ОРУЖИЕ С ДРЕВКОМ И МЕТАТЕЛЬНОЕ. 1 страница

ДОСПЕХ

В конце XV века доспех, благодаря заботам и стараниям императора Максимилиана I, достигает высокой степени совершенства. Доспех этот, получивший название максимилиановского, продержался почти без из­менений все XVI столетие, лишь в конце которого явилась необходи­мость из-за улучшения огнестрельного оружия внести в него существенные изменения. Отличительная черта максимилиановсого до-спеха состоит в покрывающих весь доспех желобках или гребнях. Доспех чрезвычайно сложный; все число частей в некоторых бронях доходит до 200, а если считать пряжки, винты, гвозди и прочие мелкие части, то их число может дойти до 1000.

Средний вес такого доспеха 50-65 фунтов; шлем от 5 до 12 фунтов; кольчуга около 15, щит около 10, меч от 3 до 7. Таким образом, все вооружение весило около 2 пудов.

Вооружение это состоит (рис. 235) из следующих частей:

 

 

 

Рис. 235. Максимилиановскии доспех (Императорский Эрмитаж).

 

1. Шлем (армэ) - состоит из навершья с отверстиями около ушей.

2. Гребень его слегка выдается по навершью; он иногда плоский, иногда в виде жгута. На тыльной части шлема (тулье), обыкновенно, находится трубка, в которую вставляли страусовые перья в виде султана.

3. Забрало - оно состояло из одной части (как на рисунке) или из двух частей; верхняя - козырек и нижняя - дыхало; первая защищала лоб, нижняя - подбородок. В козырьке находятся отверстия или продолгова­тые щели для глаз. (В редких случаях забрало состояло из 3 и даже 4 частей.)

4. Подбородник покрывает всю нижнюю часть лица до высоты нижней губы.

5. Горловое прикрытие состоит из одной или нескольких изогнутых пластин и составляет продолжение подбородочной части.

5а. Затыльник состоит из нескольких пластин, прикрепленных че­шуей к навершью.

6. Трубка - для вставления перьев.

7. Бармица состоит из 3 пластин с передней и задней стороны; это основная часть всего вооружения, к ней прикреплялись латы, плечевые части и шлем. Она двигается на шарнире с левой стороны и замыкается справа с помощью запонки. Шейное прикрытие - основа и опора голо­вного убора и грудных лат, составляет одну из важнейших частей ры­царского вооружения; оно должно быть изготовлено по мерке и тщательно пригнано, иначе - от трения боль может сделаться невыноси­мой.

Шлем a bourrelet с ожерельем, с прямым отверстием или основанием не имел, собственно, ни горлового прикрытия, ни затыльника: нижний край его упирался в верхнюю закругленную окраину шейного прикры­тия, составляющую нечто вроде ожерелья, вдоль которого он и скользил при движениях головы. В таком случае ошейник заменял и горловое прикрытие и затыльник. Как нижний край или основание шлема, так и ожерелье должны были быть отлично пригнаны, чтобы не мешать дви­жениям головы, которые, в противном случае, были бы или невозмож­ны, или очень затруднительны.

8,9 и 13. Латы состояли из двух главных частей: из нагрудника, верхний край которого был снабжен ребром или возвышенной каймой, которая должна была останавливать острие меча или копья противника, и из спинного прикрытия - спины (13). Форма нагрудника изменялась со временем: в конце XV и в начале XVI века он был выпуклый и несколько остроконечный; около 1550 года его стали делать продолгова­тым; с 1570 годов - с острием; наконец, в начале XVII века он сделался тупым и коротким. Нагрудник, обыкновенно, выковывался из цельного листа железа, иногда же вся кираса спереди и сзади составлялась из чешуйчатых пластинок, например, в венгерском вооружении Трансиль­ванские кирасы были также чешуйчатые.

10. Подмышковые чешуйки - aillettes, прикреплялись к нагруднику в подмышках, с помощью замшевых ремней и помогали движению рук.

11. Набрюшник состоял обыкновенно из двух или трех чешуи или пластин (faites).

