МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Литература

1. Аверх А. Я., П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М.: Политиздат, 1991. – C. 66–94, 95–129, 130–136, 262–265.

2. Великие реформы в России. – М.: МГУ, 2012. – C. 24–44.

3. Ефремова Н. Н. Местное самоуправление в России //Государство и право. – 1994. – № 3 – C. 126–129.

4. Ковальченко И. Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы. //Отечественная история. – 1994. – № 2. – C. 3–15.

5. Коломиец А. Ф. Финансовая политика правительства Петра Великого //Финансы. – 1996. – № 8. – C. 109–112.

6. Никонов А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России. //Наука и жизнь. – 1996. – № 3. – C. 48–57.

7. Павленко Н. Петр Первый и его время. – М.: Наука. 1989.

8. Попов Г. О столыпинской реформе. //Наука и жизнь. – 1997. – № 1. – C. 44-52.

9.

10.

11. Римский С. В. Церковная реформа 60–70-х годов XIX в. //Отечественная история. – 1995. – № 2. – C. 166–176.

12. Столыпин. Жизнь и смерть (1862–1911). Сборник /Составитель Г. Сидоровнин. – Саратов, 1997. – С. 187–385.

13. Эйдельман Н. Революция «сверху» в России. – М.: Книга, 1989. – C. 48–67.

 

Тема 4: Россия во второй половине XX века.

(проводится методом дискуссии, «круглый стол)

1.Мир в условиях «холодной войны».

2.Научно-техническая революция и ее влияние на развитие СССР - России

3.Геополитические изменения в мире в конце xx века

Литература

основная

1. Зуев М.Н. История России: Учебник. – М.: Высшее образование, 2010 – 634 с.

2. История России: Учебник /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Велби, Проспект, 2009 – 528 с.

3. Семин В.П. Отечественная история: Учебное пособие для вузов, - 3е изд. – М.: Академический Проспект, Гаудеамус, 2010. – 560 с.

дополнительная

1. Ионов И.Н. Российская цивилизация. М., 1998

2. Поцелуев В.А. История России XX столетия. М.1997.

3. История России XX век: выбор моделей общественного развития. М., 1994.

4. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 2010.

 

Уяснить термины: «приватизация», «холодная война», «диссиденты», «референдум», «перестройка», «дефолт», «деноминация», «инфляция».

 

 

по изучению дисциплины «История» для студентов заочного отделения

 

В результате изучения студентами обязательного минимума содержания дисциплины «История», предусмотренного государственным образовательным стандартом, и реализации в процессе обучения требований по прикладной направленности дисциплины, а также самостоятельной работы обучаемых, вы должны:

 

Знать:

  • закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории;
  • основные периоды развития важнейших исторических событий российского государства и общества;
  • специфику российской цивилизации;
  • реальный вклад России в мировую цивилизацию;

Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных наук в профессиональной деятельности;
  • анализировать и оценивать исторические события и процессы;
  • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
  • занимать активную гражданскую позицию;
  • вести дискуссии по основным проблемам изучаемого курса;

Владеть:

· навыками целостного подхода к анализу исторических проблем;

· понятийным аппаратом истории и важнейшими терминами основных школ и направлений исторической мысли;

· навыками поиска и использования информации в разрезе исторических эпох и направлений.

 

Преподавание истории имеет большое значение для дальнейшего обучения студентов, так как знания, полученные ими, могут быть использованы при изучении политологии, социологии, культурологи, теории управления. Преподавание истории связано также с задачами будущей профессиональной деятельности выпускников, так как развивает Ваш кругозор, повышает общий уровень эрудиции, формирует навыки самостоятельного анализа процессов и явлений общественного развития.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, самостоятельная работа (в том числе в межсессионный период), контрольная работа, консультации и экзамен.

В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание тем, анализируются конкретные исторические факты, исторические теории, события, общественные процессы и явления, дается их характеристика.

Целью семинарского занятия является углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На семинарское занятие выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых зависит овладение ключевых проблем курса. В ходе проведения семинарского занятия у Вас формируются навыки самостоятельного анализа исторических процессов и явлений, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и правильно вести научную дискуссию.

Требования к ответу студента на семинарском занятии:

· свободное изложение материала, а не прочтение его;

· анализ исторических источников по теме;

· предварительная работа с историческими терминами,

· умение аргументировать свою точку зрения.

Самостоятельная работа по изучению проблематики отечественной истории, а также написание контрольной работы прививает навыки работы с историческими источниками и литературой, самостоятельного научного поиска и исследовательской деятельности, а также исторического анализа, умения самостоятельно делать обобщения и выводы.

Консультация как одна из форм учебной работы направлена на помощь студентам в усвоении наиболее сложных и спорных исторических проблем и теорий.

Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена.

Самостоятельная работа студентов

Примерный перечень тем контрольных работ

 

1. Приполярная теория происхождения славян: версии и реальность

2. Альтернативные варианты периодизации мировой, российской истории. Их достоверность.

3. Праславянская история до III века н.э., версии.

4. Характеристика русского менталитета в трудах российских историков (Н.М. Карамзин, В.С Соловьев, Л.Н. Гумилев)

5. Является ли государство Московское XVI века правопреемником Киевской Руси?

6. Влияние православной религии на политическое устройство Российского государства, политического режима XII-XVII вв.

7. Крестовые походы: причины, обстоятельства, историческое значение.

8. Суть и значение эпохи «Возрождения».

9. Иван IV Грозный: реформатор либо тиран, итоги деятельности.

10. Эпоха великих географических открытий.

11. Феномен «просвещенного абсолютизма» в Российской истории: суть и последствия.

12. Почему именно XIX век стал «Золотым веком» русской культуры.

13. Почему именно в России получили широкое распространение идеи революционного марксизма?

14. Справедлив ли термин В.И.Ленина, что «Россия – тюрьма народов», для Российской империи XIX-начала XX века.

15. Новые подходы к оценке октября 1917 года: революция, переворот, заговор?

16. Политические репрессии в СССР в 30-е годы XX века: причины и масштабы.

17. Новые подходы к оценке заключения советско-германского договора от 23 августа 1939 года: вынужденная необходимость обороны либо подготовка превентивного удара против Германии?

18. Холодная война: причины и области противоборства, итоги

19. Причины и последствия распада СССР: спецоперация агентов влияния Запада или объективная реальность?

20. Судьба Учредительного Собрания в России.

21. Гражданская война и иностранная интервенция: причины и последствия.

22. Почему НЭП был отвергнут советским руководством?

23. Дайте оценку причинам и итогам советско-финской войны 1939 г.

24. Революции в западной Европе и России: общее и особенное

25. Абсолютная монархия в европейской и российской истории: общие черты

26. Суть политики «мирного сосуществования государств с различным общественным строем». Ее значение для мирового развития.

27. Этапы НТР и ее влияние на ход общественного развития в ХIХ – XX вв.

28. Объясните причины неудач модернизации СССР в ходе перестройки 1985-1991 годов.

29. Цивилизационная теория исторического развития человечества: суть и содержание