех ножевщиков в 1285 г. В XIV веке, когда нюрнбергские мастерские считались первыми в Германии, тогда искусство стало оказывать влияние на ремесло. Но полного блеска в художественном отношении производство Нюрнберга достигло к концу XV века. С тех пор сохранились имена мастеров, которые будут всегда красоваться в истории искусства, а именно: пла­кировщики Ганс Грюневальд, Вильгельм фон Вормс, отец и сын, Конрад Лолхнер, Валентин Зибенбюргер; ружейные мастера: Зебальд Бехейм Андреас Пегнитцер, отец и сын и др. Как в Италии, так и в Германии искусство шло рука об руку с ремеслом. Если первое влияние на мастер­ство оказала Италия, то великая духовная сила германской национальности преобразовала в удивительно короткое время иностранные эле­менты согласно со своими воззрениями, и немецкий художник Альбрехт Дюрер возвышается над всеми мастерами. Он мастер высокого стиля, влияет на малейшие обстоятельства германского искусства. Для него не оказалось ничтожным покинуть мольберт, сесть к столу и начертить рисунок какого-нибудь оружия. Король желает приобрести рисунок се­ребряных лат, в 1517 г., и он рисует его со всеми подробностями. Латы эти были выполнены знаменитым мастером Кольманом Гельмшмидтом, но они, к сожалению, не сохранились. Как Дюрер, так и другие совре­менные ему художники принимали участие в производстве оружия. Ганс Бальдунг Грюн оставил наброски образцовых рисунков лат; также оба Буркмаир и Альбрехт Альтдорфер оставили наброски по оружейно­му делу. По декоративной части замечателен Альтдегрсвер; он придал орнаментации особенное направление, которое имело значительное влияние, но старший Гранах, Гирсфогель, Виргилий Солис не были его последователями.

В XVI веке выступает соперником Нюрнберга Аугсбург. Давно здесь находились хорошие оружейные мастерские; на их развитие имело сна­чала влияние своеобразное швабское искусство, а затем слава Нюрнбер­га.

Наилучшими мастерами были Гельмшмидты, деятельность которых продолжалась до 1440 г.; Кольман, затем его потомок Георг, сын Геор-га-Лоренц,+1516, внук Коломан, +1532 и правнук Дезидерий, кото­рый своими произведениями затмил итальянцев. Далее следуют талантливые: Вильгельм Зейзенгофер из Инсбрука, Матфей Фрауенб-ри, Антон Пфеффергаузен и бесчисленное множество других. Как ли­тейщик артиллерийских орудий особенно знаменит Грегор Леффлер, так что превосходство его аугсбургских орудий вошло в поговорку.

На немецкое производство оружия имели влияние не только худож­ники, скульпторы, мастера, но и простые рабочие, которые занимались вытравливанием крепкой водкой. Кроме нюрнбергцев, большое отноше­ние к декоративному искусству Аугсбурга имел Ганс Гольбейн, хотя он жил далеко от родины. Впоследствии, когда Аугсбург стал соперничать в мастерстве с другими городами, то научился обходиться без подража­ний художникам высокого стиля и в нем появились свои самобытные орнаментщики, мастера, художники финифтяного дела и бесчисленное множество работников. Из них замечательны: ИоргЗорг, Маркарт, Кри-стоф, Ленкер, Шантернелль, Аттемсмтетер, Рот и др. Промышленности помогали также многочисленные рисунки орнаментов в издании Вейге-ля и превосходные образцы нидерландских рисунков Иеронима Кока.

Не менее значительное влияние на развитие производства имели некоторые дворы; так, в Баварии в 1492 г. герцог Альбрехт IV основал в Мюнхене литейный двор пушек, которые прекрасно исполнялись семей­ством Эрнст. Плакированные работы производили в Ландсгуте, где осо­бенно отличился Франц Гросшсдль. В Саксонии, в Дрездене в 1460 г. работали знаменитые литейщики Гильгер, а также плакировщики Ганс и Зигмунд Розенбергер; в Аннаберге заслужили большое внимание ма­стера Спейер.