12. Набедренники служили для защиты боков и верхней части бедра, состояли из нескольких чешуи или пластин и составляли часто продол­жение набрюшника, как это видно на изображенном вооружении. Иног­да эти чешуи прикреплялись отдельно с помощью ремней. В конце XVI века, когда стали упрощать вооружение и уменьшать число составных частей, чешуи эти заступили место налядвенников.

14. Крестцовое или поясничное прикрытие состояло из одной, двух или трех чешуи. Кираса застегивалась вплотную, нагрудником несколь­ко набегая на спинную часть 15 так, чтобы оружие противника нигде не могло найти ни скважины, ни отверстия; потом затягивалась поясным ремнем (15а).

16. Оплечья прикреплялись сверху лат к бармице особыми пружин­ками (18) или ремнями. Переднее правое оплечье обыкновенно дела­лось меньше, чтобы не мешать движениям правой руки.

17. Прикрытия для защиты шеи возвышались вроде гребня или крыльев над оплечьями. Они в особенности были полезны против пик, алебард и других крюковатых копий, с помощью которых неприятель­ские пехотинцы старались сорвать головной убор рыцаря.

Этих прикрытий иногда вовсе не было, и тогда они заменялись под мышками круглыми бляхами. Бляхи эти прикреплялись ремнями.

19. Наручи разделялись налокотником на две части. Верхняя поло­вина состояла из цилиндрической части и нескольких чешуек; нижняя, прикрепленная к верхней ремнями, из двухстворчатого железного ци­линдра, на шарнирах и с запонами.

Рис. 236. Рукавицы.

 

20. Локтевые прикрытия или налокотники, служащие и защи­той и украшением, имели иногда весьма большие размеры; внешняя их поверхность имела вид закруг­ленный, часто конический. В доспе­хах XV века, так называемых а 1а рои1а1пе, она кончается остри­ем.

21. Винты прикрепляли локте­вую часть к наручам.

22. Рукавицы оббиты жестью и были с пальцами, как в некоторых итальянских и испанских бронях, или без пальцев; в первом случае каждый палец был покрыт неболь­шими чешуями, пришитыми к зам­ше, как на рисунке, а во втором -пальцы были только обозначены снаружи или покрыты все вместе общими чешуями. Отверстие перчатки было окаймлено широким железным ободком, который двигался на шар­нире и застегивался пуговицей. Большой палец был всегда отделен от прочих и покрыт особо чешуйками.

23. Опорный крюк для копья (фокр) обыкновенно составлялся из двух частей: одной - прикрепленной к нагруднику, другой - выдававшейся вперед к спускавшейся в случае нужды на шарнире.

24.Налядвенники состояли каждый из малой пластинки сверху и большой, выпуклой - снизу, покрытой ребрами или полосками; эти бляхи простирались только по наружной части ляжки и придерживались ремнями.

25. Наколенники состояли из передней закругленной или конической части и наружной боковой, связанных вместе четырьмя чешуйками, для облегчения сгибания ноги.

26. Наножники (бутурлуки) и наголенники обхватывали ногу от ко­лена до плюсны и по икре двумя цилиндрическими половинками, соеди­ненными шарнирами и замыкающимися на внутренней части голени металлическими пуговками или закрепами.

Когда поножи покрывали одно внешнюю часть ноги , тогда они при­держивались ремнями и пряжками.

27. Поножные шарниры.

28. Поножи покрыты чешуйчатыми пластинками. Под латами, кроме замшевого гамбизона, рыцарь надевал на ноги лосины, а поверх него кольчугу с рукавами для лучшей защиты тела на слабых местах вооружения. Кольчуга с кольцами, связанными как бы узлами в виде ячменных зерен (grain d'orge), вывезена с Востока и распространилась в Европе, вероятно, после третьего крестового похода. Рыцари не могли не убедиться в превосходстве этой кольчатой сетки, которая, обхва1ывая тело, нисколько не мешала движениям.

Чешуйчатые пластинки, составляющие части доспехов, прикрепля­лись одна к другой снизу вверх, кроме чешуи верхней части наручей. В налядвенниках большая чешуя пригонялась поверх крайней сверху; та же самая пригонка была на рукавицах и на боковых прикрытиях. Удар копья или меча по набедерным латам скользил до встречи с возвышен­ными ребрами или полосками, где и терял окончательно свою силу; то же самое происходило на всех частях вооружения, слабые части которого были защищены снизу кольчугой и гамбизоном.

