Исторический путь развития американской элиты

 

Относительная значимость трех верхушек во властвующей элите исторически меняется: Миллс выделяет 5 периодов в развитии американской элиты:

 

Третий период (от гражданской войны до «Нового курса»): возвышение корпораций — главенствующая роль экономической элиты: ее вторжение в сферу деятельности правительства, контроль над партиями, конгрессом и правительством. Военная элита подчинена политической, политическая — экономической.

Четвертый период (30-е годы: годы «Нового курса»): главенствующая роль переходит к государству (политической верхушке).

Пятый период (2-я мировая война и после): «возвышение военщины» — проникновение военной верхушки в сферы деятельности корпораций и правительства: распространение милитаристской философии, подчинение всех институтов запросам и интересам военного ведомства.

1955 г. — на военные нужды направлялось две трети бюджетных средств.

 

 

Миллс о современном «массовом обществе»

 

Инертное общество: обратная сторона обособления властвующей элиты.

Исчезновение «общественности» (public): «Вопросы, определяющие судьбы людей, не ставятся ныне и не решаются широкой общественностью». — Ключевые для общества решения принимаются элитой, зачастую вовсе без оглядки на общественность.

= Растет пропасть между элитой и управляемым населением.

Риторические рассуждения о демократии — «серия вымыслов».

 

Огромную роль здесь играют СМИ: на место демократического обсуждения и принятия решений приходят авторитарные механизмы принятия решений, опирающиеся на технологии пропагандистской обработки и формирования «общественного мнения».

Рынок мнений монополизирован: на место многочисленных независимых производителей мнений пришли несколько крупных монополистов. Итог: всеобщее душевное невежество, отупение, утрата жизненных ориентиров и критериев, торжество аморальности, крушение разума, общая атмосфера неуверенности и бессилия.

 

Аналогичную функцию выполняет также система образования.

 

«Аморальность в верхах»: структурная проблема. — Само общество устроено так, что для достижения успеха человек вынужден отбросить мораль; нравственные ориентации зачастую оказываются губительными для карьеры.

В низах аналогичной структурной проблемой является «обывательский макиавеллизм».

 

В обществе, где единственным бесспорным мерилом преуспевания (и ценности человека) являются деньги, иначе быть и не может.