Эти мастера, отдаленные от центра производства, не следовали ника­кой школе, а заимствовали свои образцы повсюду, даже от француза Жака Дюсерсо.

Хорошие орнаментщики стали появляться везде и в маленьких горо­дах, но особенно много их было в Мюнхене, что видно из опубликован­ных гефнером Альтенеком рисунков королевского гравировального кабинета в Мюнхене. Лучшим орнаментщиком был Ганс Милих, кото­рый делал наброски для лат Франциска I и Генриха II; потом Кристоф Шварц из Ингольштдта, сделавший рисунок для лат Рудольфа II. Не менее замечательны были: Ганс Боль и Ганс Боксбергер.

С введением огнестрельного оружия в Германии появилась особенная отрасль производства, которую в продолжение нескольких столетий ни­кто не мог превзойти: специальность ее составлял немецкий замок. (Radschloss), который даже мастера Брешии не могли так хорошо сде­лать. Достойна удивления и техника в деле ружейного ложа, доставив­шая им всемирную славу. Даже после изобретения ружейного замка Германия могла гордиться своими мастерами. Это были Арман Бонгард в Дюссельдорфе, Ульрих Менц в Брауеншвейге, Гаушка в Влольфен-бюттеле, Кухенрейтер в Регенсбурге и др. По отношению ружейного искусства образовались тогда, как и у французов, особенная литература, так, издание Петра Шенка в Амстердаме в 1692 г. и Кристофа Вейгеля в Нюрнберге.

В австрийских владениях оружейное производство началось с древ­них времен. Римские писатели Плиний и Тацит упоминают о хорошем качестве норийского железа и об оружейном производстве, которое не совсем пропала и во время великого переселения народов. Оно получило свое начало не от римлян, а от иллирийских кельтов, что заключаем из того, что этот народ хорошо был знаком с обработкой железа и что некоторые из них, теснимые аварами, пошли не к югу, а вверх по тече­нию Дуная. Железное и оружейное производство норийского племени развилось не только в нынешней Штирии, но и в Карнтии, от Энса до склонов Винервальда и по течению Рааба. Изготовленное здесь оружие шло частью в Италию и частью вверх по Дунаю до Пассау, мастерство которого заняло северную область. В эпоху крестовых походов штирий-ское производство достигло большого значения и необыкновенной про­изводительности. Самосознание корпораций все более и более возрастало, а в XII и XIII веках всюду разлагались привилегии. В это время увеличилось число мастерских и в городах Венгрии, где отрабаты­вался большой запас железа и стали.

