Поведенческие аспекты контроля

 

При разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей, т.е. учитыватьпове­денческие аспекты контроля.

Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля ви­димым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей орга­низации. Наглядность и видимость контроля направлена не на то, чтобы зафиксировать ошибки или недоработки, а на то, что­бы предотвратить их. Менеджеры надеются, что сотрудники, зная о том, что контроль существует и действует эффективно, будут сознательно стараться избегать ошибок. В свою очередь, это увеличивает возможности контроля - максимально сбли­жать реальные результаты с намеченными.

Однако контроль может привести и к негативным последстви­ям: формировать поведение, ориентированное на контроль; побуж­дать людей выдавать организации искаженную информацию.

Сам факт измерения результатов влияет на поведение лю­дей, работу которых обследуют. Когда менеджер измеряет ре­зультаты работы подчиненных, он тем самым включает цепочку познавательных и мотивационных эффектов. Подчиненные ин­терпретируют эти измерения как процессы, которые определяют важнейшие аспекты их работы и реагируют на них, пытаясь за­фиксировать измерения на уровне, который подлежит вознаграждению.

Другой потенциальный отрицательный поведенческий эф­фект контроля заключается в том, что он может побуждать лю­дей выдавать искаженную информацию.

Для того, чтобы избежать негативного воздействия контроля на поведение сотрудников и повысить его эффективность, разработаны рекомендации по проведению эффективного контроля:

1. Устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками.

2. Устанавливайте двустороннее общение.

3. Избегайте чрезмерного контроля.

4. Устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты

5. Вознаграждайте за достижение стандарта.