Резюме темы

Вопрос 3. Формирование рыночных отношений в промышленности России

Вопрос 2. Классификация отраслей промышленности

Вопрос 1. Формы территориальной организации

Вопрос 3. Формирование рыночных отношений в промышленности России

Вопрос 2. Классификация отраслей промышленности

Вопрос 1 Формы территориальной организации

Дополнительная литература

Основная литература

Вопросы для самостоятельного изучения

Урбанизация трудовые ресурсы экономически активное население

Демографический кризис демографический взрыв городская агломерация миграция

Основные термины и понятия

1. Анализ миграционных процессов.
2. Проблемы создания социальной инфраструктуры.
3. Повышение уровня жизни населения в территориальном разрезе.

1. Кистанов В.В Размещение производительных сил М. 1994г
2. Морозова Т.Г Региональная экономика М. 1995г
3. Хрущев А.Т. Экономическая и социальная география России М.
1997г.
4. Родионова И.А. Экономическая география России М. 2003г.

1. Дронов В.П., Глушкова В.Г. Общественная география России М.
2003г.
2. Голубчик М.М., Фаубусович Э.Л. Экономическая и социальная география. Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003г.


Тема№4. «Промышленность Российской Федерации, формы ее территориальной организации»

План:

Экономическая реформа, проводимая в России с января 1992 г.,
изменила политическую и экономическую ситуацию. Процесс становления рыночной экономики протекает болезненно, однако, несмотря на значительные экономические трудности, вхождение России в рынок приобретает необратимый характер. Идет формирование многоукладной экономики, охватывающей значительное количество частных, смешанных и иных форм предприятий. В настоящее время доля акционированных предприятий преобладает над государственными не только по их количеству, но и по численности работающих и по выпуску производимой промышленной продукции. На негосударственный сектор экономики приходится около 70% производимого валового внутреннего продукта.
Экономическое положение России осложняется продолжением кризисных процессов и дальнейшим спадом производства. Причинами этого являются слабое развитие нарождающихся рыночных регуляторов и административно-регулирующего механизма,
нарушение хозяйственных связей, необеспеченность предприятий материальными ресурсами, финансовые трудности, вызванные платежеспособным кризисом, значительным износом основных фондов.
Территориальная организация народного хозяйства сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влияние социально-экономических преобразований,
научно-технического прогресса и территориального разделения
труда. Она была обусловлена приближение производства к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам, инфраструктурным объектам, к местам сосредоточения трудовых ресурсов районам потребления готовой продукции; сдвигом промышленности в восточные районы; специализацией и комплексным развитием экономических районов; укреплением обороноспособности государства; влиянием международного разделения труда и интеграционных процессов. Одна из самых важных вех на пути изменения территориальных пропорций в народном хозяйстве России — сдвиг промышленности в восточные районы, где сосредоточены основные природные запасы сырья, топлива и энергии. Здесь сложились мощные индустриальные базы, возникли крупные территориально-производственные, в том числе топливно-энергетические, комплексы.
Самая актуальная проблема территориальной организации народно, хозяйства России — рациональное разделение труда между европейской частью, включая Урал, и восточными
районами. Она в значительной мере обусловлена стремлением как можно эффективнее преодолеть несоответствие в размещении сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, с одно стороны, и трудовых ресурсов — с другой.
В процессе реформирования экономики страны и перехода к
рыночным отношениям территориальная организация производительных сил приобретает новые характеристики. До сих пор одной из основных тенденций являлось ускоренное экономическое развитие восточных районов. Стабилизацию и оживление экономики должны обеспечивать в первую очередь старые промышленные районы. Наряду с ними выход из кризиса обеспечат новые «точки роста» в виде свободных, экономических зон.
Все более широкое включение России в международное
разделение труда и мировые хозяйственные связи вызывает активизацию экономической деятельности и рыночных отношений в приграничных и приморских районах европейской части и Дальнего Востока. Расширяются существующие порты, с тем, чтобы они могли принять на себя те грузопотоки, которые шли раньше через Одессу и другие порты, отошедшие к Украине и странам Балтии. Намечено также сооружение новых портов в Ейске, Тюмени, в устье Онеги и на Балтийском побережье Ленинградской обл. (Усть-Луга).
Приграничная торговля преимущественное развитие получила на Дальнем Востоке и в Калининградской обл. Для территориальной организации народного хозяйства страны важную роль играет экономическая политика в отношении стран СНГ, в том числе ближнего зарубежья. Она направлена на формирование общего экономического пространства, что обеспечивает переход к единому торговому пространству и развитию глубоких интеграционных процессов. В новых условиях хозяйствования при переходе к рыночной экономике проблемы территориальной организации производительных сил должны решаться с учетом таких условий, как свободное перемещение товаров и услуг, рабочей силы и капиталов, и в зависимости от конъюнктуры товарных рынков. Проблема экологического оздоровления России не имеет альтернативы. Научно-технический прогресс России немыслим без обеспечения благоприятной среды обитания человека. Переход к рыночной экономике в России сопровождался усиление территориальной дифференциации развития производительных сил. Проведение экономических реформ в стране (темпы, масштабы, направления) указывает на значительные региональные различия. Быстрее всего на начальном этапе они осуществлялись в старых промышленных района; (Центральном, Волго-Вятском, Северо- Западном и Уральском). Медленнее процесс перехода к многоукладной экономике идет в районах с преимущественно аграрной специализацией, а также там, где наблюдается сильное отставание в экономическом и социальном развитии (Калмыкия, Дагестан Тува и др .).
Основополагающими принципами региональной экономической политики являются:
1. укрепление экономического единства страны на базе федерализма, местного самоуправления и общероссийского
рынка;
2. повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах;
3. всемерное использование местных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально ориентиров ванной экономики.
В настоящее время все регионы страны, так или иначе, представляются проблемными. Среди проблемных регионов по уровню экономического и социального развития, глубине кризисных процессов, значению в решении федеральных (общегосударственных) задач выделяют следующие основные типы: 1) отстающие, 2) депрессивные 3) кризисные, 4) особого стратегического значения.