Первое время вместе с максимилианским доспехом существовал и иной (рис. 237), явившийся несколько ранее. Он составляет прекрасный образец переходной эпохи от доспеха XV века к доспехам императора Максимилиана, от которого, главным образом, отличается отсутствием желобков.

Кроме доспехов, служивших на войне, существовало особое вооруже­ние для турниров. Выше мы видели, что турниры появились в конце Х века и первоначально имели серьезное значение как показной бой, раз­вивая соперничество в умении владеть оружием. Поэтому первое время на турнире должно было употребляться боевое оружие и вооружение, и только тогда, когда турнир стал лишь пустой забавой и игрой, то, есте­ственно, явилась необходимость изменить для него как то, так и другое.

Рис. 237. Доспех Фридриха Победоносного пфальцграфа Рейнского (1425-1476) (работа миланского платтнера Томасо да Миссаджиа).

 

И первой заботой рыцаря явилось желание возможно лучше предохра­нить себя от ударов противника.

Поэтому доспехи эти делались из очень толстого железа. При бое на копьях (joutes) противники, разделенные барьером, неслись навстречу друг другу и с помощью большого тяжелого копья должны были выбить один другого из седла. Лучшим ударом считался удар в середину шлема. Так как большинство ударов поражало левую сторону, то последняя защищалась сильнее правой. К нагруднику для этой цели привинчивал­ся щиток. Копье направлялось правой рукой и поддерживалось двумя крюками. Шлем прикреплялся к нагруднику, а также и к спине. Наляд-венники, равно как и набедренники, сделаны из цельной пластины. Для левой руки была рукавица; правая рука защищена была копьевым щит­ком (rondelle de lance). Подмышковые прикрытия защищают простран­ство между плечом и грудью, так как наручи нс имеют оплечий. Правый диск вырезан снизу для прохождения копья (рис. 238).

 

Рис. 238. Турнирный доспех XV века (Императорский Эрмитаж).

 

Для пешего боя употреблялся иной турнирный доспех (рис. 239). В доспехе этом имеется род железной короткой юбки, придающей ему вид колокола. Ни щитка, ни крюков для копья нет. Все части доспеха очень тщательно соединяются одна с другой. При этом доспехе, обыкновенно, служил сомкнутый тяжелый шлем бургиньот, появляющийся почти од­новременно с самим доспехом.

 

Рис. 239. Турнирный доспех для пешего боя.

 

Рис. 240. Форма железного башмака с XIII по XVI столетия.

 

Интересно проследить, как менялась форма железного сапога или башмака (soleret, aisencut). Он появляется в конце XIII века и до конца XIV, и подошва его имела совершенно современную форму (рис. 240а). Она прикреплялась к кожаной обуви. С 1390 года обувь начинает покры­ваться железными пластинками наподобие чешуи. Сапогв это время или оканчивается довольно тупым концом, или последний имеет далеко выдающееся вперед острие (рис.240 б), и такая форма получает назва­ние а lа poulaine, scarpe a punta. Острия эти, хотя и обязаны своим происхождением моде, но они имели и довольно серьезное значение, так как почти не давали возможности потерять стремя, что было очень важно для всадника. Около 1430 года появляются в Италии железные сапоги, острия которых деревянные, длиною до 36 см. Подобная обувь носилась до 1490 года. В последних годах XV столетия обуви придается более удобная форма, и подошва ее имеет теперь вид медвежьей лапы (barenfusse, pieds d'ourus) (рис. 240в). В 30-х годах XVI века передняя часть несколько суживается (рис. 240г и 240д), а в 1550 году получает форму утиного носа (entenschnabel) (рис. 240е). Во второй половине того же столе­тия башмак становится довольно острым (рис. 240ж).

К башмаку привязывались шпоры, которые у рыцарей были часто золоченые.

Рис. 241. Решетчатый шлем (Парижский артиллерийский музей).

 

Наголовья XVI столетия очень разнообразны. Наибольшим употреблением пользуется армэ, личник которого иногда делается решетчатым, образуя решетча­тый шлем (рис. 241). В таком шлеме нет зрения, наносника и дыхала; козырек сильно выдается вперед. Личник состоит из шести решетин, скрепленных одной по­перечной. Горловое прикрытие образовано тремя плинками.