В Гуситские войны некоторые области Богемии, где с начала средних веков существовало железное дело, стали терять свое значение. Во вре­мена короля Подибрада старались сделать оружейное производство ме­нее зависимым, но из-за непобедимой конкуренции Пассау это не удавалось. Как ни велика была производительность мастерских в сред­ние века но не доставало правильности форм, обстоятельство, которое еще в XIV веке старались пополнить некоторые владетели. Но предпи­сания законной реформы заметны только с XV столетия, в Тироле Фрид­рих (mit deer leeren Tasche) пытался ввести законное однообразное вооружение своего войска и взял в свои руки литейное производство орудий. Преемник его, Сигизмунд, следовал его примеру; он основал школу литейного мастерства пушек, которая во время Максимилиана I доказала свою великую практическую ценность. В царствование Сигиз-мунда славились мастера: Иорг Эндорфер, Петр Лаймингер, Ганс Прейн, Лингарт Перингер и др. Остальное оружие, смотря по политическим соображениям, доставлялось из Италии или Пассау. С восшествием на престол Максимилиана I военный строй сильно преобразовался, как в австрийских землях, так и в Германии. Он первый установил полную систему вооружений и, приводя ее в исполнение, обращал всестороннее внимание на произведения своих земель. Тогда появились лучшие мас­тера-литейщики в Инсбруке и превзошли даже аугсбургцев и нюрнбер-гцев. Это были: Ганс Зеелос, Стефан Годл, Ганс Дюринг, а лучше всех оказался Грегор Леффлер, сын Петра Лаймингера. С новой организа­цией войска требовалась правильно установленная форма не только оборонительного вооружения, но и копий, мечей, самострелов. Копья и мечи получались из Леобена и отчасти из Беллуны, самострелы из Ти­роля и придунайской долины, ружья из Мюрцушлаго и Штеера. На развитие артиллерийских орудий было обращено также большое внима­ние. Преобразования вооружений австрийского войска служили образ­цами для других земель, не исключая и Франции. В этих реформах Максимилиану помогал Бартоломей Фрейслебен, в высшей степени да­ровитый человек, который начал свою карьеру простым слесарем, а потом выказал такой организаторский талант, что пользовался полным доверием императора. Под руководством Максимилиана I составлялась Zeugbucher, которая вполне знакомит нас с вооружением начала XVI века. Из числа многих художников, составлявших наброски и рисунки для императора, более всех известен жалованный художник Николай Глокендон. Австрийские плющильные и литейные работы произошли из Тироля. Когда полное плакированное вооружение сделалось общеупот­ребительным, стали в Инсбруке известны мастера Трейтц, превосходые плакировщики. Тирольское производство получило свое начало от ми­ланской школы. В мастерских Трейтца образовались знаменитые масте­ра: Ганс Зейзенгофер, мастер Максимилина, сын его Иорг Зейзенгофер, брат Вильгельма, знаменитого мастера в Аугсберге.

Во время Фердинанда I австрийская промышленность стала прихо­дить в упадок; это видно из того, что предпочиталось оружие, изготов­ленное в Аугсбурге, Пассау, Милане, Брешии и даже в Испании. Венгерско-восточные образцы имели тогда большое влияние на немец­кое и итальянское производства. Немецкие резчики вырезали на руко­ятках и ножнах сабель, мечей и др. характерные орнаменты в стиле возрождения, а иногда удивительно хорошо подражали восточным про­изведениям. В конце XVI и в продолжение XVII века стали гравировать клинки охотничьих ножей. В последнем столетии возникла в Альгау, в Шварцвальде, сельская промышленность резьбы клинков, сделанных хотя не так чисто, но своеобразно. Фердинанд I основал в 1558 г. фабри­ку огнестрельного оружия в Ферлах, в Карнтии, куда он призвал работ­ников из Нидерландов. Железо для приготовления стволов добывали в окрестностях; там же производили рудокопные работы. Большое значе­ние получила эта фабрика по удивительно тонкой пригонке частей.

В царствование императора Рудольфа большой сбыт оружия приоб­рели итальянские мастерские, а также Пассау много доставлял воору­жений для курфюрста Максимилиана Баварского. С 1600 г. в австрийских землях стали приготовлять огнестрельное оружие. В 1657 г. Фридрих III основал в Вене фабрику огнестрельного оружия и также призвал нидерландских работников, но в 1750 г. производство ее окон­чилось. В Тироле и Богемии находились превосходные речзики, а также изготовители немецких замков (Radschlosser). Впоследствии, в этой отрасли искусства отличались и венские мастера, которые старались сравниться в своих изделиях с мастерами Аугсбурга и Брешии; все эти труды привели к изобретению ружейного замка и к преобразованию ружейного ложа по французскому образцу. Как в Западной Германии, так и в Австрии спешили друг перед другом подражать новым образцам огнестрельного оружия и в 1680 г. делали прекраснейшие пистолеты, охотничьи ружья и др., которые по качеству материала не уступают французским, а по красоте рисунка, изяществу украшений даже их превосходят. Лучшими мастерами были: Гаушка и Нейрейтер в Праге, Бехер в Карлсбаде, Кейзер в Вене и Дюнкль в Швартце.

 

Глава 14