Депрессивные регионы — территории с устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, а также с растущей безработицей. К ним относятся, например, в европейской части страны Псковская, Ивановская и Костромская области, республики Калмыкия, Мордовия и Чувашия и т.д.

Кризисные регионы отличаются экстремальным характером экономических и социальных процессов (остановка промышленных предприятий, межэтнические конфликты). В их числе, прежде всего республики Северного Кавказа.

К регионам особого стратегического значения принадлежат Крайний Север и приравненные к нему территории, Дальний Восток, Калининградская обл. и все приграничные районы.
Для достижения главных целей региональной экономической политики в среднесрочной перспективе намечено:1. обеспечить работоспособность основных систем жизнеобеспечения, научно-производственного потенциала, федеральных и региональных инфраструктурных объектов, преодолеть спад производства, прежде всего в наиболее развитых опорных регионах;
2. содействовать созданию в каждом регионе ресурсно- финансового потенциала, достаточного для осуществления экономического и социального развития;
3. способствовать восстановлению нарушенных межрегиональных связей, остающихся рациональными в новых условиях;
4. развивать общероссийский рынок как интегрированную систему региональных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
5. сократить разрыв в уровнях экономического и социального развития регионов — субъектов РФ путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий;
6. решить острые социально-экономические проблемы Крайнего Севера и Дальнего Востока с учетом специфических интересов проживающих здесь малочисленных народов;
7. удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городских центрах и индустриальных районах;
8. принять меры к регулированию миграции населения,
обеспечить расселение переселенцев и беженцев в регионах,
имеющих необходимые предпосылки.
По мере расширения инвестиционных возможностей государства будет формироваться фонд регионального развития. Его средства пойдут на финансирование эффективных проектов как регионального, так и межрегионального значения.

Промышленность — важная составная часть единого хозяйственного комплекса Российской Федерации. На ее долю
приходится 1/4 валового внутреннего продукта. Ведущая роль
промышленности в экономике России определяется, прежде всего, тем, что, снабжая все отрасли народного хозяйства орудиями труда и новыми материалами, она служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом. Среди других отраслей хозяйства промышленность выделяется комплексирующими и районообразующими функциями.
Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности.
Отраслевая структура промышленности определяется многими общественными и экономическими факторами, основными из которых являются: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы.
Промышленность в своем развитии прошла огромный путь. В настоящее время она насчитывает свыше 134 подотраслей. В действующей классификации промышленности выделены 11 комплексных отраслей.
Научно-технический прогресс оказал особенно большое влияние на отраслевую структуру машиностроения, где получили развитие такие отрасли, как электроэнергетическая, приборостроительная с подотраслями: производство средств вычислительной техники, компьютеров, приборов контроля и регулирования сложных технологических процессов, роботов и т.д. Промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую. К добывающей промышленности относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, а также с добычей морского зверя, уловом рыбы и других продуктов моря.
К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов и переработке продукции сельского хозяйства. Ориентация на развитие добывающих отраслей промышленности привела к росту доли добывающих отраслей с 17% в 1992 г. до 21,6% в 1997 г. и снижению доли отраслей, связанных с получением готового продукта, до 78,4%.
По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие группы: производство средств производства (группа А) и производство предметов потребления (группа Б). Деление промышленности на группу А и группу Б позволяет определить натурально-вещественный состав произведенной продукции.
По прогнозам многих аналитических групп и международных организаций, экономика страны находится в ожидании начала экономического роста. Однако этот процесс будет протекать не во всех регионах и не на всех предприятиях одновременно.
В 1997 г. впервые с 1989 г. отмечена положительная динамика объемов промышленного производства, возросших на 1,9% по сравнению с 1996 г. Подъем отмечается в отраслях с высокой добавленной стоимостью — машиностроении и металлообработке, медицинской, полиграфической, химической, микробиологической промышленности, а также в цветной металлургии.
Разработанная Правительством РФ программа антикризисных мер, которая предусматривает изменение режима налогообложения, государственные субсидии, процедуру банкротства, помощь банковской системе, социальные гарантии для населения, должна способствовать смягчению негативных тенденций дальнейшего спада экономики России.
Главной целью промышленной политики является повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности России на внешнем и внутреннем рынках, которое неразрывно связано с подъемом экономики.
В соответствии с этой целью формируются стратегия и приоритеты промышленной политики, построенные на следующих принципах:
1. Включение России в систему международного разделения труда
за счет развития отраслей и предприятий, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.
2. Создание необходимых условий для развития отраслей и
предприятий, ориентирующихся на выпуск новых товаров и услуг для существующих и новых рынков, как внутренних, так и внешних.
3. Дальнейшее сокращение и конверсия предприятий военно- промышленного комплекса, а также сокращение производств и ликвидация предприятий в неперспективных отраслях на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ.
4. Унификация государственных стандартов РФ с международными стандартами и в первую очередь стандартами Европейского союза.
В отношении отраслей добывающей промышленности — нефтяной, газовой, лесной, продукция которых пользуется большим спросом на мировом рынке, проводится политика на их самостоятельное развитие на основе самофинансирования и на привлечение как отечественных, так и иностранных инвесторов.Мировая экономика XXI в. будет характеризоваться внедрением новых технологических процессов, основанных на всеобщей компьютеризации, генной инженерии, применении электроники. Российская Федерация сохраняет привлекательность для иностранных инвесторов, поскольку располагает дешевой и квалифицированной рабочей силой, высоким природно-ресурсным потенциалом с низкими ценами на сырье, топливо и энергию, развитой производственной и социальной инфраструктурой.