 

Рис. 242. Бургундский шлем. Доспех Фридриха I. (музей в Вене).

 

 

Рис. 243. Польский бургиньот с личи­ной.

 

На тулье против ушей сделаны отверстия для слуха; гребень шлема невысок и в конце имеет трубку для султана. Главный недостаток такого доспеха заключался в плохой защите головы от ударов меча или копья. Лучшее, хотя и несравненно более тяжелое закрытие доставляет бур­гундский шлем. или бургиньот (bourguignot).

Шлем этого типа не имеет горлового прикрытия, личник его очень сильно выдается вперед более или менее тупым острием. Иногда он заменяется железной маской или личиной (рис. 242-243).

Рис. 244. Немецкий морион (Парижский артиллерийский музей).

 

Головным доспехом аркебузников был морион (рис. 244), он отли­ чался высоким и довольно пло­ским навершьем с очень высоким гребнем. Спереди и сзади поля подымаются кверху, об­разуя таким образом полу­круглую форму. Такоеустройство этого наголовья да­ет возможность хорошо прицеливаться и смотреть вверх, если это нужно, а края, обрамляя лицо, предохраняют его от поперечных ударов, так как морион надвигался на лицо до переносицы. Эта форма наго­ловья появляется в середине XVI столетия в Италии, хотя и несколько позднее, однако, несмотря на это, итальянцы умели дать ему такое совершенство, которого не могли добиться ни германцы, ни тем более французы, делавшие его очень тяжелым. В Италии морион ковался из одного куска. Во Франции морион носился до конца Х V I века, а в Германии и Швейцарии еще долго и в следующем столетии, не сумев, однако, сохранить ни изящности, ни легкости итальянских форм.

Очень часто морион покрывался гравировкой и позолотой, чем мори­он парижского музея (рис. 244) может служить прекрасным образцом. На его гребне помещены гербы Саксонии и курфюрста; трубка для сул­тана представляет собою маленькую фигурку из позолоченной меди. Львиные головки, держащие в пасти маленькое кольцо, служат шляп­ками заклепок, которые укрепляют внутреннюю оправу. Многие немец­кие морионы имеют на каждой стороне навершья выпуклый цветок лилии. Это украшение составляет характерную черту наголовных до­спехов, чаще рапир, городской гвардии города Мюнхена, которая в кон­це XVI столетия приняла этот символ непорочности.

Другой морион Парижского артиллерийского музея (рис. 245) может служить образцом формы, известной под названием а ergot, вследствие маленького острия, которым оканчивается очень коническое и без греб­ней навершье. (Некоторые называют такие каски легкими армэ, pettis armets.) Превосходная работа данного наголовья дает повод думать, что она принадлежит итальянской работе второй половины XVI столетия.

Он украшен продольными полосами, покрытыми гравировкой и позоло­той; кроме того, на нем имеются и другие украшения: трофеи, воины, медальоны, изображающие человеческие фигуры во весь рост.

Рис. 245. Морион a ergot (Парижский артиллерийский музей).

 

Рис. 246. Кабассет (Парижский артиллерийский музеи).

 

 

 

Рис. 247, Железная шапка (калотта) (Парижский артиллерий­ский музей).

 

 

Рис. 248-250. Турецкий шишак (Великого Везиря Мехмета Соколовича, убитого в 1579 г). Польский шишак (Императорский Эрмитаж). Шишак герцога Лотарин-гского КарлаIII (1540-1608). (Импераюрский Эрмитаж).

 

Рис. 251. Турнирный салад итальянской работы (Парижский артиллерийский музей).

 

 

 

Рис. 252. Турнирный салад немецкой работы (Па­рижский артиллерий­ский музей).

 

Рис. 253. Турнирный шлем типа 1е1е йе сгараиа (Парижский артиллерийский музей).