Становление рыночных отношений в России ведет не только к разнообразию форм собственности — государственной,
кооперативной, акционерной, арендной и частной, но и к появлению новых форм промышленной интеграции. Одной из таких форм является холдинг. Это новая форма индустриальной интеграции преимущественно акционированных предприятий с участием государственного капитала — как федерального, так и регионального. В состав холдинга могут входить совместные предприятия и иностранные фирмы.

Промышленная холдинговая компания (ПХК) представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на конкретной территорию.

Другой формой являются финансово-промышленные предприятия (ФПП), которые объединяют промышленные производства и банки. ФПП — это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельных хозяйствующих субъектов.
Первой зарегистрированной в 1993 г. финансово-промышленной группой была ФПГ «Уральские заводы».
В составе ФПГ зарегистрированы такие крупные промышленные предприятия, как АО «Магнитогорский металлургический
комбинат», «Западно-Сибирский металлургический комбинат»,
«НОСТА» (Орско-Халиловский металлургический комбинат),
«АвтоВАЗ», «КамАЗ» и др. Среди финансово-промышленных групп по своим объемам и численности персонала выделяются такие, как «Русхим», «Магнитогорская сталь», «Нижегородские автомобили», «Восточно-Сибирская группа» и др. В настоящее время в оборонной промышленности зарегистрированы четыре ФПГ — «Уральские заводы», «Скоростной флот», «Сокол» и «Сибирь». В ближайшие годы предполагается создание еще 30 аналогичных объединений. Одной из новых форм, получивших свое развитие в последние десятилетия, является развитие технополисов и технопарков. Они формируются в регионах, характеризующихся наличием тех элементов производительных сил, которые относятся к инновационной экономике, — высокотехнологичные предприятия, научно- исследовательские учреждения, университеты и другие центры профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации, информационно-коммуникационные структуры. Технопарки создаются в регионах с высоким уровнем экономического развития и научно-технического потенциала и связаны с развитием, прежде всего новейших технологий. Основу технополисов составляют новые и новейшие наукоемкие отрасли, для развития которых государство создает благоприятные условия. Подобные формы организации получают развитие в Москве — российско-итальянское СП
«Технопарк», в Санкт-Петербурге — «Санкт-Петербургский международный технопарк», АО «Санкт-Петербургский кибернетический технопарк», Томске — Томский научно- технологический парк, представляющий собой ассоциацию предприятий и институтов. Проектируется создание технопарков в Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Челябинске и др. Технополисы являются дорогостоящими объектами инвестирования и начинают приносить прибыль не ранее чем через 10 лет. В Российской Федерации такая форма территориальной организации хозяйства получает развитие в Зеленограде. Технополисы и технопарки должны способствовать не только развитию высокотехнологического производства и выходу продукции на мировой рынок, но и подъему экономики, как отдельного региона, так и страны в целом.

Становление рыночной экономики в России требует решения
важнейшей задачи — совершенствования ее отраслевой структуры, характеризующейся высоким удельным весом топливно-сырьевых отраслей. В связи с этим необходим переход от утяжеленной базовыми отраслями экономики к хозяйственной структуре, ориентированной на удовлетворение потребностей населения. Основным содержанием нового периода преобразований является структурная перестройка экономики. В программе социального и экономического развития на краткосрочный период предусматривается стабилизация экономики и обеспечение высоких темпов инвестиций для динамичного развития экономики и структурных преобразований.