 

Кабассет (cabasset) отличается от мориона своим навершьем, имею­щим форму яйцевидного купола и плоскими и горизонтальными поля­ми; гребня нет, и своей формой доспех буквально воспроизводит форму шляп, бывших в моде в царствование Карла IX. Гребень представляет часто усеченные грани и имеет иногда на вершине острие (ergot); пре­красные итальянские кабассеты (рис. 246) часто украшены нежными перевивающимися арабесками и медальонами, которые тонко выгравированы резцом и, будучи позолочены, резко выступают на фоне вычер­ненной стали. Хотя наголовья эти и принадлежат XVI столетию, но они долго еще держались в употреблении, так как были легки и удобны. У некоторых поля очень опущены, другие снабжены нащечниками, наконец, у многих есть даже ос­новные части забрала и наза­тыльника. Этот тип принадлежит каскам превосход­нейшей работы;чеканка,грави­ровка, позолочение, работа выпуклых украшений, все сое­динилось вместе, чтобы сделать яз них chefs d'oeuvre'', преиму­щественно итальянского искус­ства. Германские и швейцарские пехотинцы носили металличе­ские шапки (са1оttе), обтянутые материей, и надевали их под ши­рокие береты и шляпы из сукна иди войлока, украшенные боль­шими перьями; перья наклоня­лись в сторону солнца, предохраняя во время ходьбы от лучей, иногда же их вешали на шею, спуская на спину, и на голове оставалась одна металлическая шапка, которую часто, особенно в конце столетия, стали прикреплять к шляпе.

 

Рис. 254. Тяжелая конская броня герцога Фердинанда Альбы. Работа Дезиндерия Кольмана в Аугсбурге (1551 г.).

 

Эта шапка (рис. 247) представляет собою род открытого шишака из покрытого чернью железа; прямоугольные отверстия, которыми усеяна его поверхность, уменьшает его вес; через круглые отверстия проходили проволоки, на которых утверждалась внутренняя оправа и верхняя шляпа. Такие подбитые железом головные уборы употребляются до XVIII столетия.

В начале XVI столетия проникает из Турции новая форма наголовья, которая по своему удобству вскоре получает широкое распространение. Наголовье это было шишак. Шишак (рис. 248-250) состоит из тульи, имеющей конусообразную форму, к которой с боков прикреплялись на шарнирах уши или наушки; спереди шишак имел козырек, сквозь кото­рый проходил железный нос, удерживающийся винтом или шурупцем. Шея защищалась затылком, составлявшимся из одной или нескольких находящих одна на другую пластин. На верху тульи имелось небольшое металлическое украшение - репье или шиш. Польские шишаки часто нс имели у шей и репья, а с боков к тулье прикреплялось по металлическому большому крылу, несколько ослаблявшему удары по голове; главное назначение этих крыльев состояло в шуме, который они производили при езде, пугая таким образом лошадей неприятельской конницы. По­добные крылья имели и другие польские наголовья. Шишаки были в употреблении до конца XVII века.

 

Рис. 255. Конская броня императора Максимилиана I, покрытая .изображениями подвигов Самсона и Геркулеса.

 

На турнирах XVI столетия главным головным доспехом служит са-лад, личник которого снабжен особым винтом, служившим для привин-чивания предличного закрытия (рис. 251 и 252). Они часто покрывались гравюрой и чеканкой.

В начале того же столетия, особенно при бое на копьях, употреблялось и другое наголовье - тяжелый шлем, прозванный из-за своего вида жабьей головой (tete de crapaud), которую он на самом деле несколько и напоминает (рис. 253). Шлемы эти делались из толстого железа и имели спереди и сзади по железной петле, которой прикреплялись к нагрудни­ку и спине лат.

Конская броня к середине столетия также получает законченный вид (рис. 254), но она очень тяжела. Часто она покрывается роскошными гравюрой и чеканкой (рис. 255).

 

МЕЧ, ШПАГА И КИНЖАЛ (ДАГА)

 

В XVI столетии меч достигает высшей ступени совершенства. Он становится неразлучным спутником каждого, особенно по мере прибли­жения к тем тревожным временам, когда всякий признавал за собой право быть вооруженным.

 

Рис. 256. Седельный меч (венецианской работы).

 

Простая рукоять в форме креста клонится к уничтожению; едва на­ходим мы в длинных седельных20 мечах (ех10с) конницы. Венецианский меч в Клюни (рис. 256) может служить образцом таких мечей. Рукоять его стальная, украшенная чеканкой и позолотой. Две, расширенные и изогнутые к лезвиям клинка, дужки имеют спиралевидные украшения, образуя на каждой оконечности треугольную выемку. Боковое кольцо, дополняя защиту руки, утолщается по середине и образует два треуголь­ных отверстия, разделенных двойным завитком, который находится также и на головке рукоятки. Смелые изгибы дужки, чеканка прекрас­ного стиля, исполненная уверенной и смелой рукой, все обнаруживает в этом оружии прекрасную работу. Клинок его, утолщенный и затуплен­ный на сторонах при соединении с рукоятью, указывает, что этот меч управлялся одной рукой. Трубка охватывалась четырьмя пальцами, между тем как указательный захватывал дужки; таким образом, было необходимо, чтобы клинок был тупым в том месте, где палец приходил с ним в соприкосновение. Впрочем, короткая рукоятка неизбежна, когда оружие держится вышеупомянутым способом, и все мечи эпохи основа­ны на этом принципе. Клинок меча, длиной около метра, усиливается посередине отлогим ребром, откосы которого образуют лезвия, так что в разрезе получается очень сплюснутый косоугольник.

Рис. 257. Рукоять ручного ме­ча.

 

Ручной меч конных воинов такого же типа, но с более сложной руко­ятью, еще однако настолько простои, чтобы не стеснять руку, одетую рукавицей, если бы пришлось действовать оружием при быстрой езде. Рукоять его имеет следующее устройство (рис. 257). Головка ее А всегда достаточно тяжелая, чтобы уравновешивать клинок, удлиняет­ся обыкновенно в виде груши, сосновой шишки, оливы и пр.; она имеет шейку А1' опирающуюся на трубку В, а наверху снабжена пуговкой А, которая иногда на­зывается каплей (goutte) и служит для за-клепывания стержня, не трогая таким способом поверхности головки. Трубка В делается обыкновенно короткой, в форме круглой, витой или желобчатой колонны, иногда суживающейся на оконечностях; выпуклости, которые на ней делаются, имеют целью дать пальцам более удобную рукоятку. Иногда сторона, обращенная к ладони, более выпукла, чем противоположная. Из различ­ных материалов, употреблявшихся на ее изготовление, чаще встречает­ся дерево, потому что его обработка легче; для прочности оно покрывается железной или медной сетью филигранной работы. Эта оп­рава на оконечности трубки укрепляется плетеными или цельными ме­таллическими кольцами. Гард состоит из двух дужек К, выходящих из щитка Т; с дужками соприкасается боковое кольцо 5. Второе боковое кольцо образовано двумя сходящими двойными дужками (pas d'ane).

Часть клинка, заключенная между боковыми кольцами, сужена и притуплена на лезвиях; ее называют ricasso М (как говорят испанцы) и на этой части, часто выпуклой, оружейные мастера клали свое клеймо. Боковые выемки облегчали проход пальцев в pas d'ane.

Клинок меча (рис. 258) имеет стержень 5, верхний конец которого заклепывается в головке А11, а нижний переходит в ricasso, где образу­ется первый заплечик, служащий опорой щитку. Ricasso R образует выемку, в которую кладется клеймо; затем идет клинок F с двумя дола­ми, придающими легкость и гибкость; долы эти идут от середины клинка Т.

Клинки бывают иногда чрезвычайно длинны; нередко встречаются до четырех футов от ricasso до острия.

В венецианских мечах (рис. 259) рукоять, кроме бокового кольца, усложняется железной чашкой в форме раковины, в которую вклады­вался большой палец, если держать оружие правильно (рис. 260).

В продолжение всей первой половины XVI столетия немецкие пехо­тинцы употребляли менее длинные, но зато еще более тонкие мечи. Их можно держать двумя руками, что видно по длине и форме рукоятки, образующей две выемки: одну к стороне головки рукоятки, другую – к клинку (рис. 261), так что трубка образует посередине утолщение. Де­ревянная трубка обтягивалась совершенно темной кожей и плотно обвивалась тонкой проволокой. Клинок с треугольным сечением образует на каждой из своих трех сторон вогнутую грань, что уменьшает его вес, не нарушая сурового характера, каким отличается это оружие; длина его 1 метр 15 см, а всего оружия - 1 метр 41 см.

 

Рис. 258-261. Клинок меча. Венецианский ручной меч. Немецкий меч пехотинца (Луврский музей).

 

Такие мечи были пригодны только для укола, почему их правильнее называть шпагами; шпаги употреблялись чаще воинами, чем пехотин­цами. К этому же типу принадлежит и первобытный шотландский па­лаш (с1аушоге), основанный на том же принципе, но у которого дужки загибаются к лезвиям, образуя с клинком угол в 45 градусов. Палаш был в употреблении в XV столетии. Позднее, в царствование Елизаветы, в Англии стал распространяться итальянский палаш (schiavone), у кото­рого гард в виде корзины или колыбели.

французских

Рис. 262-263. Саксонский меч (Луврский музей).

 

Самым употребительным оружием среди немецких и конных воинов был боевой меч без соединительной дуги, которого мно­гие несправедливо называют побочным мечом (batarde). В мечах этих головка рукояти очень массивна для того, чтобы уравновешивать кли­нок; как она, так и гард сделаны из вычерненной стали. Гард состоит из двух дужек, расширенных наподобие железка топора, со скошенными лезвиями и имеет pas d'ane и два боковых кольца, которые утолщаются посередине в виде косоугольника. Контр-гард, начинаясь от основания одного из разветвлений, образующих pas d'ane, идет к вершине другого. Короткая трубка указывает способ, как держалось оружие (рис. 262); она покрыта шагреневой кожей, укрепляющейся четырьмя стальными прутьями, концы которых входят в широкие и зубчатые с наружной стороны кольца. Род футляра из вычеканенной листовой стали покры­вает основание клинка, образуя нижний очень выпуклый отворот, от щитка до начала гарда. Не говоря уже о том, что подобный чехол предо­храняет пальцы от опасного для них соприкосновения с лезвиями, он, кроме того, предохраняет и внутренность ножен от дождя, покрывая воронку ножен своим отворотом.

Клинок треугольный с выемчатыми гранями; длина его 1 м 15 см. Прямой и крепкий, он должен был наносить страшные уколы.

 

 

Рис. 264-265. Схема гарда и контр-гарда.

 

Но далеко не все мечи отличаются такой простотой гарда, и рисун­ки 264 и 265 дают начертание его самого обыкновенного типа. Все основные части неизбежно встречаются во всех рапирах, estocad-ax, мечах и шпагах этой эпохи. Число разветвлений может изменяться, они могут искривляться, прерываться, пересекаться, но главный остов остается тот же самый.

Будут ли дужки А прямыми или изогнутыми, щиток В более или менее удлиненным, pas d'ane Н, более или менее открытым, будут ли боковые кольца Н' мало - или многочисленны, пусть они даже переме­шиваются с разветвлениями Н - основное строение остается то же самое.

Восходящая ветвь С, или соединительная дуга, идет от дужки гарда к головке рукояти, всегда достигая до ее середины; в XVIII столетии эту дугу будут припаивать к головке. Она образует более или менее много­численные разветвления, совокупность которых вместе с боковыми кольцами и pas d'ane окружает руку подобно колыбели. Оттененные на рисунке части обозначают контр-гарды V, которые состоят из разветв­лений, идущих по другую сторону гарда и защищающих пальцы, при­гнутые к ладони, к которой всегда обращен гард. Гарды защищают верх руки, контр-гарды - низ. У шпаги, привешенной сбоку в горизонтальном положении, соединительная дуга обращена к земле, гарды и кольца смотрят наружу, а контр-гарды выходят внутрь, касаясь бедра; но, так как, вследствии этого шпага очень отставляется от тела, то во многих городских шпагах контр-гарды, как мы увидим, совершенно уничтожаются. Дужкой гарда называется джка, находящаяся на одной стороне с соединительной дугой А (рис. 25); она называется так потому что у некоторых шпаг она заменяет соединительную дугу и поднимается до головки. Другая дужка называется "дужкой отражения", потому что часто она опускается к клинку и может отражать удар, скользящий по клинку к пальцам, и даже зацепить неприятельскую шпагу. Если обе дужки имеют одинаковое расположение, то их называют chevauches (бродячими).